А что без Пушкина все мы...
Но если на минуту задуматься, смогло бы нынешнее поколение развиваться в том же ключе, как сейчас, не будь они знакомы с произведениями Александра Сергеевича Пушкина?
Да, смогло бы.
Чтобы быть более убедительным, стоит взвесить то содержание, которое мы впитали с прозой и стихами великого писателя, познакомившись с ними в детстве.
Стихи Александра Сергеевича предельно идеалистичны, они наполнены эмоциями, опытом, «прекрасными порывами» чувств, но пропитаны романтизмом, в усладу тех, кто является приверженцем этого течения мысли. Да, раннее творчество Пушкина было «насыщено» романтизмом, но постепенно, ввиду его смены ориентира на создание модели реализма в русском слове. «Русским Байроном» он не стал, как Михаил Лермонтов, но он внедрил многие положения романтизма в русскую литературу. Его «южные» произведения «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» яркое тому подтверждение, причину подобного написания стихов, написанных в духе «романтизма» я вижу в личности поэта, его яркой и эмоциональной стороне, где царит «дух свободы и страсти».
Теперь сразу ложку дегтя в вышесказанное… а зачем нынешнему кибертехнологичному поколению воспитывать в «душе прекрасные порывы»? Красиво говорить? Да, несомненно, было бы славно услышать в свой адрес стандартизированные фразы искалеченных современными средствами массовой информации и технологиями подранков 21 века в «пушкинской» обработке. Где «кореш» сменяет «сударь», а «заходь» растопчет «милости прошу». Не то время, не то поколение. Наполнить чашу, из которого через края выливается мультимедийная атеистическая масса, сложно, и ,зачастую, не под силу даже великим писателям. Каждой винтовке - свой калибр, я считаю, и стихи А.С. уже не могут оставить глубокий, незаживающий след в душе современного подростка. А жаль, поскольку они вероятнее всего заполнили своими прекрасными лексическими оборотами и четверостишиями «ласточкины гнезда» души ребенка, обновив его, делая неуязвимым к штурмующим его сознание импортными фразами и примитивными ценностями существа, но не личности.
Сказки…
Они призваны научить ребенка простым и общечеловеческим истинам о добре и зле, о справедливости и предательстве, о любви и преданности. Благо А.С., на страницах его сказок, автор сумел увидеть и отразить образ мыслей и чувства народа, особенности его многоликого характера, рассмотреть тайны устного народного творчества и простого человеческого языка. Близость Пушкина к народу, понимание его тягостей и нападок со стороны государства, своеобразная протянутая «рука солидарности» в сторону изможденного крестьянина – она была понята и оценена народом в правильном смысле.
Исходя из этого, сказки Пушкина весьма полезны в современном обществе, для правильной постановки примеров из жизни, пускай сказочно-мифологического образа, но простой и понятной серому, обывательскому русскому сервусу и его подрастающей смене. Дети понимают эти сказки именно так, как и должен понимать простые истины обычный ребенок. Самый обычный, потому что особенных детей не бывает в природе. Им всегда старались придать несуществующую креативность, считая, что они уникальны с рождения. Они все «табула раса», чистые листы своих родителей, на которых можно создать великое произведение либо навсегда превратить в серый черновик. А вот наполнитель - как раз подбирают родители. Сказки Пушкина могут наполнить их необходимой информацией, но анализ и оценку событий и поступков главных героев ребенок должен завершить самостоятельно. Его видение событий – как раз и будут той особенностью. Один ребенок, прочитав «Сказку о царе Салтане», сделает вывод, что Ткачиха с Поварихой зря затаили злобу на «сестрицу», избравшую роль молодой жены «батюшки-царя». Царь выбрал ту, что решила родить ему ребенка, по-видимому, это был предел ее возможностей. Сестры - как раз наоборот, олицетворение трудолюбивой женщины, наиболее уважаемой в современном обществе. Другой, прочитав эти строки, выберет сторону девицы, избравшей простой путь служения своему «царю-батюшке», через рождение «богатыря». Как бы сложилась ее судьба, роди она Салтану наследницу? История умалчивает, но порожней бочкой она вряд ли бы отделалась.
Но это глубоко копано, я думаю, что А.С. смысл своих сказок расстилал на поверхности, да и времена были другие.
Что до современного ребенка, может ли он пропустить в детстве сказки Пушкина, подменив его европейским фольклорным творчеством? Например, Шарля Перро, братьев Гримм или Г.Х. Андерсена? Разумеется, да. Они просты, содержат те же истины и толкования, учат отличать доброе и злое, ложь и правду. Ведь достаточно вспомнить Кота в сапогах, который привёл своего хозяина в дворянский род из нищеты, провернув несколько хитроумных ходов. И маркизу де Карабасу всё досталось «за так». Получается, что между краснощекой девицей, ставшей женой Салтана, ранее сидевшей перед прялкой, и хозяином кота, ставшим зятем короля, совсем немного разницы. Оба пришли «ко всему» без особых усилий. Примеров из фольклора русского и европейского масса, общие нравоучительные линии и мораль можно найти в обоих случаях.
Что касается произведений прозы великого Александра Сергеевича Пушкина, они немногочисленны, но содержат две основные линий – честь и влюбленность русского дворянина, и справедливость вкупе с благородством. Эти линии тонко прослеживаются в личностях Петра Гринёва и Владимира Дубровского. Они - «герои своего времени», актуальность их поступков в современном мире также попадает под сомнение. Честь дворянина исчезает при упоминании измены своему «государю», а благородство «лесного» разбойника ничто по сравнению с тем фактом, что он обыкновенный преступник, и подлежит карательным процедурам судопроизводства. Тема современной России 21 века – «Преступление и наказание» Достоевского, и «Собачье сердце» Булгакова потому как население насквозь коррумпированного государства, в котором растворяются последние отголоски светского общества, а религия насилует все слои и сферы общества, пытаясь повернуть механизм советской секуляризации, делает ставку на людей, подобных Родиону Раскольникову, которые ещё пытаются поставить свою жизнь путем, давно опробованным «верхами государевыми» - преступным. И выражают свою солидарность словам профессора Преображенского, пусть кухонным разговорам, потому как цитаты современных «профессоров» на улице быстро найдут свои «уши» у тех, кто охраняет Творцов современной «разрухи»; но его фразы актуальны по сей день, и могут описать Россию, постепенно забывающую, кем был для неё Александр Сергеевич Пушкин, и, подменяя его великое наследие русского языка и мысли, «оцифрованной копией», пусть и в HD качестве.
Свидетельство о публикации №217091200027