Пристенок с крохоборами картинка из детства

    Совершенно уверен, что всем (ну, почти всем) известны эти слова из песни Высоцкого. Совершенно не уверен,  что всем сегодня понятен смысл этих слов. А без такого понимания  картинка моя будет не иллюстрация, а ребус. Поэтому попробую, в меру  сил, это дело разъяснить. Пристенок – забытая дворовая игра, азартная, корыстная и  с этаким блатным оттеночком (кепарик - козырьком назад, может - и папироска на губе). Вариантов у нее было много, но в основе их всех – гонка бит. Битой может быть старинная массивная монета, просто металлический диск, выточенный где-то кем-то по знакомству, выменянный, или выигранный в тот же пристенок. Бывали и медали, потерявшие цену и смысл в глазах их носителей, а то и просто стыренные у оплошавших родителей.
    Итак, двое игроков (это я  для простоты, обычно участников больше) поочередно мечут свои биты ребром о стенку (пристенок!). Первая бита рикошетит от стенки,  и ложится, уж где ляжет. Задача второго - догнать биту первого. Вот тут возможны варианты: вторая бита легла на таком расстоянии от первой, что   до нее можно дотянуться распяленной пятерней (самая  большая растяжка между  большим пальцем и мизинцем).  Игрок ставит большой палец на свою биту, а каким-то дотягивается до биты противника. Тогда с того - договоренная ставка. Вторая бита может ударить первую. Это называется  «со щечкой» и стоит две ставки. Бывает, что вторая наезжает на первую,  да так и остается. Это называется «с наляпой»  - три ставки. И уж совсем редко, вторая бита так подшибает первую, что  та подскакивает и накрывает ее. Это – «с подляпой», и тут уж  четыре ставки. Но где же те самые «крохоборы»? Это когда биты лежат рядом, но у догонялы пятерни чуть-чуть не хватает. И тогда он может взяться второй рукой за свой мизинчик и все-таки дотянуть его   до цели. Но об этом  надо договариваться заранее.  Вот это и есть пристенок с крохоборами. 
   Это еще не сама картинка, а как бы подпись к ней. Картинка же такова. Мы, несколько пацанов из Консервного двора, класс пятый-шестой, играем в пристенок на заднем дворе своей родной 110-й  школы, об ее же стенку. Ставки идут в казну (квадрат на асфальте) и там уже приличная кучка медяков. Мы увлечены, горячимся, спорим, галдим, не видя ничего и никого вокруг нашей стенки и нашей казны. Азарт велик, да и куш не мал. И вдруг, откуда ни возьмись,  на нашем пятачке появляются  несколько больших  пацанов, не из  наших,  которых раньше мы никогда не видели. А они держатся так, будто не видят нас. И  безо всяких  слов начинают играть нашими битами, так что вскорости наши медяки в казне оказались завалены ихними «серебчиками» (это 10, 15 и 20 копеек - все происходит, естественно, до реформы 1961 г).  Мы не знаем, что делать. Уйти не позволяет самолюбие,  наши наигранные, пригретые, приспособленные к рукам биты, да  и кровные копейки, что лежат в казне. Но и тягаться с захватчиками нам никак «не по соплям». Мало того, что каждый из них на голову выше любого из нас, так еще и видок у них… Дерганные движения, стоячие глаза… А мы уже знаем, как выглядят обкуренные, или наглотавшиеся «коды».  И тут у них игровой момент: вновь  сыгранная бита  ложится вроде бы в досягаемости от одной из уже отыгранных. Догоняла примеряется, растягивает, растягивает пядь – никак! С корточек, не оборачиваясь, спрашивает: «С крохоборами?». В ответ ему этакое общее утвердительное мычание. Он тянет мизинец теперь уж с помощью левой руки – опять никак! Ну, еще чуть-чуть! Даже нас захватило. Нет, не натягивает. Ну, еще бы с ноготок! Нет, опять облом!  Мы уже выдохнули,  вернулись  было из зрительской эйфории  в свою горькую реальность, и не заметили, как в левой руке у догонялы оказывается лезвие, половинка обыкновенной безопасной бритвы, и он рассекает ею   складку, или, как   назвать, перепонку между большим и указательным пальцами своей растянутой пятерни. Есть! Очередная монета в казну и кровь на асфальте… Исчезают пришельцы так же внезапно, как появились, бросив, видимо за непригодностью, наши биты, но прихватив всю казну. А нам пора по домам. Скоро в школу.  Вторая смена…


Рецензии