3. История появления традиционных ценностей
Общество на определенном этапе своего развития приходит к осознанию необходимости выработки норм поведения удовлетворяющих большинство. Это и есть общественные жизненные ценности, представляющие совокупность нравственных норм направленных на защиту и человека, и общества. проводником таких норм на территории Старого Света была христианская религия, а ее источником - книги Ветхого и Нового Заветов.
Напомню предысторию их появления. Ориентировочно в XIII веке до н.э. состоялся исход (бегство) евреев из Египта. Его инициатором был Моисей, действовавший по замыслу ( Библия, Исход) вступившего в контакт с ним Бога. Спустя три месяца, когда потерявшие уверенность в правильности сделанного выбора беглецы возроптали, у Моисея возникла необходимость заручиться подтверждением от Бога своего лидерского статуса для продолжения движения в «землю обетованную».
Там, у подножья горы Синай (википедия даёт ее нынешнее название Сас- Сафсафех, или Сербал), и произошло событие, имевшее исключительное значение для народа Израиля, а позднее – и для христиан.
Во избежание обвинений в неточностях изложения, приведу сейчас и буду это делать и далее, тексты, взятые из канонической русской Библии.
Вот как во второй книге Моисея «Исход» отображено это событие:
«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный;\и вострепетал весь народ, бывший в стане.\ «И изрек Бог все слова сии, говоря:\ Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».\
Далее Господь сказал, на каких условиях он продолжит покровительствовать народу,вышедшему из египетского рабства.
Привожу изложение той части завета – договора Бога с евреями, где и содержатся «Десять Заповедей», исполнение которых является этими самыми условиями. Привожу их с минимальными сокращениями:
- Я Господь, Бог твой; - … да не будет у тебя других богов; - … не делай себе кумира , не поклоняйся им и не служи им; - … помни день субботний… шесть дней работай; -… . Почитай отца твоего и мать твою, что бы продлились дни твои на земле; … не убивай;-… не прелюбодействуй; - не кради; - не произноси ложного свидетельства на ближнего своего; не желай дома … жены … ничего, что у ближнего твоего.
Это и есть Десять Заповедей, иначе - Декалог . Именно в них заложены основытого,что позже стало религиозной моралью. Обратите внимание: основы – следовательно - только часть их.
Во времена доминирования христианской религии нравственные нормы людей полностью (или почти полностью) соответствовали религиозным. С одной важной оговоркой : христианские моральные установки никогда не ограничивали алчные аппетиты людей. Церковь норму «Чти отца своего, и мать свою» распространяла и на любую власть, «Не убивай» - только на
отца своего, и мать свою» распространяла и на любую власть, «Не убивай» - одноплеменников, «Не желай … ничего…» - и на ограничение посягательств на собственность.
А какие нормы следует считать традиционными в настоящее время? Только те, которые принимаются если не всеми людьми, то их подавляющим большинством. До тех пор, пока влияние христианства в Европе было доминирующим, не было иной, кроме христианской морали. Но поскольку религиозность населения в настоящее время существенно снизилась, то и те из моральных ценностей прошлых времен, где упоминается «Бог», «Господь» потеряли свою прежнюю значимость. Следовательно, они не могут считаться частью нынешних «традиционных ценностей», и последние выглядят так:
Почитай отца твоего и мать твою…/, Не убивай/, Не прелюбодействуй/, Не кради/, Не произноси ложного свидетельства…/ Не желай …. ничего, что у ближнего твоего, и дополним их другими этическими нормами людей, как-то: - Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, дерево познается по плодам, а человек по делам, не судите, да не судимы будете, никто не может служить двум господам. Кстати, взятыми и слегка подкорректированными словами Иисуса из его Нагорной проповеди.
Как можно оценить их? Безусловно, как лишенные предпочтений к какой-либо религии, проявляющие заботу и о сохранении рода людского во многих поколениях, и о гармоничных внутриобщинных отношениях. Как будто предполагая, что именно противоречия между людьми и отсутствие соответствующих норм жизни будут причиной длительных и роковых конфликтов.
Следует обратить внимание на два момента.
Первый – не было на памяти моей других моральных наставлений для людей столь длительно использовавшихся. Заповеди Господа на протяжении двух тысяч лет были своеобразным моральным кодексом христианства.
И второй – многие записанные в Библии нравственные нормы – это ведь ни что иное, как народная мудрость, опыт коллективной жизни людей: не ленись, уважай знания и мудрость, не оскорбляй, живи сам и давай жить другим, дерево познается по плодам, а человек по делам и др. И золотое правило морали : не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе - было сформулировано и древнееврейским философом Гилелем, и знаменитым Конфуцием задолго до Иисуса.
2.3. О «религиозной» сущности Заповедей
Считаю необходимым вернуться к точке зрения о исключительно религиозной сути Заповедей. Но прежде вспомним, что является сущностью религии. Если коротко – то это вера в сверхъестественное.
Начну с тех норм Заповедей, которые несут основную смысловую нагрузку. – Почитай отца своего…/Не убивай / Не кради / Не прелюбодействуй / Не желай ни дома / Не лжесвидетельствуй – все они направлены на формирование рациональных взаимоотношений в формирующемся сообществе (13 век до н.э.) и лишены даже минимальной опоры на сверхъестественные силы. Желающие могут увидеть и исключительно значимую стратегическую цель: формирование таких норм взаимоотношений, какие обеспечат единение людей в семье, понимание ими своей ответственности за совершенные поступки, гармонизируют межличностные отношения. Разве можно считать эти нормы религиозными?
А теперь вернемся к первым четырем из Заповедей:
«Я Господь, Бог твой». Формально – это явное свидетельство религиозной сущность самих Заповедей, иного смысла слова «Бог», «Господь» не имеют. Проведем, однако, свой анализ смыслового содержания фразы: « Я Господь, Бог твой» без предвзятостей.
Учитывая взаимную потребность участников договора: - народа Израиля - в высшем покровительстве на пути в «землю обетованную», а покровительствующего – в жизни людей по Заповедям, как еще можно было назвать ту личность, по воле которой предстояло жить? Библия свидетельствует о чрезвычайном изумлении людей событием произошедшим у горы Синай. Оно было воспринято как чудо, совершить которое способен кто? Каким словом называли в те времена личность всемогущую, бессмертную и достойную преклонения? Так и появилось в Библии слово «Бог»: не по причине рождения в момент встречи религии, а лишь для высшей оценки возможностей и способностей представшей перед ними Личности.
Есть ли другой вариант?
Ну а «Господь = Господин» - это общепринятое именование того, кто принимает гостей, и это полностью соответствует ситуации. Вот и получается, что событие может быть изложено таким образом « Я, пригласивший вас к себе на встречу, (хозяин, господарь, господин), беру вас под свое покровительство и защиту в том случае, если вы обещаете жить по моим правилам». Кто найдет в этой первой заповеди религиозный подтекст?
Что касается «Да не будет у тебя других богов…» то она содержит предупреждение народу Израиля о пределах покровительства и о последствиях двурушничества, и измены тому, кто назвал себя Господом. Если мы признали его реальной личностью, то и эта норма не будет оцениваться как религиозная. Точка.
А вот «Не делай себе кумира…, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь твой…, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода…» является единственным несущим угрозы людям. Кому? Ослушникам и предателям. Почему именно им? А потому, что только они способны увлечь ложными идеями и увести за собой множество народов, особенно если отступниками будут вожди. Есть ли основания для определения этой нормы как религиозной – каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно.
«Не произноси имени Господа…напрасно» - это не что иное, как не перекладывай свои заботы на других. «Помни день субботний» и «Шесть дней работай, … а седьмой день – суббота Господа» - что здесь из сверхъестественного, неужели норма живешь – так трудись, зарабатывай себе свой хлеб? Ну а посвятить один день недели размышления о своем бытии и раздумьях только у ортодоксальных евреев является днем запретов на любые дела.
В общем, изложенные правила разумны, полезны и для человека и для общества, но если для кого присутствие слова «Господь» равно штампу «религия», то и их мы должны исключить из присущих светскому обществу.
Неотъемлимым каноническим элементом религии Заповеди стали позднее, вначале попав в книги Моисея и стали элементом вероучения иудеев (не позднее середины V века до н.э), а у христиан это произошло в 360-м году. По мере становления обеих религий усилиями служителей культа Десятисловие дополнялось и приобретало совершенно четкую религиозную направленность, соответствующую практическим интересам служителей культа.
Попутный вопрос касательно религиозности = сверхъестественности: а не пришло ли время пересмотреть мнение о Заповедях, как события выдуманного, на реально состоявшееся и имеющее вполне рациональное объяснение? Обсудим и это. Чуть позже.
Свидетельство о публикации №217091200647