3. История появления традиционных ценностей

Жизненные ценности человека - это ориентиры   определяющие поступки человека в условиях  когда есть выбор.  Но традиционные ценности не есть элементарное сложение ценностей людей – членов человеческого сообщества, поскольку  у  каждого  из нас есть  индивидуальные  потребности и возможности, и они  часто антагонистичны, что создает конфликт интересов.

   Общество на определенном этапе своего развития приходит к осознанию необходимости выработки норм поведения удовлетворяющих большинство. Это и есть общественные жизненные ценности, представляющие    совокупность  нравственных норм   направленных на   защиту и  человека, и общества.  проводником  таких норм на  территории Старого Света  была христианская религия, а ее источником  -   книги Ветхого  и Нового Заветов.

  Напомню предысторию их появления.    Ориентировочно в XIII веке до н.э. состоялся  исход (бегство) евреев из Египта. Его инициатором был Моисей, действовавший по  замыслу ( Библия,  Исход) вступившего в контакт с ним Бога. Спустя три месяца, когда   потерявшие уверенность  в правильности сделанного выбора  беглецы возроптали,   у Моисея   возникла необходимость  заручиться подтверждением  от Бога  своего лидерского статуса для продолжения движения в  «землю обетованную».
   
    Там,  у подножья горы Синай (википедия  даёт  ее нынешнее название   Сас- Сафсафех, или Сербал), и произошло    событие, имевшее исключительное значение для народа Израиля, а позднее – и для христиан.
 Во избежание  обвинений в неточностях  изложения,  приведу сейчас и буду это делать  и  далее, тексты, взятые из канонической русской Библии.
 Вот как  во второй книге Моисея «Исход» отображено  это событие:

   «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный;\и вострепетал весь народ, бывший в стане.\ «И изрек Бог все слова сии, говоря:\ Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».\
 Далее  Господь  сказал, на каких условиях он продолжит покровительствовать народу,вышедшему из   египетского рабства.

    Привожу изложение  той части завета – договора Бога с евреями, где и содержатся   «Десять Заповедей»,  исполнение которых является этими самыми  условиями. Привожу их  с  минимальными  сокращениями:

-  Я Господь, Бог твой; - … да не будет у тебя других богов; - … не делай себе кумира , не поклоняйся им и не служи им;  - …  помни день субботний… шесть дней работай; -… . Почитай отца твоего и мать твою, что бы продлились дни твои на земле; …  не убивай;-…  не прелюбодействуй; -     не кради; -  не произноси ложного свидетельства  на ближнего своего;    не желай дома …  жены … ничего, что у ближнего твоего.
Это и есть  Десять Заповедей,  иначе -  Декалог .  Именно в них заложены основытого,что позже стало религиозной моралью. Обратите внимание: основы – следовательно -  только часть их.
   Во  времена доминирования христианской религии   нравственные нормы  людей полностью (или почти полностью) соответствовали    религиозным.  С одной важной оговоркой : христианские моральные установки никогда не ограничивали алчные аппетиты людей.  Церковь норму «Чти отца своего, и мать свою» распространяла и на любую власть,  «Не убивай»  -  только на
отца своего, и мать свою» распространяла и на любую власть,  «Не убивай»  -   одноплеменников, «Не желай  … ничего…» - и на ограничение посягательств на  собственность.
      
    А  какие нормы  следует считать традиционными в настоящее время?   Только те, которые принимаются если не всеми людьми, то их  подавляющим большинством.  До тех пор, пока влияние христианства в Европе было доминирующим,  не было иной, кроме  христианской  морали. Но поскольку  религиозность населения в настоящее время существенно снизилась, то и те из моральных ценностей  прошлых времен, где упоминается «Бог», «Господь»  потеряли свою прежнюю  значимость. Следовательно, они не могут считаться частью  нынешних «традиционных ценностей», и последние выглядят так:

      Почитай отца твоего и мать твою…/,  Не убивай/, Не прелюбодействуй/, Не кради/, Не произноси  ложного свидетельства…/ Не желай …. ничего, что у ближнего твоего, и  дополним их  другими  этическими нормами  людей, как-то: - Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,  дерево познается по плодам, а человек по делам,  не судите, да не судимы будете,  никто не может служить двум господам. Кстати, взятыми и слегка подкорректированными словами Иисуса из его Нагорной проповеди.

   Как можно оценить их?  Безусловно, как лишенные  предпочтений к какой-либо религии,  проявляющие заботу и о сохранении рода людского во многих поколениях,  и о гармоничных внутриобщинных отношениях. Как будто предполагая, что именно  противоречия между людьми  и отсутствие соответствующих норм  жизни будут причиной длительных и роковых конфликтов.
 
    Следует обратить  внимание на два момента.
  Первый – не было на памяти моей других моральных наставлений для людей столь длительно использовавшихся.      Заповеди Господа  на протяжении двух тысяч лет были своеобразным моральным кодексом христианства.
  И второй – многие записанные в  Библии  нравственные нормы – это ведь  ни что иное, как народная мудрость, опыт коллективной жизни людей: не ленись, уважай знания и мудрость, не оскорбляй, живи сам и давай жить другим, дерево познается по плодам, а человек по делам и др.  И золотое  правило морали :   не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе -  было сформулировано и древнееврейским философом Гилелем, и  знаменитым Конфуцием  задолго до Иисуса.
 
2.3. О   «религиозной»   сущности   Заповедей

  Считаю необходимым вернуться к точке зрения о исключительно религиозной сути Заповедей. Но прежде  вспомним, что является сущностью религии. Если коротко – то это вера в сверхъестественное.

    Начну с тех норм Заповедей, которые несут основную смысловую нагрузку.  – Почитай отца своего…/Не убивай / Не кради / Не прелюбодействуй /  Не желай ни дома / Не лжесвидетельствуй – все они направлены на формирование рациональных  взаимоотношений в формирующемся сообществе  (13 век до н.э.) и  лишены даже минимальной  опоры на сверхъестественные силы. Желающие могут увидеть и исключительно значимую стратегическую цель: формирование таких норм взаимоотношений, какие обеспечат единение людей в семье, понимание ими своей ответственности за совершенные поступки, гармонизируют межличностные отношения. Разве можно считать эти нормы религиозными?
 
    А теперь вернемся к   первым четырем  из  Заповедей:
 
«Я  Господь, Бог твой». Формально – это явное свидетельство  религиозной сущность самих Заповедей, иного смысла слова «Бог», «Господь» не имеют. Проведем, однако, свой анализ  смыслового содержания  фразы: « Я Господь, Бог твой» без предвзятостей.

   Учитывая взаимную потребность участников договора: -  народа Израиля -  в высшем покровительстве на пути в «землю обетованную», а покровительствующего – в  жизни людей по Заповедям,  как еще можно было назвать  ту личность, по воле которой предстояло жить? Библия свидетельствует о чрезвычайном изумлении людей событием произошедшим у горы Синай. Оно было воспринято как чудо, совершить которое способен кто?  Каким словом называли в те времена личность всемогущую, бессмертную и достойную преклонения?  Так  и появилось в Библии слово «Бог»: не по причине рождения в момент встречи религии, а лишь для высшей оценки возможностей и способностей представшей перед ними Личности.
Есть ли другой вариант?

    Ну а  «Господь = Господин» - это общепринятое именование того, кто принимает гостей, и это полностью соответствует ситуации. Вот и получается, что событие может быть изложено таким образом « Я, пригласивший вас к себе на встречу, (хозяин, господарь, господин), беру вас под свое покровительство и защиту в том случае, если вы обещаете жить   по моим правилам».   Кто найдет в этой первой заповеди религиозный подтекст?

    Что касается «Да не будет у тебя других богов…» то она содержит предупреждение народу Израиля  о пределах покровительства  и  о последствиях двурушничества, и  измены тому, кто назвал себя Господом.  Если  мы признали его реальной личностью, то  и эта норма не будет оцениваться как религиозная. Точка.

    А вот «Не делай себе кумира…, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь твой…, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода…» является единственным несущим угрозы людям.  Кому? Ослушникам и предателям. Почему именно им? А  потому, что только они способны увлечь ложными идеями  и увести за собой  множество  народов, особенно если отступниками будут вожди.  Есть ли основания для определения этой нормы как религиозной – каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно.
 
   «Не произноси имени Господа…напрасно» - это не что иное, как не перекладывай свои заботы на других. «Помни день субботний» и «Шесть дней работай, … а седьмой день – суббота Господа» - что здесь из сверхъестественного, неужели норма живешь – так трудись, зарабатывай себе свой хлеб?  Ну а посвятить один день недели  размышления о своем бытии и раздумьях только у ортодоксальных евреев  является днем запретов на любые дела.

   В общем, изложенные правила разумны, полезны и для человека и для общества, но если для кого присутствие  слова   «Господь»  равно штампу  «религия»,  то и их мы должны исключить из присущих светскому обществу.

       Неотъемлимым каноническим элементом  религии Заповеди стали позднее, вначале попав в книги Моисея и стали элементом вероучения  иудеев (не позднее  середины V века до н.э), а у христиан это произошло в 360-м году. По мере становления обеих  религий усилиями служителей культа Десятисловие дополнялось и   приобретало совершенно четкую религиозную направленность, соответствующую практическим интересам служителей культа.

   Попутный вопрос касательно религиозности = сверхъестественности:  а не пришло ли время  пересмотреть мнение о   Заповедях, как события выдуманного, на реально состоявшееся и имеющее вполне рациональное объяснение? Обсудим  и  это. Чуть позже.


Рецензии