Карл Брюллов Турчанка

 Карл Павлович Брюллов: Турчанка. 1837-1839.Картина не закончена.Третьяковская галерея.(Картина неоднократно копировалась)

 В 1835 Брюллов принял участие в организованной графом В.П.Орловым-Давыдовым «художественной и литературной экспедиции» на Ионические острова и в Малую Азию, однако в Афинах заболел и вынужден был отправиться в Константинополь, а оттуда в Россию.

       В Турции художник пробыл более трёх месяцев. Работы этого периода отличаются жизненностью эпизодов, меткостью характеристик, мягким юмором, тонким восприятием национального колорита. В произведениях, выполненных по возвращении в Россию (к их числу относится и «Турчанка») и написанных по старым впечатлениям, на первый план выходит восточная экзотика.

  Молодая женщина томно, расслабленно возлежит на диване, драгоценные, пёстро расшитые одежды оттеняют её пряную «неевропейскую» красоту. Пылающий фон обостряет ощущение неги и чувственности, наполняющее картину      


    Всё в её облике выдаёт томность, неспешность, а наряд и головной убор только подчёркивает эту неевропейскую красоту. Яркая, броская внешность не требует приглушённых тонов фона, чтобы сделать акцент на героине – резкий цветовой колорит ничуть не «прячет» девушку, а наоборот, подчёркивает, удваивает её красоту.

    Эта работа, вероятно, написана с натурщицы, поскольку существует и «Одалиска», изображающая ту же модель. Брюллов очень тщательно проработал её лицо в обрамлении огромной турецкой чалмы. Необычайно выразителен задумчивый взгляд. Среди подобных работ художника «Турчанка» выделяется особой жизненностью и близостью к натуре.Но говорят,что в этом образе можно увидеть черты и Юлии Самойловой,с которой художник был очень близок.

 В альбомах встречается множество акварелей и карандашных рисунков «турчанок», которых Брюллов подчас наделял чертами знакомых людей.   


Рецензии