95. Школа даосов о двух путях и о провидении

 95.

О ДВУХ ПУТЯХ И О ПРОВИДЕНИИ

Даосы всегда разделяли путь жизни на путь Неба и путь человека, и только тот, кто сочетал в себе эти оба пути мог считаться настоящим человеком. Таких людей ещё называли выдающимися. О них Чжуанцзы говорил так: 


ВЫДАЮЩИЙСЯ
 
Нам нравится, когда кто-то другой на нас походит,
Не нравится, если от нас он будет отличаться,
Любовь к подобным, нелюбовь к другим так происходит -
От общего желанья из толпы всем выделяться.

Но разве тот, кто выделяться из толпы стремится,
В действительности в жизни выдающимся бывает?!
Чтоб быть спокойным, он с толпой всегда желает слиться,
Но опытом и мастерством толпы не обладает.

Кто хочет править всем, полезное всё собирает
У всех царей, чтобы своё умение повысить,   
Но вредное в правлении у них не замечает,
Такого царство будет от случайности зависеть.

Лишь по случайности счастливой не погибнет царство,
Из тысячи нет шанса, что оно с ним сохранится,
Дела в расстройстве всегда иметь будет государство,
Сто дел расстроится, и ни одно не завершится.

Увы! Владеющий землёй ведь этого не знает,
Он не способен вещам самим вещи предоставить,
Имея земли, он огромной вещью управляет.
Чего же можно ждать от тех, кто не умеет править?

Тот, вещь кто предоставит самой вещи, понимает,
Что нужно дать свободу всем вещам и отстраниться,
Он в принципе вещами управленье отвергает.
Сняв бремя тяжкое, его народ освободится.

Таким путём народом он не только управляет,
Но и вступает за пределы всех пространств в сознанье.
Народ его за выдающегося принимает,
Своей он необъятностью - за гранью пониманья.


Даос полагает, что человек, обладающий способностью понимать природу, способен познать Истину и быть провидцем. О провидце Чжуанцзы высказал такие слова:

ПРОВИДЕЦ
 
Ученье Человека Разума подобно тени
От тела, что на голос откликается как эхо.
На каждый отвечает он вопрос как истый гений,
Его слово - Пути Небес указанная веха.

В покое он беззвучен, ограничен и в движенье,
И каждого ведёт к тому, что сердце пожелает,
Кто его слушает, тот совершает достиженье,
Так каждого к себе самому словом возвращает.

Он странствует в пространствах всех, следов не оставляя,
В приходах и уходах не имеет отклоненья.
Подобно солнцу, в безначальном ход свой совершая,
Оказывает он влиянье на судьбы веленье.

С единством вечным он сливается душой и телом.
В великом естестве своём он "я" своё лишает
Бытья. Поэтому, лишившись самости, он за пределом
В бытье несуществующем себя осуществляет.

Он, видя будущее, знает, в мире что свершится,
Простые люди видеть ведь бытие лишь в состоянье,
Но от такого в мире ничего не может скрыться,
Он - друг природы, наблюдать способен Недеянье.

Поэтому, как считают даосы, в мире есть два пути: путь человека и путь Неба, и только тогда человек достигает своего величия, когда его путь совпадает с путём Неба. О двух путях Чжуанцзы говорил так:


ДВА ПУТИ

Все вещи незначительны, но мир весь составляют,
Сообразуясь во взаимодействии природном.
Но люди низкое в нём положенье занимают,
И, собираясь вместе, именуются народом.

На вещи опираются, вершат дела благие,
Народ сам груб, но без него сам царь не обойдётся,
Для этого и создают обычаи такие,
При помощи которых где смягчить нрав удаётся.

Хоть справедливость далека, нельзя с ней отделиться,
Близко хоть милосердие, но не всегда хватает,
Без них народ уже давно не может обходиться,
Ведь эти два начала добродетель составляют.

С их помощью в народе все обряды совершают.
Людей всех ограничивая, доброту их множат,
Держаться середины учат, долг их возвышают,
Лишь с добродетелью народ стать сам великим может.

Един наш путь, но не способен он не изменяться.
Священно Небо, безусловно и его влиянье,
Но в жизни благодать тогда лишь может совершаться,
Когда способно Небо заполнять наше сознанье.

Поэтому-то мудрецы все Небо созерцали,
И совершенствоваться в добродетели стремились,
Но Небу в свершенье дел благих не помогали,
И с тем, вокруг что них происходило, лишь мирились.

И замыслов в происходящее всё не вносили,
И добродетелью своей мир не отягощали,
Что исходило из Пути, они переносили,
О Неба тайных замыслах народу не вещали.

Соединялись с милосердьем, но не полагались,
Идя за справедливостью, её не расширяли,
От исполнения обрядов всех не уклонялись,
Обычаям местным подчиняясь, смут не поднимали.

И опираясь на народ, им не пренебрегали.
Все вещи недостойны, чтобы ими заниматься,
С вещами всё же образуясь, их не покидали,
Так как никто не может в стороне от них остаться.

Не понял Неба кто, тот чистотой не обладает,
И в добродетели  не сможет чистоты добиться.
Пути кто не постиг, тот в жизни ничего не знает,
Он жалок, и к Пути только всю жизнь будет стремиться.

Есть в мире два пути: Путь Неба и путь человека,
Бездеятельный, чтимый это есть путь Неба дальний,
Путь, деятельный с тяготами до скончания века,
Таков путь наш, определённый в сфере нам сакральной.

Путь Неба - путь хозяина, властителя природы,
Путь этот нас ведёт и в праведность направляет.
Путь человека - путь слуги и блага для народа,
Путь процветанья тех, кто волю Неба выполняет.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии