Бессмертный флотоводец Ли Сунсин - 2004

РЕЦЕНЗИЯ НА ДОРАМУ "БЕССМЕРТНЫЙ ФЛОТОВОДЕЦ ЛИ СУНСИН" (Южная Корея, 2004 - незаметно пролетающие 104 серии)

Забота наша простая,
Забота наша такая:
Жила бы земля родная -
И нету других забот.
("Песня о тревожной молодости"
А.Пахмутовой и Н.Добронравова)

      Этот фильм привлёк меня своей атмосферой искренности, спокойного достоинства, сурового мужества и правдивости. Он не поражает с первого взгляда, но он входит в душу.
      Корейцы умеют так рассказывать о подвигах и достижениях своих предков, что даже никакого отношения к Корее не имеющий зритель начинает гордиться ими так же, как героями истории своей Родины. И после просмотра дорамы смотреть на всех современных супергероев с их навороченными суперинструментами и сверхсуперспособностями и смешно, и грустно: никакого сравнения с героями Имчжинской войны, которые в реальной жизни сделали невозможное.

      О полководцах и стратегах, о войне и политике снято много качественных фильмов и дорам, но дорама "Бессмертный Ли Сунсин" по-своему уникальна в этой области.
      Во всех дорамах о полководцах показывают планирование сражений и сами сражения, то есть то, что является результатом всей работы армии или флота. Но битвы с врагом — не единственные битвы, которые должен проводить командир. Для того, чтобы победа в битве и вообще сама битва стала возможной, нужно немало побороться на других планах: обеспечить поддержку конкретных действий армии со стороны правительства страны, обеспечить вооружение, пропитание и проживание личного состава, постройку, содержание и ремонт машин, кораблей (что со стороны правительства не всегда финансировалось), обеспечить тренировку и подготовку к сражениям и физически, и умениями, и психологически, обеспечить защиту военных баз и близлежащих территорий, которые увязаны с базами, и много других проблем. Любое из этих видов обеспечения может превратиться в битву за выживание самого флота и армии, когда до сражения с противником ещё очень далеко. Эта невидимая сторона деятельности полководцев хорошо показана в кино-повести о Ли Сунсине и тех, кто помогал ему привести флот и страну к победе над японскими захватчиками.
      Внутренний разлад всегда работает на руку противнику и может привести к полному порабощению страны, если не будет кому проводить внутренние битвы, которых не видно на поле боя. Пока Ли Сунсин был на базе флота — флот был как за каменной стеной: никто не мог послать его людей куда попало на бесполезные жертвы. А когда Ли Сунсина удалось-таки убрать с должности главнокомандующего, флот остался беззащитным, словно дом, у которого ураганом сорвало крышу: снег ли, ветер ли, дождь ли — всё залетает вовнутрь без препятствий, — потому что остальные командиры прекрасно умели воевать с врагом, но не умели проводить битвы с начальством. Толковое начальство — друг, а бестолковое начальство — враг, причём враг очень серьёзный. От внешнего врага можно спрятаться; внешнего врага можно побить, и он больше не сунется. Кроме того, при виде внешнего врага, как правило, все объединяются. А от начальства и спрятаться некуда, и побить его нельзя. И люди перед гневом начальства больше склонны не объединяться, а смиряться. Очень трудно воевать с таким врагом. Более трудные сражения бывают только с самим собой.

      Ли Сунсин совершал свои подвиги не в одиночку. Солдаты и командиры флота, солдаты и командиры сухопутной армии, ополченцы и мирные крестьяне, министры (думающие), король (в разумном настроении), китайские союзные войска (когда хотели воевать) и многие другие — все они были создателями победы. Ли Сунсин ничего не смог бы сделать без них, так же как и они ничего не смогли бы сделать без Ли Сунсина. В этой дораме всем им высказана благодарность. Но об одном человеке нужно сказать особо.
      При дворе короля был Рю Сонрён — министр, который так же воевал за страну среди дворцовых интриг, и победы ему доставались тяжело. Не было бы Рю Сонрёна — не было бы и Ли Сунсина. Именно Рю Сонрён пробился с его кандидатурой на должность главнокомандующего флотом, и защищал и поддерживал его на политическом плане, как мог. Все остальные политические защитники Ли Сунсина следовали за Рю Сонрёном. А когда влияние Рю Сонрёна при дворе ослабло, и он остался «гласом вопиющего в пустыне», тогда враги смогли погубить и Ли Сунсина.
      Дорама «Бессмертный флотоводец Ли Сунсин» не только о деятельности и битвах великого флотоводца, но и о деятельности и битвах министра Рю Сонрёна: один без другого не мог бы ничего сделать.
      Практически во всех исторических дорамах присутствует дворец, король, министры (советники). Но чаще всего основное внимание уделяется только одной стороне их деятельности — взаимоотношениям короля, членов королевской семьи и членов королевского совета между собой, их борьбе за власть и борьбе за выживание, а государственные дела остаются на втором плане. Редко в каких дорамах уделяется значительное внимание тому, ради чего дворец, король и министры существуют — их работе, их деятельности на благо или во вред стране. "Бессмертный Ли Сунсин" — одна из этих редких дорам.

      Если попытаться обрисовать всю дораму одним словом, то это слово будет — пламя. Такая же мощная и яркая, такая же согревающая и придающая жизненной силы, такая же жёстко обжигающая до острой боли, и такая же внутренне чистая.
      Если вам кажется, что 104 серии — это длинно, посмотрите только первые 5-10. А там — одно из двух: либо дорама совсем "пройдёт мимо сердца", либо ваша душа не будет знать покоя, пока вы не посмотрите всю сотню серий от начала до конца, а когда дорама закончится — почувствуете, что она была очень короткой. Распахивается окно в целый мир — и зритель погружается в этот мир с головой, перед его глазами проходит целая жизнь — и он проживает её вместе с героями дорамы. Широкая панорама мирной жизни и военного времени, ярко и ёмко показанные типичнейшие жизненные ситуации и психологические закономерности. Действующие лица самые разнообразные — военные командиры и гражданские чиновники всех рангов, солдаты и крестьяне, министры и короли, торговцы, солевары, гончары... Кому-то из них в сюжете досталось больше места и времени, кому-то меньше, но внимание и создателей, и зрителей уделено всем, даже самым эпизодическим образам. Нет схематично-плакатных портретов и жёсткого деления на чёрных и белых, все характеры прорисованы хорошо и многогранно, но при этом герои остаются героями, негодяи не перестают быть негодяями, подвиги не умаляются, хорошие дела не очерняются, ошибки не смягчаются, преступления не оправдываются. В каждом человеке показаны и достоинства, и недостатки, но это нисколько не сглаживает его правоту или вину, а скорее, наоборот, подчёркивает её.

      Прежде я пыталась смотреть другие фильмы и дорамы об Имчжинской войне — но не смогла. Создатели этих фильмов так старались донести до зрителя, не знающего войны, ту истину, что война — это тяжёлая и страшная вещь, что смотреть их для меня стало просто невозможно. Они правы, когда показывают всё приближённо к реальности, но... видеть такое под силу не всякому. А знать и понимать, что такое война, должен каждый.
      В дораме "Бессмертный Ли Сунсин" сцены битв и война в целом показаны достаточно неприкрашенно, но в то же время сдержанно и сокращённо. Все ужасы войны показаны ровно в той мере, чтобы зритель понял и прочувствовал, ЧТО происходило в ту эпоху, но не более того. На самом деле всё было во много раз жёстче, тяжелее и грязнее. В дораме всё гораздо чище — в хорошем смысле слова. Но это не делает её ни легкомысленной, ни радужно-идеалистической. Напротив, по окончании дорамы в голове звучит одна мысль: чтобы подобное никогда не повторилось. Это не обычная художественная трагедия, где войну и страдания нарочно стараются сделать красивыми, чтобы зритель мог вдоволь повосхищаться и попереживать. Здесь всё гораздо серьёзнее. Здесь всё, до последней детали, направлено на одну цель, как лежащая на натянутом луке стрела. Здесь показывают войну не ради того, чтоб показать только саму войну, а ради того, чтоб донести и подчеркнуть, ЗА ЧТО БОРОЛСЯ корейский народ в той войне — за Жизнь и Мир. Красота и достоинство мирного времени и ценность человеческой жизни — вот какая тема звучит явно или подспудно на протяжении всей дорамы.

      "Бессмертный Ли Сунсин" — дорама, которая не только заставляет зрителя задуматься, но и направляет его мысли в нужное русло.
      «Иероглиф "Му", означающий "боевые искусства", составлен из двух иероглифов - "Чи" и "Гва", которые означают "остановить копьё". Остановить копьё, остановить насилие и кровопролитие — вот что на самом деле означают боевые искусства.» (слова учителя Намгуна, 20 серия)
      «Если есть способ остановить вражеское копьё, не обнажая мой меч, я должен выбрать этот путь. Но если единственный способ остановить вражеский меч — обнажить мой, я не буду колебаться.» (слова Ли Сунсина, 29 серия)
      Война ради мира, смерть ради жизни. Не война ради войны и не смерть ради смерти.

      Здесь нет упрощённого "рисования чёрной и белой краской". Когда показывается человек, совершивший какую-нибудь трагическую ошибку или преступление, как правило, поясняется, каким образом он дошёл до такого. Ошибка или преступление не оправдываются — просто показывается причинно-следственная связь. Показывается, как люди вполне порядочные и благонамеренные из-за амбиций и нежелания думать либо морально опускаются, либо из лучших побуждений заставляют страдать многих невинных людей. Показывается, как люди умные и опытные из-за недальновидности совершают ошибки, приводящие к трагедии. Но картина не становится безнадёжной: рядом с людьми заблуждающимися и людьми, "постепенно скатывающимися в яму", стоят люди, сумевшие прожить свою жизнь так, как должно прожить её человеку, и так же подробно показывается, как они сумели это сделать. Создатели дорамы показывают сложность жизни не для того, чтобы просто оставить разбитого зрителя в горьких размышлениях, а для того, чтобы дать ему знания и силы для будущей борьбы за достойную жизнь.
      «- Я бессилен... Я не могу придумать, что мне делать. Могу ли я сделать хоть что-то, кроме как похлопать по плечу плачущего человека?.. Я не могу себя простить. Я так зол на себя за бессилие, что не могу терпеть!
- Ты наконец нашёл настоящего врага, с которым должен бороться. Сможешь ли ты сохранить эту мысль? Сможешь ли ты посмотреть на себя, прежде чем обвинить другого, неважно, где ты будешь и каковы обстоятельства? Наверное, теперь ты готов к изучению боевых искусств.»
(беседа Ли Сунсина и его учителя Намгуна (Нам Гунду), 18 серия)
      Вспоминается цитата из другого фильма, всеми нами любимого:
«Каждый порядочный сыщик... да нет, просто каждый порядочный человек... должен испытывать чувство вины, когда преступнику удаётся совершить очередное чёрное дело. И это чувство вины должно давать нам новые силы для борьбы со злом. Поэтому я здесь. А вы, мой друг, рядом со мной.» (слова Шерлока Холмса из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра")
      Чувство вины — это следствие чувства ответственности. Есть два чувства вины: одно из них толкает человека на борьбу и даёт ему силы для этой борьбы, а другое становится простым самобичеванием без решительных изменений в душе и в жизни, то есть без полезных следствий. На Востоке умение признавать свою вину считается одной из необходимейших добродетелей порядочного человека, и оно тщательно культивируется. Но, как это обычно бывает, высокое понятие вольно или невольно переходит в менее высокое: деятельное чувство вины чаще всего заменяется простым самобичеванием. Однако у Ли Сунсина и его учителя Намгуна было именно деятельное чувство вины, потому они и были настоящими защитниками.

      В истории Кореи Имчжинская война имеет такое же судьбоносное значение, какое в истории нашей страны имеют Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 годов: так же лавиной наваливались враги и так же решалось, будет жить государство или погибнет. Вспоминаются строки А. Твардовского из поэмы "Василий Тёркин" (конец главы 11):
      Страшный бой идёт, кровавый,
      Смертный бой не ради славы —
      Ради жизни на земле.
Потому к героям Имчжинской войны в Корее относятся с большим уважением и почитанием, а к Ли Сунсину — в особенности: его называют спасителем страны. И поэтому к созданию дорамы о нём подошли с большой ответственностью и не жалели сил на то, чтобы сделать её как можно лучше. Сколько я смотрела прекрасных исторических дорам, шедевров южнокорейского кинематографа, живых и ярких, а такого ещё ни разу не видела. Веришь в происходящее на экране, как в документальную съёмку, как в открытое окно в реальную историю, и этому чувству не мешают ни обычные киношные условности, ни законная доля художественной фантазии в сюжете.

      Сценарий создан по мотивам двух исторических романов:
Ким Хун «Песнь меча»
Ким Так Хван «Бессмертие»
      Писали его четыре сценариста:
Юн Сон Джу — главная сценаристка (серии 001-104)
Юн Ён Су — сценарист-помощник (серии 001-035)
Джан Ги Чан — сценарист-помощник (серии 001-035)
Пак Ён Сук — сценаристка-помощница (серии 001-040)
      Авторы фильма тщательно изучали тексты самого Ли Сунсина, откуда взяли основной настрой, общую атмосферу, потому Ли Сунсина тоже можно назвать автором. И сценаристы, и режиссёры читали Дневник и другие записи Ли Сунсина, подпали под влияние его атмосферы и работали под впечатлением от прочитанного. На русский язык переведён только Дневник, а остальные его рабочие записи и отчёты есть в английском переводе, — на русский ещё не переведены.
      То есть получается, что у сценария семеро авторов. Случай коллективной гениальности.
      Сценарий очень продуманный. В течении событий и во взаимоотношениях героев чувствуется чёткая, логичная конструкция со множеством параллелей и противопоставлений, сравнений и обмыслений. Складывается впечатление, что авторы сценария много размышляли о событиях той эпохи и даже обсуждали их с кем-то вместе: почему то или иное событие состоялось? и почему происходило именно таким образом? а при каких условиях оно могло протекать иначе? и была ли возможность, чтобы оно не произошло вообще? И если так (или иначе), то почему, по какой причине? Логика событий, происходивших в те времена, а также действующие в любую эпоху закономерности борьбы — борьбы с врагами, с чужими заблуждениями, со своими слабостями — и пути победы в этой борьбе.
      Образы живые, яркие, многогранные, особенно четвёрка главных героев: адмирал Ли Сунсин, министр Рю Сонрён, адмирал Вон Гюн и король Сонджо. Очень наглядно показано, как поступки и черты характера человека, внешне совершенно противоположные и кажущиеся противоречащими друг другу, исходят из одного и того же глубинного источника. Как лента Мёбиуса: кажется, что у неё две стороны, а на самом деле — только одна.
      В целом сценарий сложный по внутреннему строению и в то же время внешне простой. Такой сценарий нельзя играть вполсилы: если не прочувствуешь стоящий за ним живой мир и не поверишь в него всем сердцем — текст лишится жизни и превратится в застывший плакат.

      Режиссёры и актёры не только прочувствовали этот мир, но и дополнили, и создали его на экране искренне, серьёзно, просто и достойно, без нарочитого приземления и без парадного пафоса, с большой любовью и большим уважением к Ли Сунсину и к подвигу своих предков. Актёры трудились от души, а режиссёры уделяли внимание каждому из них — от главных до эпизодических. Вне зависимости от того, долго или коротко тот или иной образ участвует в сюжете дорамы, зритель чувствует, что этот человек не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда, что за пределами кадра у него есть своя жизнь, которую мы не видим, но она существует. Даже люди массовки выглядят не тенями, а частью того мира, и их жизнь и смерть — не проходящий момент. Чтобы создавалось такое впечатление, нужно много труда и внимания.

      Композиция, ракурс, освещение, движение — сколько смотрю, столько восхищаюсь красотой и силой выразительности кадра. Операторы — талантливые мастера своего дела. Иногда попадаются неотшлифованные эпизоды, но большая часть съёмки — на высочайшем уровне. Цветность также хорошо продумана. Подчёркнуты два цвета — красный и синий — цвета воды и огня, и они же — цвета командирской военной формы эпохи Чосон. Оба цвета насыщенные, чистые и глубокие. Атмосфера кадра получается одновременно и строгой, и яркой.

      Музыка в дораме очень хорошая: внешне простая, но сильная и выразительная, очень точно передающая атмосферу и войны, и мирной жизни. Она рассказывает о происходящих событиях не "снаружи", а "изнутри": в ней события предстают не такими, какими они выглядят со стороны, а такими, какие они есть по своей внутренней сути, а также, какие они есть по чувствам и мыслям действующих в них людей. Она жёсткая и мягкая, тяжёлая и дающая силы, холодящая и тёплая — и всё это одновременно. В других фильмах про Ли Сунсина такой музыки нет!
      Для слушателя, который решит познакомиться с OST прежде, чем с дорамой, большая часть музыки, кроме некоторых мелодий, может выглядеть простоватой и малопонятной. Но слушатель, который дораму видел, у которого в памяти сразу всплывают знакомые образы, может понять, прочувствовать и оценить, насколько точно, ёмко и ясно эта музыка передаёт вложенную в неё мысль. Впрочем, может быть, кто-то из слушателей окажется более чутким, чем я, и поймёт музыку сразу и без дополнительных пояснений.

      Гримёры, костюмёры, декораторы, создатели компьютерной графики (которую не отличишь от настоящей съёмки) — спасибо им всем за их труд.

      Дорама "Бессмертный Ли Сунсин" очень длинная и в то же время очень короткая. Она на первый взгляд кажется длинной — 104 серии, на протяжении которых параллельно показана жизнь нескольких людей с детства и до старости. Но чем дольше смотришь её, тем больше понимаешь, что она на самом деле коротка: и жизни героев, и исторические события показаны кратко и ёмко — сжато, сокращённо, хотя и в то же время достаточно подробно.
      Краткое содержание:
001-005 серии. События конца Имчжинской войны. Последняя битва Ли Сунсина и его гибель в бою.
005-006 серии. Детство Ли Сунсина.
006-025 серии. Юность и молодость Ли Сунсина.
025-035 серии. Служба Ли Сунсина на северной границе.
036-041 серии. Служба Ли Сунсина после северной границы и назначение его на пост командующего Левым флотом Чоллы.
041-056 серии. Служба Ли Сунсина во флоте. Ли Сунсин — командующий Левым флотом Чоллы.
056-080 серии. Имчжинская война. Ли Сунсин — командующий Левым флотом Чоллы.
080-088 серии. Имчжинская война. Ли Сунсин — верховный главнокомандующий флотами трёх провинций.
088-093 серии. Имчжинская война. Снятие Ли Сунсина с должности главнокомандующего флотом и его служба в качестве рядового сухопутной армии. Разгром флота.
093-104 серии. Имчжинская война. Возвращение Ли Сунсина на прежнюю должность и восстановление флота. Ли Сунсин — верховный главнокомандующий флотами трёх провинций. Гибель Ли Сунсина в бою.
      Сюжет дорамы — как кольцо: он начинается и заканчивается одними и теми же событиями, только показанными с разных ракурсов, в разной окраске, и с разной степенью подробности.
      По количеству серий сюжет делится пополам: жизнь до Имчжинской войны — 52 серии, сама Имчжинская война — 52 серии. Каждый эпизод, каждая часть сюжета проработаны очень тщательно — и по сценарию, и по режиссуре, и по работе актёров, и по качеству съёмок, и по музыкальному сопровождению, и по всему остальному. Детство Ли Сунсина (две серии), его скитания в молодые годы (девятнадцать серий), десятисерийный рассказ о службе Ли Сунсина на северной границе (всего-то одна десятая часть от общей длины сериала) — все они не менее интересны, чем рассказ о довоенной службе Ли Сунсина во флоте и повесть об Имчжинской войне: в каждой из этих глав создан целый мирок, с героями которого сживаешься, сочувствуешь, переживаешь и которых вспоминаешь даже тогда, когда этот эпизод остаётся далеко позади. А сколько сил вложено в короткий (на две пол-серии), но непередаваемо яркий рассказ о героической обороне крепости Чинчжу, когда чосонский гарнизон шесть дней и пять ночей сдерживал наступление вдесятеро большей японской армии до самого прихода подкрепления!

      Я сказала об этой дораме так много слов... но их всё равно слишком мало. О таком словами не расскажешь. Это надо просто увидеть.


doramatv.ru/the_immortal_lee_soon_shin - смотреть онлайн бесплатно


Рецензии