Династия. Часть 18. Гарин Вадим Анатольевич
Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017 г.
На коллаже Фото 1 - Отец, Гарин Анатолий Николаевич и мама Каппер Марианна Оскаровна, Сталинград 1942 г. Фото из семейного архива. Фото 2 - Фрагмент письма мамы с фронта с указанием её фронтового адреса. Фото из семейного архива, Сталинград, 1942 г. Фото 3 - Мама, Гарина Марианна Оскаровна. Фото со мной на руках, из семейного архива, 1947 г. Фото 4 - Гарин Вадим Анатольевич в юности, 1961 г. Фото из Воронежского фотоателье. 5 - Здание управления Научно-производственного объединения "Севкавпроектмебель" (бывший дом купца Чирикова до 1918 г.) НПО занимало первые два этажа, выше - управление треста "Севкавстрой". Здание располагается на Буденноаском проспекте напротив здания штаба СКВО и Ростовского цирка. Фото 6 - Свидетельство о присвоении мне звания "Почётного мебельщика России".
Предисловие:
Династия лесоводов Капперов на мне обрывается к великому сожалению. Да и отнести меня к династии можно разве, что условно. Я закончил факультет Механической Технологии Древесины ВЛТИ (МТД), получив специальность механика по оборудованию деревообрабатывающих производств. Но вообщем, конечно, имею отношение к лесопользованию.
А мои сын и дочь, несмотря на то, что они окончили лесотехническую академию, никакого отношения к лесу не имеют.
Сын учился по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта», а дочь «Менеджмент». Сын, Гарин Сергей Вадимович, работая в Госавтоинспекции и следствии по ДТП, параллельно окончил Высшую школу милиции юридический факультет и стал работать адвокатом, а дочь Гарина Вероника Вадимовна, мать троих сыновей работает по специальности в медицинском бизнесе.
Глава 17. 1. Я и мои родители. Становление
По завершению Сталинградской битвы, участниками которой являлись мои родители, ближе к весне они решили оформить свой брак. Документ подписал командир части, а в конце 1943 года маму комиссовали по беременности. Через Центр поиска родных в Москве ей дали адрес нахождения семьи О.Г. Капперов, связь с которой была оборвана с конца 1942 г.. На фото 1 коллажа мама и папа после регистрации брака. Это фото мама послала бабушке вместе с сообщением о замужестве. Фото хранится в семейном архиве, а на фото 2 – последнее письмо с фронта.
С гвардейским знаком, орденом "Красной звезды" и медалью "За оборону Сталинграда" она приехала рожать к маме и папе в Воронеж, где к радости дедушки и бабушки я и появился на свет 12 апреля 1944 года.
Мой отец Гарин Анатолий Николаевич (1917-1995 гг.) родился в семье потомственных киевских адвокатов, однако вопреки воле отца поступил учиться в театральный институт и, окончив его в 1941 году за два дня до начала войны, записался добровольцем в Красную Армию. Рядовой красноармеец Гарин попал на Юго-Западный фронт, часть которого влилась в Сталинградкий, где отец на фронтовом концерте и познакомился с мамой.
Мама оказалась в Сталинграде в составе Воронежского военного ансамбля, который в марте 1942 года расформировали в связи с крайне тяжёлой военной обстановкой. Артистов ансамбля поставили «под ружьё». Маму направили рядовой в 281 стрелковый полк в составе действующей армии Сталинградского фронта, откуда пришло единственное письмо. Фото 2 на коллаже. Я писал об этом «Моя полевая почта 2193» http://www.proza.ru/2012/12/13/737
Отец воевал рядовым стрелкового полка до 1944 г, награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и «за оборону Сталинграда»
По распоряжению Министерства обороны СССР в 1944 г. началось откомандирование красноармейцев - дипломированных артистов в театры Советской Армии и Военно-Морского флота. Моего отца направили служить в театр Советской Армии Южного Военного Округа, в город Ростов-на Дону*.
В конце апреля 1944 года отец забрал нас с мамой в Ростов. Она поступила на работу в балетную группу Ростовского театра оперетты, а меня родители поручили няньке – соседке. Время было голодное, неустроенное. У мамы пропало молоко. Жили в подвале разрушенного здания гостиницы "Ростов" на Будёновском проспекте. Кое-как, промучившись до зимы, мама приняла решение отправить меня в Воронеж.
Таким образом, в возрасте одиннадцать месяцев от роду я попал в дом к своему дедушке, профессору - лесоводу О.Г. Капперу и бабушке художнику Нине Ивановне Каппер, с которыми мне посчастливилось прожить до самого окончания родного лесотехнического института.
Я рос у дедушки с бабушкой и никогда не чувствовал себя обделённым. Летом в отпуск к нам приезжали мама и тётя Инна. Она привозила мне гору игрушек и много занималась со мной. Инна же отвела меня в первый класс школы. Только теперь я понимаю, как исхитрялась она скопить деньги на подарки, отрывая средства от своей скудной аспирантской стипендии!
Учился я неважно. Школу не любил – писал об этом времени в рассказе «Из послевоенного детства». http://proza.ru/2014/02/23/1745, но очень много читал, даже пробовал писать и с шестого класса увлёкся музыкой. Обучался по классу кларнета, играл на саксофоне. Играл в духовых оркестрах сельскохозяйственного и лесотехнического институтов. Участвовал в самодеятельности ВЛТИ, стал музыкантом народного ансамбля «Весна», с которым гастролировал по стране. Работал и в других музыкальных коллективах.
Лесотехнический институт был мне родным с самого детства. Вся жизнь нашей семьи была с ним связана крепкими узами. Со школьной скамьи я посещал институтскую библиотеку, принимал участие в спортивных секциях института. В подвале ЛТИ собирали для тренировок и соревнований разбитые мотоциклы, играл в баскетбол и занимался боксом, участвовал в самодеятельности. Поэтому при выборе места учёбы вопрос не стоял: или мехфак лесотехнического института, или филологический факультет университета. От филологического меня отговорили: большинство выпускников работали учителями, чего я не хотел ни при каких обстоятельствах. Школу я терпеть не мог, особенно учителя русского языка и литературы. У нас с ней сложились, как говорят юристы, неприязненные отношения.
А мои журналистские амбиции погасил муж Инны мой дядя Володя (Владимир Павлович Боговой), приехавший к нам в отпуск вместе с Инной. Он сказал, что, скорее всего всю жизнь буду писать о доярках и трактористах. Или на худой конец буду вынужден печатать фельетоны в районной газете.
Я гордо ответил, что стану писателем! Добил он меня тем, что спросил:
- А твоя фамилия, случайно не Толстой ли? А может быть Чехов?
Запомни, надо выбирать профессию не связанную с идеологией – больно скользкий путь!
Вняв этим соображениям, я пошёл учиться на механика, что вообщем-то было мне близким – любил возиться с железками. Я поступил на мехфак Лестеха, отделение автотранспорта.
Наступил 1961 год - год Хрущёвских реформ в системе высшего и среднего образования, смысл которых сводился к желанию приблизить обучения к производству. Я подробно писал об этом в мемуарах, опубликованных в литературном портале Проза.ру http://proza.ru/2012/11/05/2014
Если кратко, то в высшей школе реформы в первую очередь коснулись первокурсников. Для бывших школьников на два года вводилась система вечернего обучения с обязательной работой на предприятиях лесного комплекса. А он, этот комплекс находился в разных регионах страны. Цикл обучения растягивался на шесть лет вместо пяти. В сессию сдавали по два экзамена и пять зачётов в течении вечернего обучения, а затем восстанавливался прежний порядок и цикл обучения. У нас в институте приняли решение создать ускоренную группу по специальности «эксплуатация автомобильного транспорта», которая продолжала заниматься по старой программе и в неё зачислили всех отслуживших армию, а нас, школьников, против нашей воли перевели на специальность «трактора и автомобили лесного комплекса». Кроме того, наш курс выезжал в город Гусь-Хрустальный для работы в леспромхозе. Многие перевелись в другие Воронежские ВУЗы, а я в знак протеста перешёл в нашем институте на факультет «Механической технологии древесины», который не выезжал из города, а студенты направлялись на работу в воронежские предприятия. Так на два года я попал на вагоноремонтный завод в деревообрабатывающий цех. Реформы Хрущёва вернули меня в семейную традицию, связанную с лесом. Провидение? Может быть.
Учился я отлично и после окончания института в 1967 году по распределению был направлен на работу в Ростовскую мебельную фирму «Дон». Со временем она преобразовалась в крупную фирму в системе Всесоюзного Промышленного Объединения «Югмебель» министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности, объединив все предприятия Ростовской области и стала называться Мебельной фирмой «Дон» имени Урицкого.
Для многих читателей, если такие найдутся, структура промышленности советского времени не представляет интереса, но, тем не менее, для понимания места в отрасли я очень кратко коснусь её в своём очерке:
В системе органов государственного управления в СССР стоял Кабинет министров, который управлял общесоюзными министерствами и госкомитетами. Я застал ещё в структуре управления Главмебельпром, который в народе называли просто Главк, управляющий предприятиями отрасли. Позже его упразднили и в 1975 году создали в стране пять Всесоюзных Промышленных Объединений в системе Минлеспрома СССР: Центромебель; Союзмебель; Югмебель; Севзапмебель и Востокмебель. Они напрямую находились в подчинении Министерства.
Предприятия Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края, Волгоградкая область, Адыгея, Дагестан, Чичено-Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкария входили в состав ВПО «Югмебель», в Ростовском подразделении которого я и работал.
То есть управление этого огромного объединения с широким спектром компетенции располагалось в г. Ростове-на -Дону и являлось главным управлением мебельной и деревообрабатывающей промышленности названных регионов.
Я начал свою производственную деятельность в 1967 году, а в
1969 году стал главным технологом фирмы. После укрупнения объединения трудился в должности заместителем главного инженера, исполнял обязанности главного инженера.
Руководство ВПО «Югмебель» мне предложило возглавить Экспериментальное проектно-конструкторское бюро ВПО «Югмебель», на базе которого я со своей командой создали Научно-производственное объединение «Севкавпроектмебель». Это позволило существенно увеличить численность работающих, расширить поле деятельности. НПО занималось проектной, конструкторской и производственной деятельностью. Разрабатывались проекты строительства и реконструкции мебельных и деревообрабатывающих предприятий, мебельщики проектировали новую мебель, организовывали выставки-ярмарки продаж, осуществляли рекламную деятельность, проводили прочностные испытания мебели.
Кроме этого научные отделы разрабатывали новые технологии, материалы и конструкции нестандартного оборудования отрасли, выполнялись работы по ценообразованию отрасли и многое другое.
Приобрели производственные подразделения, создали иногородние филиалы в городах Волгограде, Краснодаре, Майкопе и Грозном.
Главным в создании научно – производственного объединения «Севкавпроектмебель» Промышленного объединения «Югмебель» - которое я возглавлял в качестве генерального директора, стало то, что организация получила широкие производственные и финансовые возможности своего развития.
Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/18/3
Примечания:
*Анатолий Николаевич Гарин кроме работы в труппе театра работал в концертно –эстрадной программе, за которую получил звание лауреата артистов эстрады. Длительное время работал играющим директором Липецкого театра, а с 1964 года переезжает в город Майкоп, где становится актёром областного Адыгейского театра драмы А.С. Пушкина. В 1970 году ему присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.
Длительное время являлся депутатом городского совета, награждён почётными грамотами Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР
Свидетельство о публикации №217091202100
Не знаю, как пишут мемуары "по науке". Наверное, именно так, как это сделали Вы.
Дань громадного уважения предыдущим поколениям. Подробное описание именно их заслуг и достижений. Любовь к близким. И скуповато о себе.
Ну хорошо, кларнет, ансамбли...Конечно, это добавляет нюансов к портрету.
А глубокое знание живописи? Понятно теперь, откуда оно произрастает. Но всё-таки от детских впечатлений до монографии (да-да!) "Размышления у живописного полотна" далеко. А Вы её даже не упомянули. И "Тихий Дон", и ессеи...
Можно конечно отговориться, что акцент сделан на династи лесоводов и соответственно на Вашей профессиональной деятельности.
Но ведь интересно и наверняка поучительно было бы прочитать, как взращивается разносторонняя личность.
Спасибо, Вадим Анатольевич, за серьёзный труд - дать памяти блестящей династии лесоводов Капперов.
Наталия Шайн-Ткаченко 05.01.2018 18:29 Заявить о нарушении
Что же касаемо Ваших ощущений - они понятны. Я же в своих прежних работах тоже писал о родных. Где-то пересекаются истории. Расширять, думаю незачем. Это всё-таки биографические очерки, а они имеют свой формат. Мне издали книжку "Избранные повести и рассказы" на 320 стр. В личку пошлю её выходные данные. С праздником Вас!
Вадим Гарин 05.01.2018 19:03 Заявить о нарушении
Но сегодня летела, начиная с 17-й и до конца. Перечитала не без удовольствия!
Наталия Шайн-Ткаченко 05.01.2018 20:00 Заявить о нарушении
Наталия Шайн-Ткаченко 05.01.2018 20:05 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 05.01.2018 23:02 Заявить о нарушении