Удалось ли 2е Крещение Руси?
Ещё более впечатляет, когда Сергей Масленников начинает растолковывать смысл Притчи о бесах. О том, как бес, изгнанный из души (при крещении) скитается по безводным местам и не находит покоя и решает вернуться в дом свой (это душа человеческая для него дом!). И находит дом выметенным и пустым, и возвращается. Но, не один, а берёт с собой ещё семь бесов, худших, чем он. И бывает то для человека хуже, чем было прежде… Вот как опасна пустота непросвещённой души!
Возразить тут нечего, это истинная правда. И осознав это неизбежно начинаешь думать о том, что в предшествующие годы, да, часто, и сейчас, никакой подготовки к крещению нет. Я сам так крестился, и все мои знакомые и родные. Люди, подчас, не имеют ни малейшего представления о Таинстве Крещения, о его смысле и последствиях, о том, как сохранить и умножить Свет Божий в своей душе. Прискорбно это! И если вернуться к Притче о бесах, то общество наше должно было быть уже ввергнуто в духовную пропасть, именно, вследствие непросвещённого крещения…
Погрустив по этому поводу, я всё же пришёл к мысли, что в прослушанной беседе не хватает взвешенной общей оценки 2го Крещения Руси. Потому что сделанный мной вывод о вредности массового крещения в России в 90е и 2000е годы, всё-таки, несправедлив. – Если принять такую идею, что единственным и непременным следствием непросвещённого крещения является регресс, т.е. воцарение на место одного изгнанного из души беса восьми, злейших его, то всё происшедшее в эти годы в России можно назвать духовной катастрофой.
Но, ведь примерно такая же ситуация была и при 1ом Крещении Руси, ведь тогда, очевидно, масса крестившегося народа была не просвещена. И, тем не менее, никто не называет этого катастрофой, а напротив, говорят, что это было великое и судьбоносное историческое событие. Мало того, тогда уж катастрофой надо назвать и то, что происходило в Римской империи после Миланского эдикта, узаконившего Христианство. Потому что в последующий период массового крещения произошли сильное обмирщение и профанация христианской веры.
Думаю, что дело, всё-таки, в том, что всему своё время. Промысл Божий реализуется в людях возможным, а не желаемым – идеальным путём. Первый этап христианизации – это грубый, массовый сдвиг. Он создаёт материальную и социальную базу для дальнейшего развития религии и веры. А дальше уже, в ответ на угрозу обмирщения и обрядоверия, приходят мудрые и богодухновенные просветители и аскеты. Так было и в Римской империи, и в Киевской Руси. Надеюсь, что так будет и сейчас. Надо было бы это в беседе объяснить, а не вводить людей в уныние…
Так что, оценивать 2е Крещение Руси ещё рано!
Сентябрь 2017
Свидетельство о публикации №217091300919