Нижегородская ярмарка-1896 г. -часть-15

                Нижегородская ярмарка
   Очерки о Всероссийской промышленной и художественной
              выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

...продолжение-часть - 15


   Как бы то ни было, но фабрично-заводской отдел на Нижегородской выставке значительно полнее, чем на Московской выставке 1883 года, весьма интересен и действительно красиво, выставочно составлен. Если бы здание было немного выше и было бы попросторнее, то положительно с внешней стороны он был бы образцовым.
   Нужно отдать полную справедливость экспонентам, они прекрасно поняли и разрешили свою задачу и выставили свои, часто неинтересные, с казовой стороны, экспонаты столь картинно и наглядно, что не налюбуешься. Как в мануфактурном отделе, здесь много очень дорогих витрин, но в противоположность ему они все скомпонованы с известною мыслью. В мануфактурном отделе - витрины, роскошная, безумно дорогая, мебель, обстановка или, как выразился один из моих собратьев по описанию выставки, монументы, - в фабрично-заводском - витрины составляют неотъемлемую принадлежность выставки, как бы часть, дополнение экспонатов.
У входа, обращённого к военному и морскому павильону, расположена выставка кож.
   Наши кожи давно уже заслужили лестную репутацию, и везде на западе Европы можно встретить на окнах магазинов, торгующих кожевенными изделиями, красноречивые надписи: "из русской кожи".
   Последняя чикагская выставка со своей стороны подтвердила это мнение иностранцев о наших кожах. Из 35 русских экспонатов 26 удостоились наград. И действительно, на некоторых крупных заводах это дело поставлено у нас превосходно, но в общей своей массе оно давно уже пережило свою репутацию и отстало технически от производства других стран.
   Упало в России, главным образом, производство сырых кож они малы, непрочны, и их получается недостаточное количество для удовлетворения потребностей даже внутреннего спроса. На мировом рынке Россия, бывшая ещё в половине текущего столетия главнейшим поставщиком, оттеснена Америкой, как Северной, так и Южной, и Австралией.
   Американские кожи стали проникать и к нам в увеличивающемся количестве, и теперь их ввозится в Россию на почтенную сумму в 10 миллионов рублей. Кроме того, выделенных кож и изделий привозится на 5 3/4 миллионов рублей, а всего на 16 миллионов рублей. В эпоху же Московской выставки 1882 года общий ввоз кож был на половину меньше: на 9 миллионов рублей. Такое положение объясняется, прежде всего, измельчанием нашего скота. Рослый украинский скот и нагульный скот южных степей, с развитием на Юге хлебопашества, постепенно сокращался, главным производителем мало-помалу начал делаться Восток - степи Сибири и Азии, где скот мелок, способы постепенно улучшалось фермерами, которые вводили культурное хозяйство: кожи, получались добротные и больше размерами.
   Вместе с тем, эти страны развили отпуск мяса, волоса, рогов и других отбросов и поэтому в общей массе могли оценивать кожи сравнительно дешевле, чем наш менее добротный товар, так как у нас, на Востоке, мясо ни во что не ценится: на него нет потребителя, и ценность убиваемого скота всецело ложится на одну кожу.
   Только за последние два-три года начался ввоз мяса с Востока в столицы.
   Что касается самой обработки кожи, то она и до сих пор  сосредоточена в руках кустарей. Здесь и разгадка на первый взгляд аномалии: нашими кожами хвастаются самые фешенебельные магазины Запада (это продукт наших поистине прекрасных заводов), а наше кожевенное превосходство всё падает и падает (рутинный труд кустарей, ухудшающийся и дорогой сырой товар).
   На выставке прекрасна витрина с.-петербургского фабриканта Брусницына. В ней кроме замечательных по выделке образцов кожи (весьма полно притом объяснённых) находятся таблицы, ярко иллюстрирующие стремление фабриканта улучшить обстановку рабочего.
   Так, полна интереса таблица, показывающая гигиенические условия главнейших частей завода: отношение света, воздуха, вентиляции к занятой на заводе постройками площади.
   Интересна витрина Товарищества Алафузовских фабрик и заводов, в которой, между прочим, выставлена кожевенные предметы обмундирования и снаряжения войск. Они наглядно показаны на куклах солдат, в натуральную величину, на чучелах лошадей и пр.
   Нужно, однако, заметить, что выставка кож далеко не сосредоточена в одном отделе: кожи находятся ещё и в дополнительном здании фабрично-заводского отдела, и в кустарном отделе, и в отделе домашних животных, и в сельскохозяйственном...

   В главном здании фабрично-заводского отдела, рядом с кожами, расположена бумага. Её выставка также обставлена весьма эффектно. В центре высится изящная восьмигранная витрина Экспедиция Заготовления Государственных бумаг. В ней, кроме великолепных образцов бумаги (замечательна бумага с водяными знаками), интересен научный отдел (разные сорта тряпья, бумажная масса в разных стадиях её изготовления) с его большими стенными статистическими таблицами. Из них мы узнаём, что в России изготовляется немного больше 6 1/2 миллионов пудов бумаги (в том числе свыше одного миллиона пудов в Финляндии), и что производство увеличивается довольно быстро. Но эти же таблицы сейчас же разочаруют нас в быстрых шагах развития изготовления этого продукта, размером потребления которого косвенно измеряется умственный прогресс нации.
   В Соединённых Штатах Северной Америки в 1894 г. изготовлено бумаги 90 миллионов пудов, в Германии - 35 мил. пуд. и даже  в Австрии - 10 мил. пуд. Эти цифры являются характерной иллюстрацией к требованиям о повышении таможенного тарифа на бумагу, которые время от времени возникают среди бумажных фабрикантов, указывающих, что их теснит финляндская конкуренция.
   Действительно, в Финляндии широко и правильно развита древесномассная промышленность и производство целлюлоза - главных материалов для фабрикации бумаги, и Финляндия работает превосходно все сорта бумаги от картона до самых тонких и роскошных бумаг, легко соперничающих с бумагой всему миру известных французских фабрик.
   Бумага из древесной массы значительно менее долговечна, чем бумага из тряпок, и вот в Финляндии действует станция для испытания бумаги, идущей для административных учреждений или вообще требующей долговечности.
   И у нас большие фабрики работают превосходно, но, в общем, производство отстаёт и от заграничного, и от финляндского. Вот почему и ввоз постоянно растёт и, равняясь в 1884 г. 1 1/2 мил. руб., он к 1894 г. подымается до 2 1/4 мил. руб.
   На Нижегородской выставке участвуют почти все наши бумажные фабрики.
   Здесь всеобщее внимание привлекает красивая витрина акционерной компании рижской писчебумажной фабрики. Витрина исполнена в египетском стиле и декорирована тропическими растениями, очень изящна и приветлива с виду.
   Изящно обставлен павильон Ижорской писчебумажной фабрики Небе. Фирма, между прочим, выставила 6 больших катушек печатной бумаги для ротационных машин. На катушках надписи "Нива" - фирма поставляет бумагу, на которой печатается наш журнал. Кроме печатной бумаги, фирма славится выделкою тонкой папиросной бумаги (выставлена катушка бесконечной папиросной ленты, длиною в 21 тысячу аршин), высших сортов писчей и почтовой бумаги. Много прекрасных образцов бумаги и в других витринах.

   Довольно полно представлено и обойное дело. Оно заметно совершенствуется и понемногу начинает эмансипироваться от иностранной зависимости, но в фасоне и рисунке обоев видны лишь первые шаги самостоятельности.
   Интересна витрина Таммерфорской обойной фабрики, представляющая большой щит, в виде колеса со спицами-обоями, а также большая витрина-комната Кротова с поистине прекрасными и разнообразными образцами обоев. Бумажные изделия и письменные принадлежности очень слабо представлены на выставке, что и соответствует слабому развитию в России этой отрасли промышленности.
   Вообще производство изделий комфорта, которые скрашивают будничную жизнь и обстановку или придают художественный оттенок утилитарным предметам, почти ещё не начиналось у нас. Наша промышленность лишь едва-едва справляется с предметами первой и прямой необходимости. На изделия комфорта и утилитарной художественности и не существует в России серьёзного требования: наши заводы их не работают, а заграничные изделия, благодаря таможенной стене, могут попадать к нам лишь с большими затруднениями. Художественная потребность россиянина мирно пока спит под охраною таможенного тарифа, и как скучна, читатель, как однообразна обстановка наших жилищ!

...продолжение следует.


Рецензии