Житие несвятой марии 13

Хочу  я дальше продолжать  свою  повесть,  или   нет,  но ,  как  говорится  , « замахнулся, ударяй!»
Я уже  в самом  начале   поминала о тридцать восьмом  годе.
Страшный  выдался год…
В начале  лета, одной ночью ,  постучал кто-то к нам в окно…
Шепнул  тяте его  друг, что,  дескать, утром  за тятенькой приедет  какое то  Н. К. В.Д.  Бумагу он привёз.  Мы то,  ни бум-бум,  когда нас  ночью мама спешно  собирала, и на телегу  усаживала. Мешки , узлы  складывали.  Хорошо помню  ту ночь.  Деревня спала…
 
И  мы уехали, оставив  все нажитое. Никто нас  не провожал. У нас даже собаки во дворе не было, чтобы за телегой побежать.
Не  могу понять,  за что  отца хотели  посадить?  То ли за то, что в белой  армии Россию  защищал, то  ли за то , что после  разрухи, когда  обнищала деревня,  заборами печки топили,   вывел свой колхоз  в  передовые,  и, в тридцать пятом  году   в  Москву на съезд  ездил?  Этот вопрос , за что…   не  решён мной,  и по  сей день.
 
Плохо  помню, как  ехали на поезде.   Я остро чувствовала, что случилось,  что  то, страшное.    Я   всей своей маленькой душой  отчётливо понимала, что больше   я не вернусь в  свой  родной дом,  не увижу  красавицу деревню,  не увижу больше никогда  дорогие  мне лица  друзей…Прощай  моё радостное,  золотое,  с серебряной  каёмочкой  звонкое  детство.   Мои поля , маковые,  льняные, пшеничные,  гороховые… Мои леса,  луга сенокосные,   моя любимая речка…
Прощайте  мои небесные , хрустальные, нежнейшие  струны,  зовущие меня  в  прекрасный мир  жизни и  любви…
 Я никогда не вернусь  к  вам... За  что мне  это???
 
А ни за что.  Просто я родилась на этой грешной земле.   Всё . что со мной   должно было случиться,  оно и будет.
 
В Иркутске, на вокзале ,  отец оставил нас с мамой,   дожидаться  его.
Сидели мы кучкой  на своих узлах,  как птенцы,  выброшенные из гнезда.  Что могли сделать  родители , люди,  испокон от земли,
 в большом ,  и шумном  городе…?   
Главная  у  тяти была задача,  найти крышу над  головой. В  те  времена квартиры  не  сдавали, и  не  продавали.   Нечего было  сдавать-продавать.  Первым  жильём   была  у нас , старая, брошенная   кузница…   на улице Омулевского.   Помню  большой двор,  заросший  травой. Посреди двора  столбик.   К нему привязана  длинная  верёвка. На другом конце  верёвки  привязана маленькая  девочка,  лет четырёх- пяти.  Её небольшой  домик , задним  крыльцом  выходил   во двор,   сени были открыты,   а дом  на  замке.  В сенях  стоял  топчанчик для девочки  и еда,  скудная  еда.  А  девчонка была  весёлая  и добрая. Вот  мы с ней и играли.  Её родители по целым дням работали.   Ещё там у дороги стояла , не то  церквушка разбитая, не то  часовня.  Сейчас там  кинотеатр.  Я не  помню,  сколько мест мы сменили…Одно  время  жили  по улице Русиновской, ( сейчас  Байкальская ) в такой  крохотной  комнатушке, что ёлочку на  Рождество,  тятя  подвесил  к потолку.   Нас всё ещё  было семеро. Сёстры ,  Раиса  с Зоей  были  замужем, и  жили  далеко.
Я спала на широком  подоконнике, потому,  что никто не влазил  на  подоконник,  а я  как раз умещалась.  Днём моё  ложе  служило  столом. Единственное  окно  в толстой  стене выходило во  двор бани. Там  были две  скамейки ( по  нашему, лавки)  . Когда был  в бане  мужской  день,  ну, это когда бабы  и мужики, мылись  отдельно.   А  чё то у нас в деревне  отцы с матерями  вместе мылись.   Ну, опять,  же, некультурные люди  были, чё с них взять?
 Дак вот,  на этих лавках  сидели, после бани  мужики,  и курили. .  Окурки,  как водится , бросали  тут же.  Когда ни кого не  было,   мы  с сестрой  Клавой,   бежали собирать  окурки. Оставшийся  табак вытряхивали  на бумажку  и старались  собрать  побольше. Лазили  под скамейками,   доставая эти  окурки,  именуемые «бычками»
Когда  тятя вечером  приходил,  после беготни по городу,  в поисках  жилья и работы,  усталый и молчаливый,  мы с Клавкой выкладывали  перед  ним свои  трофеи… Он улыбался нам,   какой  то жалкой  улыбкой, сворачивал  из старой газеты « козью ножку»,  курил и  молчал… А  у  меня  сердечко моё  маленькое  разрывалось от  жалости  и любви к нему.  Вот и  первые, взрослые страдания… А  мне ещё и восьми  лет  нет.
 
Отец  старался прописать нас, а негде.  Без прописки  не брали на работу.  Бедный отец… кормить детей надо… Мама устроилась  прачкой к богатым  евреям.  Да и убирала и мыла  у них. 
Правда, евреи  были добрыми, и я  иногда прибегала  к маме, и меня там подкармливали.
Я  трясла рыжей головёнкой  в знак  благодарности,  набив полный  рот  холодной кашей.
 
Осенью   мы с Клавой   пошли в школу.  Это ещё  по улице Баррикад.  Недалеко от тюрьмы, за бывшим храмом...Я то, первый  раз,  в первый класс.
А чё?...Я и тут не оплошала.  Что такое  недоедание?  Чепуха,  по новому  лексикону. Это ещё не голод.  Жить можно.  Главное, чтобы  хлеб был.  Остальное,  роскошь.
Поэтому я не унывала, мне было весело,  Про еду забывалось.  В классе  меня любили. (Меня везде любили…) Во первых,  в школу мы пришли с сестрёнкой в одинаковых красных сарафанчиках ,
ниже коленок, и в мальчиковых ботинках ,  на   два-три размера  больше. Как  много лет спустя, я  видела у Чарли  Чаплина.
 
На  переменках, между уроками, ребятишки  окружали меня , и щупали…  Смешно им было , на такого маленького клоуна смотреть.  Рыжего   в красном  сарафане, и в больших ботинках. Они просили  наперебой,  чё  ни будь,  сказать… я говорила, а они смеялись, хотя  ничего смешного не было для меня.
Дня через два,  Клава пошла в школу  в  тёмной юбке,
  и какой то,  кофточке,  а я не хотела никак  менять такой красивый сарафанчик, на какую  то юбку.
Ещё я  помню, как учительница , когда спросила , как меня  звать,
Я ответила-
-« Маня  я… А тятенька,  Манечкой зовёт,  А сёстры ,  Манькой…»-
-«Дети,  а давайте, назовём  Маню, Марой. .. Это  красиво»-
Все заорали  ура…
Дома я сказала маме  и всем, что я теперь,  Мара, это  красиво. Так учительница  велела… Мама против не была.  Раз  сама Учительница сказала, так и быть по сему. Тятю велено было  звать папой. Тоже мне, имечко, придумали…! Ничего   не изменилось.  Так  и осталась   я, кому,  Марка, кому Мара,  а кому , и Марочка…
Всё,  что было раньше, я  забыла напрочь.  Не помню и этих   лет скитаний   по городу,  до того дня, когда началась  война. Мне не было и десяти.  Как будто, я враз  лишилась памяти.
 
Тысячи воспоминаний есть у писателей о начале войны.  У всех были разные ситуации  в то  прекрасное воскресенье.
К началу войны отец  работал комендантом в рабочем  общежитии.
Так же целыми днями его не было дома. Мама устроилась санитаркой  в  псих - больницу  Иркутска, называемую  Кузнецовской.  По  моему, её и до сих пор так  называют. И жили мы в предместье  Марата,  в бараке  с полу подвалом.  В комнате, 18 кв. метров.
 Все семь человек.
Наконец,  у нас появилась  своя собственная  комната с пропиской. Тесно не было. Стояло три железных кровати . Одна для родителей, на двух других,  спали по двое остальные, а я , как нечётное  число,  спала на полу. Постели у всех были скудные, а у меня вообще не было  никакой. Например, вместо подушки я брала два  валенка. Засовывала их , друг в друга,  сверху накрывала какой ни  будь тряпицей и,  красота… Две телогрейки,  были и, матрасиком,  и  одеялком.
За то я спала одна,  и никто мне коленкой в спину не давил. Я  могла  сколь хошь, ворочаться,  или подгибать коленки к подбородку,  когда дуло холодком,  и  видеть разнообразные, красивые  сны-мечты.   Это, было моё, как теперь говорят,  личное пространство…И оно на  долго  оставалось моим …
 
И только через много лет,  мне отчаянно захотелось   разорвать  эту невидимую  ни чьёму глазу,  оболочку. .. Мне не захотелось быть одной.  Я выросла.
 
А пока…пока… Началась, и , полным ходом шла война.
А война,  « не мать родна…»   Ушёл на войну,  ( в который раз…)   отец.  Ушла на   войну  любимая сестра  Анна,  корреспондентом . На маминых руках осталось  ещё четыре голодных  рта.  На её мизерную зарплату санитарки.  Если бы я в то время знала,   как живут  сейчас  бомжи , я бы им крепко позавидовала.  Ох, и завидущая… я.
Голод  наступил гораздо  раньше.   Надо много-много тысяч страниц  написать об этом .  Проклятие очередей убивало, но и закаляло. Я уже не помню… я не хочу… не могу  всё помнить…
 
Я пытаюсь уловить хотя бы лёгкий отзвук  тех,  нежно струящихся с небес  струн, но жестокая действительность  не даёт  им прорваться  сквозь   тяжесть тёмных облаков,  нависших  над  моей маленькой жизнью.
 
 


Рецензии
Крепкого здоровья! Ничего не изменилось, только не каждый сможет сейчас скрутить самокрутку, козью ножку...

Владимир Шамилов Георгиев   01.12.2018 15:45     Заявить о нарушении
Много чего не умеют молодые. Да может и слава Богу, что не умеют, и не знают. Не надо им такого пережить.

Мария Козимирова   05.12.2018 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.