Аутизм

АУТИЗМ: ЭПИДЕМИЯ ИЛИ НОВЫЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В прошлом году в Харьковскую психолого-медико-педагогическую консультацию обратилось 55 семей, в которых есть ребенок-аутист. А уже в этом, 2017-м, году, который еще не закончился, — 165 семей. И это данные представителей лишь одного из учреждений, которые присутствовали на семинаре «Аутизм: диагноз, сенсорная интеграция, обучение»

АУТИЗМ: АКТУАЛЬНОСТЬ. На сегодняшний день, а определение этого явления меняется постоянно, аутизмом принято называть специфическое строение мозга, сопровождающееся проблемами с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей.
 
«То, что сегодня тема аутизма поднимается в нашем городе, в нашем регионе, является очень важным, — рассказывает на семинаре «Аутизм: диагноз, сенсорная интеграция, обучение» Вишнева Ирина Николаевна, заведующая ХПМПК. — Еще в прошлом году к нам обратилось 55 семей, у которых есть ребенок с аутизмом, а уже в этом, 2017-м, году, который даже не закончился, к нам обратилось 165 детей. И понятно, что помощь, в которой нуждаются и педагоги, и дети, и родители, крайне актуальна. Мир ребенка с аутизмом для взрослых непонятен, он непостижим, он неоднозначен. И нет уникальных рецептов сегодня, как помочь в развитии и сопровождении таких детей».
 
На данный момент нет точных данных, почему возникает аутизм у детей. Причинами называют экологию, стресс, обмен веществ, etc.
 
«В плане научных исследований все обстоит плохо, — комментирует Сергиенко Инна Владимировна, консул Международной Ассоциации «Аутизм — Европа». — Любое научное исследование в мире по аутизму заканчивается тем, что ученые предлагают еще что-то поисследовать».
 
И все же ученые пришли к определенным выводам, которые были оглашены в мае этого года на научной конференции IMFAR 2017 в Калифорнии. Исследования на уровне ДНК выявили отличия нейротипиков (обычных людей) от аутистов на клеточном уровне. Отличия таковы: заниженная функция детокса свободных радикалов кислорода (О2), что приводит к оксидативному стрессу; хроническое воспаление и повышенная реакция на новые раздражители; симбионтные микроорганизмы в пищеварительной системе.
 
Конечно, не у каждого ребенка с аутизмом есть все три проблемы, но решив некоторые, можно снизить и поведенческие признаки аутизма, для их обнаружения и существует диагностика. Ученые считают, что решения должны быть индивидуализированы для наибольшей эффективности и снижения риска побочных эффектов. Например, лечение оксидативного стресса уменьшило раздражительность детей и улучшило их поведение, что доказано несколькими исследованиями. Оно помогло тем детям, у которых были диагностированы завышенные уровни свободных радикалов О2.

АУТИЗМ КАК ЧАСТЬ РАЗНООБРАЗИЯ МИРА. По словам Инны Владимировны, самое важное сейчас — это создание национальной стратегии: «Мы видим, что таких детей становится все больше и больше. Они приходят в социум. Приходят в садики, в школы, контролировать их нельзя, и не нужно и нехорошо это делать. Мы должны готовить общество и создать стратегию так, чтобы их пребывание в социуме было безболезненным для них и для социума. Надо создавать образовательные программы для всех».
 
Иными словами, речь идет об информационной работе с обществом, чтобы все, кто так или иначе сталкивается с аутистами (детьми и взрослыми), будь то врач или менеджер, продавец или педагог, могли не бояться, а адекватно реагировать. Ведь аутизм — это не душевная болезнь и не умственная отсталость, это неспособность к коммуникации.
 
«Месседж, который транслируют организации по всему миру: аутизм останется с нами, — продолжает консул. — И его надо рассматривать как часть разнообразия мира. Это не болезнь, а новый вид человечества. На Западе таких людей уже принимают. Интенсивно работают с работодателями».
 
Внимание к аутистам — это не благотворительность. Лучше интегрировать особенного человека в общество и использовать его необычные способности, чем содержать всю жизнь. Людям с РАС (расстройство аутистического спектра) подходит любая работа с высоким уровнем повторяемости. Так как сотрудники с аутизмом очень хороши там, где есть конкретная задача, на которой можно сосредоточиться. К примеру, человек работает в аптеке и должен раскладывать лекарства в строго определенном порядке. Когда такую работу выполняет обычный человек и к нему кто-то подходит и заговаривает, он отвечает и отвлекается. Потому что так устроен социальный мозг, для него всегда будет приоритетом разговор с другим человеком. В такой ситуации есть вероятность ошибки. Но для человека с аутизмом все наоборот. Если кто-то подойдет и начнет разговаривать с ним, то он скажет: «Не сейчас, я работаю», и он продолжит работу. Он будет разговаривать с кем-нибудь только во время перерыва.
 
МИРОВЫЕ ПРАКТИКИ. Одной из стран с высоким уровнем трудоустройства аутистов является Великобритания. В 2009 году в Соединенном Королевстве был принят специальный закон, регламентирующий вопросы социализации и трудоустройства аутистов The Autism Act 2009. Позже были созданы специальные комитеты по решению вопросов, связанных с аутизмом, на государственном и городском уровнях, составлен каталог компаний, трудоустраивающих людей с этим диагнозом. Кроме того, были образованы негосударственные движения по социализации людей с аутизмом. Большинство общественных организаций были созданы силами родителей детей-аутистов для социализации и поддержки своих детей.
 
В израильской военной разведке есть специальное подразделение, в котором служат люди, страдающие нарушениями аутического спектра. Инициатива его создания принадлежит директору Службы внешней разведки Израиля «Моссад» Тамиру Пардо. Аутисты занимаются в основном анализом карт и аэрофотоснимков, которые появляются на экранах компьютеров. Из-за особенностей мышления они обращают внимание на мельчайшие подробности, учет которых при подготовке военных операций на местности позволяет не допустить возможных потерь личного состава. Таким образом, аутисты-разведчики спасают жизни солдат. Важно также, что в процессе службы ЦАХАЛ помогает военнослужащим-аутистам приобретать навыки, помогающие им в обычной жизни.
 
Также израильская организация Beit-Ekstein внедрила в Израиле инновационную модель трудоустройства взрослых с аутизмом. Персональный план трудоустройства разрабатывается специально для каждого лица со спектром аутизма в соответствии с его конкретными потребностями и навыками. Государство покрывает расходы по созданию специализированных рабочих мест. Используя эту систему, компания Beit-Ekstein только в одном из трех своих центров предоставила работу 100 аутистам, которые занимаются сортировкой и упаковкой товаров. Ассоциация аутистов «Алут» является оператором десяти центров занятости по всей стране, каждый из которых рассчитан на 20–30 человек. Они занимаются в основном садоводством, производством художественной керамики и витражей. Через компанию Andjoy аутист имеет шанс получить работу в сфере флористики, в кинологической фирме Geva Ziv их привлекают к уходу за собаками. Ариэльский университет разработал программу бесплатного обучения аутистов и проживания в общежитиях.
 
Одной из сфер, успешно осваивающих трудоустройство людей с аутизмом, являются информационные технологии. Специальные подразделения, в которых работают аутисты (как правило, они занимаются тестированием программных продуктов), созданы в Microsoft, Oracle, SAP и CSC. На основе этого опыта были созданы специализированная английская IT-компания AutismWorks и немецкая Auticon.
 
В датской компании Specialisterne, специализирующейся на технологическом консультировании, 75 процентов работников — аутисты и люди, у которых диагностирован синдром Аспергера, также относящийся к аутическому спектру. Аутисты могут проверить техническую документацию на 4000 страниц в 10 раз быстрее обычных людей и не пропустить ни одной ошибки.
 
Также ежегодно в мире проходит фестиваль аутистов ANCA, на котором выдают международную премию NAPA (Naturally Autistic People Awards). Награды выдаются за достижения в таких номинациях как: литература, изобразительное искусство, предпринимательство, превосходство в спорте, достижения в сообществе.
 
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В нашем городе существует несколько частных центров, студий и школ для детей с аутизмом. В них работают психологи, коррекционные педагоги, логопеды. Для того, чтобы ребенок-аутист в будущем мог нормально жить, его родителям приходится много с ним заниматься, причем и в специальных заведениях, и дома.
 
Дети с РАС нуждаются в том, чтобы мир вокруг был более предсказуемым и понятным. Это связано с тем, что на любой раздражитель их организм выдает в сотни тысяч больше реакций, чем у обычных людей. Порой их мозг не может справиться с потоком реакций, и внешне это может проявиться, например, в виде истерики. Им легче использовать периферическое зрение, так как прямой контакт «глаза в глаза» вызывает у них болевые ощущения. Многие из них не переносят прикосновений или не отвечают на вопросы. Вследствие особенностей поведения их не принимают окружающие. В Европе и США существует распространенная практика инклюзивного образования, которая делает общеобразовательную школу доступной для детей с особыми потребностями. У нас пока детям с особенностями в школах не очень рады. Причем жестокое отношение демонстрируют не столько дети, сколько учителя.
 
«Когда мы видим двоечника по педагогической запущенности, мы говорим, что это здоровый двоечник. И этого ребенка мы принимаем более легче, нежели мы говорим, этот ребенок больной, у него стоит диагноз, — рассказывает психотерапевт Елена Владимировна Гришняева. — Наше общество не готово лояльно относиться к людям вообще чем-то отличающимся».
 
В этом смысле общество пока отстает от правительства. В прошлом году Министерством образования была представлена концепция «Новой украинской школы» — базовый документ для создания инклюзивного образования в Украине. Один из принципов этой стратегии — ребенкоцентризм. Новая школа должна будет учитывать права, способности и потребности ребенка, а не идти по написанной инструкции сверху.
 
Кроме того, приняты законопроекты, направленные на улучшение жизни особенных детей. Так, 23 мая Верховная Рада поддержала президентский законопроект №;6437 «О внесении изменений в закон «Об образовании» об особенностях доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам», который обеспечит продолжение развития инклюзивного образования в Украине.
 
Законом предусмотрено финансирование дополнительных коррекционно-развивающих занятий и приобретение специальных средств коррекции психофизического развития, которые определены в индивидуальной программе развития личности с особыми образовательными потребностями, за счет средств субвенции из государственного бюджета непосредственно местным бюджетам, а также других источников, не запрещенных законодательством.
 
Закон дополнили положением о гарантированном государством праве на образование в учебных заведениях, в том числе на бесплатное в государственных и коммунальных заведениях, независимо от особых образовательных потребностей.
 
Такое право обеспечивается разными формами обучения, среди которых дистанционная и индивидуальная, а также созданием надлежащих условий для получения образования лицами с особыми потребностями с учетом их индивидуальных нужд в условиях инклюзивного образования. При этом доступность образовательных услуг, в частности инклюзивного обучения, по месту проживания для лиц с особыми образовательными потребностями определена в законе как один из основных принципов украинского образования.
 
В частности, общеобразовательные учебные заведения на основании письменного обращения лица с особыми образовательными потребностями, его родителей или представителей должны будут создавать инклюзивные или специальные классы. Но все эти инициативы могут остаться лишь инициативами, если общество не захочет меняться, оставаясь уверенным в собственной неуязвимости. Но это неуязвимость призрачна. По мнению специалистов, через десять лет каждый второй ребенок будет рождаться с расстройствами аутистического спектра. И какими вырастут эти дети, зависит только от нас.

http://izvestia.kharkov.ua/on-line/20/1241161.html


Рецензии