Как правильно перемывать косточки

           Недавно по телевизору показывали сюжет про Мексику. Конечно, рассказывали про пирамиды, конкистадоров, про текилу, шоколад, сомбреро, интересную одежду и своеобразную музыку.
           Я всё это слушала в пол-уха, потому что давно всё это знаю и никаких открытий для меня уже нет.
           Но!!!! Вдруг начали разговор о погребальных обычаях  и вопросах смерти. Сами понимаете, когда вам стукнуло далеко за пятьдесят, идея перехода в мир иной становится более близкой, чем выгодное замужество или переезд в другую страну (чему я всегда удивляюсь, потому что в другой стороне ты, в общем-то,  одинок и никому не нужен).
           Так вот выяснилось, что в Мексике после трёх лет  упокоения мертвеца   вдруг выкапывают, моют ему кости, раскрашивают их в разные веселые цвета и выставляют напоказ. Правда, потом снова зарывают, но сама эта процедура меня буквально потрясла.
           Сразу же вспомнилась наша родная пословица: перемывать косточки и о мертвых - или хорошо, или ничего.
           Так как я филолог-историк и обожаю копаться в этимологии привычных слов, то выражение «перемывать косточки» меня заставило влезть в Словарь Ожегова,  и вот что я там нашла:  «Первоначально эти слова имели прямой смысл – перемывать или мыть косточки умерших было связано с обрядом «второго захоронения».
          По мнению  тогдашних представлений об этом, и том мире, человек после смерти, особенно нераскаявшийся грешник, выходит из могилы в образе упыря, вампира, вурдалака или оборотня и губит людей, выпивая его живую кровь. И так будет до тех пор, пока  останки покойника не достанут из могилы, не обмоют их чистой водой или вином и снова не положат в гроб. При этом необходимо было говорить и вспоминать об этом человеке только что-то хорошее.
          Ясный пень, что наши кумушки, начав за здравие, заканчивали за упокой: то есть вначале вспоминали добрые поступки: как он дал кому-то в долг и не взял проценты, или напоил бедного ребенка, или отдал свою старую одежду нищим….  Но потом правда брала верх и начиналась истинная оценка умершего. А ведь вы сами знаете в чужом глазу и соринка заметна, а в своем бревно не видишь. Поэтому тут же всплывали его жестокость к бездомным животным, его жадность, его равнодушие к детям и жене…. Ох, можно перечислять долго, в этом и состоит теперь смысл нашего выражения «перемывать косточки»
          Что меня удивило, так это, что в Мексике обряд второго захоронения близок славянским традициям, а ведь наши страны разделяют моря и океаны! И каким образом эти верования сохранились и соединились – вопрос к историкам и этнографам.
          Но и это еще не всё. Я опять повернулась к моей драгоценной Японии и там тоже нашла что-то похожее:
          «Ритуальный процесс «второго захоронения» усопшего на Окинаве связан с тем, что факт биологической смерти, статус «души» определяется как «Промежуточное состояние» (букв. «страдания»). Считается, что до 49-го дня после смерти, когда идет отделение костей от плоти, покойный «сильно мучается». Родные почти каждый день приходят на могилу, в этот период положение усопшего нестабильно: он еще не достиг иного мира и пока находится в переходном состоянии (такое состояние находит соответствие в 40-дневных мытарствах души в нашей христианской традиции).
Согласно народным поверьям Окинавы (равно как и Кореи, и многих стран юго-восточной Азии), человек состоит из «души» и тела, которое, в свою очередь, слагается из плоти и костей; при этом плоть и кровь считаются унаследованными от матери, а кости являются символом отца.
          На 49-й день поминальную табличку, а также обувь и другие предметы, оставленные у погребального сооружения, сжигают. Угощения теперь подносят не ежедневно, а только по особенным дням. Это значит, что усопший «прошел» длинный путь и достиг мира мертвых. Некий аналог есть у славян-православных: на 40-й день устраивается «отпуск души», или «проводины», когда душа окончательно покидает землю.
          На Рюкю смерть означает не только разделение души и тела, но и костей и плоти. Освобождение от плоти очень важно для усопшего: до этого он еще не стал «настоящим покойником» и все еще пребывает в промежуточном состоянии. Если в обряде «отделения мертвых от живых» на 49-й день в иной мир отправляется душа усопшего, то только после полного освобождения костей от плоти, душа и его «тело» (костные останки) совместно вновь воссоздают его целостность.
         Понятно, что такие истории вряд ли покажутся забавными, но в странах Латинской Америки, а также в Юго-Восточной Азии похороны это всегда праздник, веселье и разноцветность всего вокруг (может быть, и окраска скелетов в розовые и желтые цвета из той же традиции).
          А у нас всё мрачно и слезливо. И это понятно, особенно если человек был смыслом всей жизни, и вдруг он ушел, и в душе зияет огромная черная дыра, которую затянуть нечем, потому что это был слишком Большой смысл и его невозможно закрыть другими маленькими смыслами.
         Хотя….. если подойти строго к поминкам, то есть к угощению тех, кто был на кладбище и разделял горе родственников, то каждый может вспомнить: вначале слёзы и стенания, но по мере «принятия на грудь» разговор меняется и к концу собрания все уже вспоминают что-то смешное из жизни покойника и шутят по этому поводу, и смеются, и расходятся в общем, довольные друг другом. Если только не подерутся. Что тоже бывает…. И это - жизнь! Куда от этого деться?!


П.С. На всякий случай даю интересную  сноску о таком ритуале в христианской традиции (вдруг кому-то эта мрачноватая история покажется интересной) :

Википедия: 
Это делалось в субботу после полудня. Мужчины раскапывали могилу, потом осторожно извлекали кости, начиная с черепа и двигаясь сверху вниз, а женщины, причитая, брали эти кости и затем в небольшом корытце обмывали их водой, а в другом корытце – вином. После обмывания кости помещали в полотняный мешочек, причем соблюдали обратный порядок, т. е. начинали с ног. Череп украшали базиликом и другими цветами и клали последним. Мешочек с костями относили в церковь и оставляли под амвоном, и после вечерней службы священник читал над ним краткую молитву. На следующий день совершалось отпевание – точно так же, как при настоящих похоронах, а затем члены семьи и все участники строгой процессией шли на кладбище, где священник сначала читал несколько молитв, а потом один из присутствующих опускал мешочек с костями в ту же могилу (гробницу). Затем священник поливал кости маслом, со всех сторон лопатой сбрасывал в могилу немного земли, после чего и остальные мужчины приступали к засыпанию могилы. Если при эксгумации находили неразложившийся труп, то объясняли это тем, что покойник при жизни совершил много грехов.Поэтому надо было особенно его подхваливать и закапывать останки до следующего, уже третьего захоронения.

Не удивляйтесь котам на заставке - они всегда идут эпиграфом к моим историям.


Рецензии
Галчонок! Как там" Есть многое на свете, что не подвласно..." Страшно , аж жуь.
Поздравляю тебя с призом от Олега! Ура!
С теплом
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   11.04.2021 04:37     Заявить о нарушении
Приветик, Вахтанг, дорогой!
И у нас в истории России были такие ритуалы, от которых волосы дыбом. Но во всём есть своя логика, нам теперь непонятная. Например, чокаться за столом.
... За поздравление - особая благодарность и тёплые объятия!
Галочке - поцелуй в щёчку.
Люблю вас всей душой!

Галина Кириллова   11.04.2021 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.