Панамский канал, Коста-Рика

•                Раз в год бывайте там, где вы никогда не были.
•                Далай Лама

                Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/08/30/202

         Панамский канал
        Если мою жену больше волновали пляжи, море, красоты, я с нетерпением ждал встречи с чудом инженерной мысли – Панамским каналом. И вот 15 апреля мы пришли к главной цели путешествия. Так как прохождение судов через канал проводится в строгом соответствии с графиком, наш корабль прибыл ко входу в канал в 5.30 утра. Мы все высыпали на палубу и в предрассветных сумерках с интересом наблюдали за десятками кораблей, дожидающихся своей очереди. Слева по курсу корабля был виден город Колон с большим количеством морских кранов в порту. Впереди возвышались огромные опоры строящегося моста через вход в канал. Название нового моста - Atlantic Bridge (Атлантический мост), сразу видно, что по размерам мост будет уникальным. Строительство его должно завершиться в 2018, после чего он по ряду характеристик превзойдет многие существующие в мире мосты.  А его клиренс* будет больше, чем у моста Золотые ворота в Сан-Франциско**, который по праву считается одним из семи современных технических чудес света.
        И сам Панамский канал также входит в число семи технических чудес света. Расскажу коротко о канале и его истории. Идея строительства канала, соединяющего два океана, появилась еще в XVI веке, но король Испании под влиянием церкви запретил даже рассмотрение таких проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». А ведь соблазнительно преодолеть каких-то 65 километров суши вместо плавания многих тысяч миль вокруг Южной Америки.
        Начало строительства Панамского канала датируется 1879 годом. Инициативу проявили французы, они создали компанию и собирались прокопать канал на уровне моря. Строительство французы начали, но в 1887 году работы пришлось остановить из-за банкротства компании. Причиной стала дороговизна проекта, плохая организация работ, а также малярия и желтая лихорадка, косившие рабочих. Погибли более 20 тыс. человек.
        После большого перерыва за это строительство взялись американцы, а Панама фактически стала протекторатом США. Еще до начала строительства американцы направили большую экспедицию в поход на комаров-переносчиков болезней.  А в 1904 году приступили к строительству. Главным инженером канала стал Джон Стивенс, который позже работал в России, где занимался строительством Транссибирской магистрали. В основу проекта канала легло использование шлюзов и озер. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составила 26 метров. Строительство велось 10 лет, участвовало 70 тысяч рабочих, из которых немало погибло - около 5600 человек. И 10 октября 1913 года в Белом доме президент США Вудро Вильсон торжественно нажал на золоченую кнопку и взорвал 20 тонн динамита в Панаме.  Образовался судоходный канал, соединивший Тихий океан с Карибским морем, что сократило морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско с 22500 до 9500 километров. Первым по каналу прошел океанский пароход Анкон. Теперь среднее время прохода судна от Атлантики до вод Тихого океана - 9 часов. Панамский канал контролировался США вплоть до 1999 года, после чего был передан панамскому правительству.

        Наш корабль шел малым ходом в направлении шлюзов. Постепенно залив сужался, начинался канал. Он раздваивался, часть уходила влево к новому участку канала, запущенному в 2016 году для пропуска больших кораблей. Конечно, и нам хотелось увидеть это суперсовременное сооружение, ведь старые шлюзы канала служат уже более 100 лет. Но стоимость прохождения там в несколько раз превышает стоимость оплаты по старому пути. А посмотреть можно и со стороны, взяв специальную экскурсию.
        По берегам канала тянулись тропические леса, удивляло множество цветущих деревьев, вдали простирались горы. В небесной вышине кружились орлы, над кораблем летали альбатросы. Перед нами шел крупный контейнеровоз, перед самыми шлюзами он пошел по левой линии (нитке) шлюзов, мы же стали ожидать на правой линии и наблюдать за снижением уровня воды в первом шлюзе. После выравнивания уровней медленно открылись двухстворчатые ворота шлюзовой камеры, и наш корабль вошел в камеру. Ворота закрылись и корабль начал плавно подниматься. Все шлюзы канала — двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу.  Хотя при нас обе нитки шлюзов работали на пропуск судов в одном направлении. Для справки, размеры шлюзовых камер: ширина 33,5 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,5 м. Для судов на этих линиях установлены следующие проходные размеры: длина — 294 м, ширина — 32,3 м, осадка — 12 м.  Проводка судна через шлюзы обеспечивается несколькими специальными небольшими, но мощными электрическими железнодорожными локомотивами, называемыми мулами.
        Чтобы подняться в озеро Гатун, надо пройти 3 шлюза. Параллельно с нами в левом канале поднимался большой контейнеровоз, приписанный к Монровии (Либерия). Ворота в шлюзах огромные - больше 30 м высотой. В каждом шлюзе вода поднимает корабль на 9 м. Камера шлюза кажется узкой, ведь зазор между бортом и железобетонной стеной всего сантиметров 20-30. Этот зазор обеспечивают мулы-локомотивы по 3-4 с каждой стороны. Зазоры поддерживаются натянутыми тросами.
        Странно, но соседний контейнеровоз прошел заметно быстрее нас. Наверное, та нитка быстрее. Основное время затрачивается на перекачивание воды, ее объем огромный. Мы прошли все шлюзы, примерно, за час.  Сама водная система канала около 82 км, в конце надо пройти ещё 4 шлюза чтобы спуститься в Тихий океан. Но мы туда не пошли. Наш корабль несколько часов постоял на озере Гатун, потом отправился обратно в Карибское море другой ниткой Гатунских шлюзов. Озеро Гатун огромное, когда-то оно считалось самым большим искусственным озером в мире. Более 32 км Панамского канала проходит по этому пресноводному озеру.  На нем множество живописных островов, но мое внимание больше привлекали все новые и новые огромные корабли, ожидающие своей очереди прохода в Атлантику. С корабля издали можно было рассмотреть новую недавно построенную часть канала, туда заходил огромный контейнеровоз. Я слышал, что за прохождение по нему суммы платежей составляют сотни тысяч, слышал о 500 и даже о 800 тыс. долларов. Нередко очередь прохождения формируется на аукционах. В новую линию идут только корабли-гиганты. Она значительно превышает старые шлюзы по своим возможностям, ведь ширина камеры шлюза 49 м, позволяет пропускать суда длиной 366 м с водоизмещением 170 тыс. тонн и более. Там множество новых технических решений: откатные ворота, оригинальные системы заполнения камер шлюзов, лучше решены экологические вопросы.
        А самому каналу со старыми шлюзами уже пошла вторая сотня лет. Действительно, это выдающееся инженерное сооружение для того времени. Строили всем миром за деньги компаний Америки и Франции. За время эксплуатации через него прошли уже более 1 миллиона кораблей.
        Выйдя из канала наш корабль остановился в порту г. Колон, там собирались участники автобусных и др. экскурсий. Времени у нас было немного, в центр города ехать не имело смысла. Мы успели только прогуляться по магазинам в районе порта, зайти в кафе, чтобы посидеть в интернете и заодно выпить местного панамского пива.
               
         Лимон, Коста-Рика   
        Коста-Рика была недалеко, она находится рядом с Панамой, это одна из самых маленьких стран Центральной Америки. Главные достопримечательности: животный и растительный мир, пещеры, водопады, живописные горы, речные долины, вулканы. Охраняемые заповедные природные территории занимают 25 % площади страны. Основные продукты экспорта бананы, кофе, ананасы.
        Утром мы проснулись очень рано по будильнику. В 7 утра начиналась экскурсия, а сбор был в 6.45.  Правда оказалось, что надо было сдвинуть стрелки на час назад, мы же пересекли временный пояс, можно было лишний час поспать. На улице лил дождь, в тропиках это обычно. Сквозь капли дождя на стекле иллюминатора можно было прочесть название города, куда мы причалили - Лимон. Порт, где мы оказались, - грузовой, ничего интересного на его территории нет, поэтому мы взяли экскурсию.
        Выехав из порта, автобус повез нас по городу. Проехали мимо красивого парка. Но сам город некрасивый, бедный. Кругом заборы с колючей проволокой. Бегают бродячие собаки. Проезжали мимо отеля недалеко от моря. Название - Отель Континентал. Такого страшненького с виду отеля я еще в своей жизни не встречал.  Семь месяцев назад здесь прошел сильный ураган, разрушил порт и много строений в городе. А несколько лет назад было разрушительное землетрясение. Много полуразрушенных домов. Нелегко здесь живется людям.  Подумал, не всем же везёт родиться и жить в хороших условиях. Пляжей по пути не видели, только камни, рифы, туристических отелей тоже не заметили.  Говорят, что все это в стране есть, но в других местах. А эти места мне больше напомнили другую центрально-американскую страну - Белиз, где бедные дома даже не имеют стёкол в окнах.  Но там есть хорошие пляжи и много приличных отелей.  
        Мы пересели в экскурсионный поезд, и он медленно со скрипом поехал по рельсам. Дорога шла по краю тропического леса. Когда машинист замечал что-нибудь интересное, поезд останавливался. Вот на дереве дремлет ленивец. Мы простояли минут 10-15, тот ни разу не пошевелился.
        В поезде нас угощали бананами, это главный продукт экспорта страны. Отправляют их во все страны мира. Думаю, что в Европу, в Россию, в Беларусь бананы идут отсюда. Бананы прекрасно растут и в джунглях. Но говорят, что дикие не такие вкусные и в них семена. А вкусный сорт, который здесь выращивают и мы обычно едим, родом из Полинезии.
        Заметно, во многих местах идет строительство дорог, мостов, расширяется завод нефтепереработки, а джунгли отодвигаются все дальше.  Уже построили второй морской порт, сейчас голландцы строят новый огромный третий.
        Медленно поезд едет дальше. Даже несмотря на шум колес услышали странные звуки. Поезд остановился, оказалось, так кричит-поет длиннохвостая обезьяна. Звук очень громкий, приятный, какой-то трехголосый. Может, кто-то ей вторит? Похоже на сирену сладкоголосую. Такое услышать – большое везение, я даже представить таких звуков себе не мог. Экскурсовод объяснил, что эта обезьяна поет от одиночества, только я не понял, самка это или самец. Сидела она высоко, из-за веток было трудно рассмотреть и хорошо снять на камеру.
        На дереве я заметил красивую бабочку. Нам рассказали, что на одном дереве можно насчитать сотни видов насекомых. Кроме того, можно увидеть ядовитых лягушек, они ярких цветов: синие, красные, зеленые... Есть сотни видов змей. Но около дороги я их не видел. Гид сказал, что случаев укусов туристов у них не было, хотя 27 видов местных змей ядовитые. А фермеров кусают часто, обычно, когда они срывают и взваливают на плечи грозди бананов, в них любят прятаться змеи.
Пересев снова в автобус, едем на реку, ведь у нас запланирована экскурсия на лодке. Вдруг автобус остановился, над дорогой на проводе висит очередной ленивец. Долго не задерживались, потом сели на лодку и поплыли по реке-каналу. Она впадает в море недалеко от этого места.  Хочется сказать добрые слова о нашем экскурсоводе. Молодой парень, немного за 20. Он очень старался побольше нам показать и рассказать, видно было, что он любит свою страну и переживает за экологические проблемы. На лодке, а она вмещала весь наш автобус, были написаны следующие слова: «Let Nature feed your senses» - Пусть природа напитает ваши ощущения. Наш гид пожелал нам измениться после этой поездки, чтоб изменились наши чувства и взгляды на природу и окружающий мир. А я подумал, может стоит позже эту мысль развить?
        Плывем дальше, слушаем гида. Вот на высоком дереве расположилось семейство обезьян, они тоже ленивые, сидят неподвижно. Я их насчитал шесть. Одна что-то жевала и равнодушно смотрела на нас. В тени на излучине реки притаился небольшой (не более 1 м) кайман. Хоть мы и подплыли к нему почти на метр, он не двигался. По берегу растут крупные белые лилии. Нам показали мангровые заросли, пестрых птиц, больших зеленых ящериц, похожих на драконов. Проплыли мимо странных лачуг на берегу, они почти без стен, но с крышами. Рядом люди, дети.
        По возвращении на лодочную стоянку в туристическом центре нам продемонстрировали зажигательные индейские национальные танцы, там же еще раз угостили бананами и ананасами. Ананасы, как и бананы, один из главных продуктов экспорта Коста-Рики.
        На корабль опять возвращались автобусом через город Лимон. Обратил внимание на две церкви, одна -  современной архитектуры. Заметил новое строительство, строилось здание технологического колледжа.
        И вот мы уже на корабле. Последний взгляд на Коста-Рику с верхней палубы корабля. Внизу на причале бородатый мужчина с молодым парнем играют на большом ксилофоне. Рядом коробка с надписью: «Ваши чаевые – это наша зарплата». А за портом, за городом вдали от дорог и людей на десятки километров простираются горы и настоящие джунгли, куда пока не добралась цивилизация, и где подстерегают настоящие опасности и приключения.
                Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/21/1883

               * клиренс определяет возможную высоту проходящего судна
               ** можно прочитать: http://www.proza.ru/2014/05/17/11

               На фото: сверху Гатунские шлюзы Панамского канала и его окрестности;
                внизу Коста-Рика: ленивец; там вдали нетронутые джунгли.


Рецензии
Содержательно и интересно читать Ваши заметки, тёзка.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.03.2024 12:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Абович! Панамский канал стоит посмотреть, ведь даже корабли строят по нормам с учетом возможностей канала. Теперь их два. И мост гигантский строить завершили.
Я благодарен Вам за внимание.
С уважением,

Владимир Кожин 3   18.03.2024 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.