Отрада технаря

Стоило только мне войти в первый экспозиционный зал выставки Кирилла Савченкова в ММСИ на Гоголевском, как меня посетило ощущение погружения в атмосферу, проникнутую родственным духом. Осмотревшись, я понял, что невидимые токи исходят от экспоната, являющегося аллюзией на давно знакомый средневековый символ: роза в руке, одетой с железную рыцарскую перчатку. Здесь навороченный профессиональный штатив, предназначенный для точной фиксации и длительного поддержания координат предметов при проведении научных исследований, держит в стальном зажиме стебель полевого цветка с почерневшим (как будто обожженным) венчиком… Для меня этот объект стал символом всего представленного здесь проекта.
Мне, физику по образованию, и инженеру по профессии, предельно ясно, о чем здесь идет речь – проект посвящен предметной стороне деятельности художника, и, в первую очередь – самому главному - его инструментарию (в широком смысле слова).
В этом отношении художник и инженер имеют между собою много общего. Конечно же, художник в несравненно большей степени, чем инженер, пребывает в сфере Духа, но любое познание – предметно, а, чтобы его передать другим, нужны инструменты и материалы (уже художникам пещеры Тассили потребовалась охра). Идеи и эстетические переживания художников слова мы получаем посредством материального предмета – книги, которая Джойсу была необходима в той же мере, как и авторам бульварной литературы (я бы в библиотеке разместил для усиления контраста парочку романов Донцовой и Устиновой). Особенно высокие требования к предметам и материалам предъявляет Современное искусство (не актуальное – которое делается здесь и сейчас, - а искусство по версии примерно 20 кураторов ведущих художественных институций всего Мира). В него, как правило, не допускаются тривиальные и банальные предметы: на данной выставке объекты, «затертые» миллионами больших полушарий, например, голова неандертальца, изгнаны в стеклянно-зеркальное гетто. Предметный мир художника весьма изыскан: прядь волос, плоды лотоса (я их до этого никогда не видел, и сначала принял за мак), шлемы (еще одна аллюзия на рыцарские времена), песок, оплавленный ударом молнии, который я принял за окаменевшую кость. Столь же прихотливо выбраны материалы:- например, новейшие органические композиты, свет в специальной комнате (сопровождаемый звуковой инсталляцией) – аллюзия на «светокамеру» Дэна Флавина, и, наконец, самый эффектный материал – пустота, - много пустоты.
И еще мою инженерскую душу сильно порадовали надписи, относящиеся к технологиям. Слово «технология» я здесь использую не как обобщенное понятие, а как оно применяется в любом производстве, а именно: как изложение последовательности операций, необходимых и достаточных для получения требуемого эффекта или изготовления конкретного изделия.
Итак, в результате посещения выставки Савченкова я настолько почувствовал в нем родственную душу, что готов на его примере сформулировать, - кто такой художник Современного искусства, наподобие того, как я охарактеризовал свою собственную профессию: «Инженер» - утверждаю я – «в разных количественных отношениях для разных особей содержит в себе ученого, ремесленника и художника».
Аналогично: «Художник Современного искусства в разных количественных отношениях для разных особей содержит в себе собственно художника (каким он являлся во все времена), ученого и шоумена».
                Сентябрь 2017 года


Рецензии