Начальник как Парусный рулевой Сны, Отрывок

...

- Я не знаю, как начать, как обратиться к тебе, чтоб ты понял меня. Ну хорошо, представь, что ты за рулём парусной лодки. У тебя есть парус, есть румпель, есть оттяжки гика-шкота и Каннингхема, и есть маршрут, пусть будет речной, по которому ты должен провести лодку. Кроме этого - всё, что положено: шверт на лодке, буи и бакены по маршруту, корпус - один или несколько...

Вот лодка - это твоё предприятие, которому ты служишь, в котором ты работаешь, которое ты должен провести через воды и ветры. А парус - это твои помощники, твои подчинённые, которыми ты руководишь, с помощью которых ты можешь успешно выполнить свою начальническую миссию, можешь её так же успешно слить, провалить, остаться в гонках бизнеса в числе последних, а можешь и вообще того.... Разгрохать о камни, посадить на мель, сломать, утопить...

Вот твоя ответственность - рулевого, вот твои инструменты - румпель, гика-шкот и Каннингхем, вот твоя надежда и помощь - парус, и вот твой способ контроля - шверт. И внутри корпуса, в трюмах - ценный груз, который ты везешь, груз задач фирмы, с которыми ты галсами от берега к берегу - представил?

Ну, если представил, давай говорить подробнее.

1. Парус может работать или полным курсом, "мешком", хватая ветер и толкая лодку вперёд по ветру, или острым курсом, когда, по правилам аэродинамики крыла, дующий спереди ветер надувает пузо паруса и по пузатой его части проскальзывает быстрее, вызывая подъемную аэродинамическую силу. Самолёты от этого взлетают вверх, а парусник идёт вперед, то есть против ветра. Представил?

А если парус - это твои помощники... Тогда запомни правило номер один - твои помощники должны быть "пузатыми"! Это твоя задача - сделать так, чтобы у них было "пузо", чтобы им было не только "за что бороться", но и "было что терять", и чтобы за счёт этого "пуза" ветры бюрократии, политиканства, придури и чужого бизнеса пролетали мимо них быстрее, чем мимо "тощих и голодных" частей лодки: мачты там, корпуса, тебя...

Ибо если ты будешь тощим, то только лодке будет легче двигаться против ветра, если же твои паруса будут плоскими, тощими, то они, как флаг или флюгер, смогут только быстро крутиться на ветру, а не тянуть, и уже точно "никто никуда не пойдёт" - помни об этом.

2. На острых курсах парус работает не сам по себе, а в союзе со швертом: шверт создает то самое сопротивление, после которого лодке остаётся двигаться не вбок, а или вперёд, или назад. Шверт - это всевозможнейшие неизменные нормативные документы и службы, то, что, собственно, и делает предприятие "отдельным от хаоса": от политики и службы безопасности до должностных инструкций и штатного расписания. Забегая вперёд, когда всем трудно и лодка упорно режется против ветра, ты можешь простить сотруднику некорпоративный внешний вид, там, недельную небритость, лёгкий запах похмелья, регулярные опоздания на работу, в особых случаях даже секс в трудовом коллективе (в конце концов, откуда-то новые семьи берутся), но ты никогда не простишь, ни при каких условиях, если в конце дня должен быть подведён баланс, сделан бекап данных или рабочее место убрано, документы сложены по описи в сейф и сейф опечатан - а этого не сделано. Это - основа основ, это то неизменное и незыблемое, которое делает работу - работой, а не приятным времяпрепровождением.

У тебя нету должностных инструкций для подчинённых - у тебя есть счастливая возможность создать их самим! Их не хотят утверждать или вообще сомневаются в их необходимости, говорят "используй типовую одну для всех" - так что ты тут делаешь, эта лодка никогда не пойдёт против ветра!

Мы ещё часто и долго будем говорить про парус и шверт. Это только начало...

3. Каждый поворот - это манёвр. При каждом манёвре ветер дует в парус под другим углом. И для того, чтобы двигаться не "полностью назад от предыдущего курса" ты будешь менять угол между курсом лодки и парусом, величину отклонения гика. Ты будешь выбирать или отпускать оттяжку гика-шкота.

Так же "дергать гика-шкот" приходится, когда речка течёт в низине между крутых берегов, а в берегах - разрывы, или, хуже, по берегам построен город с высокими домами: ты идёшь в одну сторону, а ветер постоянно меняется, и меняется сильно.

Что происходит, когда ветер подул в парус с другой стороны? Да, правильно, лодка меняет ход, а если шла самым быстрым способом, то она ход теряет. И наоборот: как только ты выбрал или отпустил гика-шкот, ты изменил угол между ветром и парусом - и лодка поменяла ход,

А если вспомнить ещё, что на речке сильные ветры бывают редко, то каждое касание гика-шкота - оно "не к добру", оно вынужденная мера. Потому гика-шкот - это твои распоряжения по распорядку, твои экономические и дисциплинарные меры. Что произойдёт с трудовым коллективом, в котором постоянно меняются экономические стимулы и применяются дисциплинарные меры? Правильно, то же самое, что с парусом, который все время дергают за гика-шкот: коллектив разбежится, а парус заполощется, начнёт трепетать и трепаться, разрушаться на ветру. А потому как нормальный капитан почём зря парус не дёргает, так и нормальный начальник трудовому коллективу без крайней надобности не мешает.

Это - третье  правило - одно из самых часто работающих. Мы к нему сразу начнём возвращаться, и будем возвращаться всё время.

4. Кроме оттяжек, у тебя есть очень быстрый инструмент - руль. Ты всегда держишь в руке румпель - рычаг управления рулём. Но лодка руля слушается только в том случае, если у лодки есть ход: остановись носом против ветра, в левентик - и можешь рулём крутить хоть до морковкина заговенья, лодка на руль не реагирует. Пока ты не поставишь парус так, чтобы хоть какой-то ход появился.

Потому правило номер четыре - не теряй хода, не упускай инициативы, всё время иди вперёд, а если ветер меняется - подруливай, сохраняй ветер в том же месте пузатости паруса, наполняй парус ветром, чтобы не потерять ход ни капельки, ибо движение - это жизнь, и управлять движением можно только на ходу. И вообще, если ты идёшь к пляжу через 2-3 километра, какая разница, как ты пройдёшь ближайшие 100 метров? Да и не играет особой роли, каким бортом ты выскочишь на пляж - левым, правым, вообще носом? Ведь ты его достиг!

5. Следующее правило - очень простое, очень очевидное, но все когда-то о нём забывают. Лодка - не авто. У лодки нету ни тормозов, ни заднего хода. Потому все изменения - только после манёвров. И все манёвры - только при движении вперёд.

Запомни - заднего хода нет! Тормозов - тоже! Потому капитан не должен ошибаться! Значит, начальник не имеет права на эксперимент с трудовым коллективом, не имеет права на ошибку: все ошибки и эксперименты где-то на курсах обучения, а на рабочем месте ошибающийся начальник - начальник прогоревшего предприятия с долгами и без коллектива. Всегда просчитывай несколько ходов вперёд и всегда принимай самое верное, самое безрисковое решение - ты не сможешь "сдать назад" или "резко оттормозиться", ты - начальник, а не гонщик на треке. Не мешай своим помощникам работать, а если мешаешь - то разумно, продуманно, без риска, с предсказуемым результатом.

6. Всё представил? Всё запомнил? Молодец! А теперь давай представлять вместе. Ты идёшь, ну, не очень круто, но против ветра. Пусть ветер дует слева и чуть спереди, как говорят, "между ухом и глазом". Парус у тебя отклонился, естественно, куда? Правильно, на правый борт. Лодка кренится куда? Правильно, тоже направо. А вот теперь тебе вопрос: где тебе, как рулевому, находиться: вместе с твоими помощниками, на правом борту - так там обзор вперёд закрыт парусом! По центру, выглядывать из-под мачты - а что там толком увидишь? На левом - а как же "командир всегда впереди, на белом коне", "коммунисты, вперёд" и "играющий тренер"?

Вот самый главный парадокс руководства, который помогает увидеть парусник: "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи"! Чтобы нормально руководить, ты... Ты не имеешь права работать вместе со своими подчинёнными, ты должен быть в стороне, видеть, куда идёт лодка и когда какой манёвр закладывать! Потому начальник, пшёл отсюда на наветренный борт!

А если ты классный специалист, который лучше всех остальных может сделать то-то и то-то? Если ты хочешь участвовать в трудовом процессе, делая что-то своими руками? Ну тогда ты должен чётко понимать, что пока ты работаешь руками, ты не следишь за всем процессом и не управляешь лодкой! Ты теряешь время руководства на то, что должны уметь сделать твои подчинённые - а ты им не даёшь научиться! Ты или сидишь под мачтой, пытаясь и рулить, и делать - и вообще ничего не видишь, куда и зачем идёт твоя лодка, или, хуже того, ты сидишь на том же борту, где и парус, и твоя команда, и при следующем порыве ветра твоя лодка перевернётся - и это сделал только и исключительно ты!

Отсюда правило - умей абстрагироваться! Умей доверять своим подчинённым, но и умей контролировать результаты их труда! Но никогда не садись на тот же борт, что и твои помощники! Пшёл на... наветренный борт!

Казалось бы, чего сложного - а как много народу губили свою карьеру и гробили прекрасные трудовые коллективы потому, что сами были хорошими специалистами, но не умели доверять. Ведь это так трудно, ведь так хочется всё сделать самому, ну или как минимум, своими глазами увидеть, помочь, поправить, как идет процесс - а нельзя! Умей поручить, умей и проверить результат, но - именно результат, а не сам процесс, не лезь в работающий механизм, не мешай работать: сиди на своём борту и думай, планируй, что и как ты сделаешь и когда, чтобы у твоих помощников не заканчивался наполняющий кошельки ветер, чтобы росла их пузатость и скорость хода всей лодки! Пшёл на... наветренный борт!

7. Седьмое, счастливое правило - правило полного курса. Если острыми курсами без шверта не пойдёшь, то когда ветер дует в спину, когда ты лучше всех своих конкурентов и один такой на рынке белый, пушистый и гордый, и все заказчики и так идут к тебе, и сырьё к дверям твоей фирмы привозят просто так, забесплатно, просто чтоб на тебя такого красивого посмотреть, и от предоплат уже так хорошо, что можно банкам деньги в кредит давать - как быть со швертом?

Вот когда всё идёт лучше некуда, тогда, как правило, и вводятся те самые корпоративные благоглупости, которые хороши от сытой ленивой жизни и так мешают, если трудно: от дресс-кода до форм приветствия и корпоративных ценностей.

Но... Но опыт хождения под парусом учит, что, даже если у тебя полный курс, то, чтоб двигаться ещё быстрее, шверт лучше... совсем убрать!

Да-да! Даже должностные инструкции и штатное расписание в эти счастливые времена можно пустить на самотёк, отдать на волю трудовому коллективу, пусть богатеющий "пузатый" народ сам решает, будет ли он что-то менять, или нет, а если и будет менять, то что и на что.

Как ни странно для "какбычегоневышличества", опыт учит, что пивопровод прямо в комнату для отдыха ни один нормальный трудовой коллектив не заказывал. Но всё то, что мешает "работать в удовольствие, много и за хорошую зарплату" - отсекал, а то, что помогает зарабатывать больше и получать большее удовольствие от работы - предлагал. В принципе, даже притча во языцех - "Газпром" - свои корпоративные стандарты получил именно так, а потому, если это не мешает, а помогает делу - почему бы и не "отдать шверт парусу"? Но это только тогда, когда всё лучше не придумаешь, разумеется...

8. Обо всем поговорили, кроме оттяжки Каннингхема. Эта такая тонкая шкворочка, которая идёт от нижнего угла паруса вниз, к основанию мачты. И служит она... С точки зрения предприятия, для урегулирования соотношения трудозатрат и оплаты труда, с точки зрения парусника - для настройки положения пуза на парусе.

Возьмись за шкворочку, потяни её вниз, к мачте, смотри на парус - видишь? Чем сильнее натянут Каннингхем, тем дальше пузо от мачты, оно "сползает" на середину паруса. Отпусти шкворочку - пузо сразу прямо возле мачты - интересно?

Знаешь, зачем? Вспоминай, пузо служит для чего? Для аэродинамической силы, для тяги. Куда тянет больше всего - да в сторону пуза, ведь каждый пузатый сам своё пузо растит! А теперь смотрим на гик: если ты идёшь полными или не очень крутыми курсами, то гик у тебя от борта что? - Отходит! И пузо может быть где - да везде, но лучше, чтоб посредине паруса, тогда оно будет больше! А значит, будет больше тянуть! А тянуть куд? - Да куда-то туда, в общем случае, вперёд. А когда ты идёшь острыми крутыми курсами, гик у тебя к борту прижат, если пузо будет посредине паруса, куда тебя тянуть будет? Да, правильно, вбок, будет на воду укладывать! А если спереди, возле мачты? Верно, гораздо больше будет тянуть вперёд! Хоть и меньшего размера пузо, но правильнее работает!

Так и с оплатой труда: когда режемся против ветра, когда тяжко, плати больше за качество, за интеллектуальный труд, за уникальность, за то, что выгодно отличает тебя от других, когда всё хорошо, аж лучше не придумаешь, плати больше за количество, ведь количественные показатели достигаются проще, а на волне успеха принесут больше денег, чем тяжёлый труд придумывать уникальный продукт... Все понял?

Да не всё, похоже... Смотри, как тебе из кокпита, от румпеля под самую мачту, к Каннингхему добираться - просто или нет? Вот и я намекаю, что очень непросто, что сначала ты разберёшься с гика-шкотом, потом со швертом, и только потом доползёшь до Каннингхема, и то, только в том случае, если не придет время менять курс! Так что Каннингхем - это твоя последняя надежда, последний довод королей, меняй его настройки только тогда, когда ты собираешься этим курсом двигаться долго, очень долго...

9. Самое последнее, оно последнее потому, что ты им будешь пользоваться чаще всего остального. Так что и так запомнишь, а надо бы, чтобы не забыл и всё то, что было прежде. Видишь на парусе ленточки? Флюгарки, колумбусы, колдунчики - их по-разному называют, но не суть. Вот когда лодка идёт острым курсом правильно - они с двух бортов к парусу прижаты. А если с одной стороны от паруса отходят или, хуже того, вообще падают вниз - это значит, что лодка идёт не самым лучшим курсом, что с этой стороны паруса ветра не хватает, что ты должен подрулить румпелем, чтобы наполнить парус с этой стороны!

Сами по себе колдунчики скорость не увеличивают, напротив, самим своим креплением к парусу они аэродинамику паруса ухудшают, скорость, хоть и немного, но гасят. Но при всех этих вредных качествах они полезны, потому как показывают, что же происходит на парусе с ветром.

Потому запомни: тебе нужно всегда интересоваться тем, что в трудовом коллективе думают про бизнес. Это или пресса с журналюгами, если у тебя большая корпорация, или внутренние чаты, или вообще свободные флудилки для обмена мнениями. И если хоть что-то тебе непонятно, вызывает опасения или раздражения - поднимай голову вверх и смотри на флюгарки, читай прессу, интересуйся состоянием и мнением коллектива! Делай это всегда!

Кальмар Андрей Баранкин подумал, втянул и выдохнул пару сотен щупалец и закончил в задумчивом раздражении:

- И вообще, в добрые старые времена я бы тебе не то, что ни одной рыбки - пару пьяных грузчиков под управление не дал бы, пока бы ты вслед за мной по Кальмиусу не прошёл с отставанием не больше чем на два-три десятка корпусов... А теперь...


Рецензии