96. Школа даосов о том, как следует жить

96.

О ДОЛГОЛЕТИИ И БЕССМЕРТИИ, И О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ЖИТЬ

О том, как достичь долголетия и бессмертия, Чжуанцзы высказал такие слова:

МУДРЕЦ И ЦАРЬ
 
Двенадцать лет Сын Неба Жёлтый Предок царством правил,
Его приказы выполнялись, царство процветало,
Услышав о даосе, царь стопы к нему направил
К горе Единство Пустоты, вершина чья сияла.

Там Всеобъемлющий и Совершенный находился,
- "Я слышал, вы, учитель, сущность всю Пути постигли, -
Сказал великий государь, даосу поклонился, -
Дозвольте мне спросить, как вы вершин таких достигли?

И я стремлюсь воспользоваться сущностью природы,
Чтобы помочь всем злакам в росте их и созреванье,
Чтоб в царстве были сыты и довольны все народы,
Чтобы везде хватало даже нищим пропитанья.

Ещё стремлюсь направить силы холода и жара
На благо процветания людей всего живого,
Чтоб засух не было на пастбищах, в лесах - пожаров,
Чтобы морозы покрова не портили земного".

- "О чём ты спрашиваешь - вещей сущностью зовётся,
А то, как хочешь управлять, лишь пагубу приносит,
С тех пор, как царством правишь, всё ломается и гнётся,
Твоё правленье всей природе только вред наносит.

Дождь выпадает прежде, облака чем возникают,
Лучи светил небесных в небе меркнут, угасая,
Все листья, травы, не успев увянуть, опадают.
В твоём уме к мелочам склонность, как у краснобая.

Об истинном Пути беседы разве ты достоин"?
Услышав слова эти Жёлтый Предок удалился,
До глубины души своей беседой был расстроен.
Оставив царство, в простой хижине он поселился.

Через три месяца царь вновь решил его увидеть,
В покорности подполз к нему и низко поклонился,
В лучах солнца, встающего, лик мудреца светился,
Спросил смиренно мудреца царь, чтобы не обидеть:

- "Вы, истинный, постигли Путь своею головою,
Вы знаете, как может человек прожить столетья,
Дозвольте мне спросить, как управлять самим собою,
И как можно добиться в своей жизни долголетья"?

Сказал даос царю: "Ты мне задал вопрос прекрасный, 
Садись, поведаю тебе как молодым остаться,
Ты не смотри, не слушай, а храни свой разум ясный,
И тело твоё само собой начнёт выправляться.

Ведь истинный Путь тёмен и глубок во всём мельчайшем,
И чтоб понять его, от всего нужно отрешиться,
Безмолвен сумрачен в своём движенье величайшем,
Чтобы его постигнуть, в него нужно погрузиться.

Покоен будь и чист, забудь, что существует время,
Уйди во внутреннее, внешнее не замечая,
Все силы сохраняй внутри, своё не тревожь семя,
И долго проживёшь, тело своё не утруждая.

Чем больше знаний, тем скорей потерпишь пораженье,
То, что снаружи есть, внутреннего не раскрывает.
Лишь сохраняя внутреннее, обретёшь продленье.
Ведь только силы внутренние жизнь нам продлевают.

С тобой поднимемся к истокам жара высшей силы,
Войдём во врата мрака, исток холода достигнем,
Увидим в глубине мы то, что жизнь нашу вершило,
И жизни ускользания бег времени настигнем.

Ведь Небо ведает своим, земля своё имеет,
Жар с холодом в своих вместилищах лишь обитают,
Храни и береги себя, а вещи сами зреют.
В гармонии природной лишь все вещи созревают.

Уже тысячелетье так себя я соблюдаю,
И моё тело до сих пор ещё не одряхлело,
Поэтому секрет я долголетья открываю
Тебе, чтоб также сохранять ты смог бы своё тело".

С поклонами царь мудреца благодарил сердечно,
Сказав: "В своих вещах неисчерпаема природа,
Я раньше думал, как все люди, что она конечна,
Но беспредельна она в своих благах для народа".

- "Из тех, кто путь обрёл мой и сумел в жизни продлиться,
Лишь лучшие богами стали, худшие - царями, -
Сказал мудрец, - лучшие смогли в свете возродиться,
А худшие, с землей смешавшись, стали лишь костями.

Ведь всё, что ныне процветает, из земле родится,
Уйдёт в комья земли, и в жизни не познает вечность,
Тебя покинув, я пройду чрез врата в бесконечность,
Туда, куда ты с царством не сможешь удалиться.

Чтобы с лучами странствовать в просторах бесконечных
Вселенной, я войду с землёй и небом в единенье,
Умрут все люди, только я найду в глубинах вечных
Приют свой, где не будет моего исчезновенья".

Но зачем человеку нужны долголетие и бессмертие, если он не умеет жить? Такой вопрос даосы всегда задают тем, кто стремится овладеть путём Дао. Чтобы обрести гармонию с миром, человеку прежде всего нужно очистить своё сердце до пустоты от всего наносного и привнесённого. Именно тогда он сможет обрести то, чем владеет Небо. О человеческом сердце Чжуанцзы говорил так:   

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
 
Спросил у Лаоцзы раз Высоченный Цуй Цюй мненье:
- "Как в Поднебесной нравственности избежать упадка?
Как нам воспитывать следующее поколенье?
Сердца как исправлять, если не навести порядка"?

- "Будь осторожен, - сказал тот, - всё это не годится.
И сердца не тревожь, чтоб не было уничиженья,
Стоит его низвергнуть, как впадёт муж в униженье,
Стоит его возвысить, как муж тут же возгордится.

Так он в раба или в убийцу может превращаться,
Став слабым, нежным сердце с силою не совладает,
Став сильным, крепким, твёрдости не будет покоряться,
Мечу подобным сделавшись, любой щит разломает.

Оно то вспыхнет словно пламя, то в лёд превратится,
В себе меняясь с удивительною быстротою,
Презренье с ним на благосклонный взгляд может смениться,
Оно - то в ненависти, то - в любви, а то - в покое.

Когда оно в покое, то не дрогнет, как пучина,
В движенье - в устремленье к небесам в поисках места,
Его не обуздать: гордость, своеволье - причина.
Вот из какого сделано людское сердце теста".

Если человек судит обо всём в мире по своим человеческим меркам, то он начинает деградировать. И это не является путём Истины. Даосы считают, что для того, чтобы очиститься человеку от всех заблуждение, ему нужно возродить своё природное сознание. Об этом и говорит Чжуанцзы в своей притче об истории упадка человечества.

ИСТОРИЯ УПАДКА
 
Когда-то Жёлтый Предок все сердца людей встревожил,
Милосердье и справедливость властью насаждая,
При Высочайшем, Ограждающем народ весь ожил,
Плоды от воспитанья и трудов их ожидая.

Когда ж настало время трёх царей, страх появился.
Возник Разбойник Чжи, а Разрывающий на Части
Так управлять стал, что в народе ужас поселился.
Моисты и конфуцианцы нас учили власти.

Друг друга все подозревали в радости и гневе,
Обманывать, как глупые, так мудрые, все стали,
Друг друга порицали, даже тех, кто был на Небе,
Лжецы и правдолюбцы, всех высмеивая, врали.

Такой вот наступил от просвещения порядок,
Различья появились в свойствах, виделось гниенье,
И Поднебесная вся стала приходить в упадок,
Средь добрых, как и злых, происходило разложенье.

Тогда вот Поднебесная и пристрастилась к знаньям,
Народ дошёл до крайности, взяв в руки в смутах вилы.
Тогда всеобщим пользоваться казнь стала признаньем,
И в ход пустили, чтобы казнить, топоры и пилы.

Достигла смута по стране огромного размаха,
Сердца людские все тревожились от преступленья,
Дрожали даже в храмах все государи от страха,
Достойные в горах стали искать уединенья.

При знаньях тех никто не мог развеивать все страхи.
Хоть ныне обезглавленные и лежат рядами,
Закованные все толпятся в очередь у плахи.
О ужас! Преступленья только множатся с годами.

Средь осуждённых ведь конфуцианцы и моисты,
Распространявшие когда-то знание с усердьем
Среди народа, а тот был неизвращённо-чистым.
Они ведь насаждали справедливость с милосердьем.

Как знать, быть может, именно они тогда явились
Предлогом у властей для оправданья преступлений,
Когда глубины мрачные сознания открылись,
К злу тяга родилась у следующих поколений.

Поэтому-то у мудрецов древних говорилось:
"О мудрости забудьте всякой, и отбросьте знанья,
Чтоб в Поднебесной в вас гармония восстановилась,
Душою обретайте все природное сознанье".

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии