Созидание лучше разрушения. Цикл Окно в Прибалтику

2017 г.

Из цикла "Окно в Прибалтику"   

          Сегодня (13.09.2017)  в Литве произошло позитивное событие – на железнодорожную станцию Вильнюс впервые прибыл электровоз ЧС4Т с пассажирским поездом Москва-Калининград «Янтарь». Электровоз принадлежит Белорусской железной дороге БЧ ( «Беларуская чыгунка»). До сих пор электровозная тяга в Литве не использовалась никогда. Причина тому – в Литве очень небольшая протяженность электрифицированных железных дорог. До 2017 года она составляла всего 122 км на участке Науйойи Вильня-Вильнюс-Каунас и небольшом ответвлении на Тракай  (российская колея 1520 мм). На этих участках осуществляется движение пригородных пассажирских электропоездов. Первые электрички в Литве начали курсировать только с 1975 года. Грузовые же поезда и  пассажирские поезда дальнего следования, проходящие через Литву, «таскали» тепловозы.   После восстановления независимости Литвы железнодорожный транспорт остался наиболее  взаимосвязанным с транспортной системой стран бывшего СССР. И хотя стремление политиков оторваться и отрезаться от этой системы очень велико, с экономикой приходится считаться. Наладить эффективное и быстрое железнодорожное  сообщение с Западной Европой по европейской колее (1435 мм) пока не удается. Проект Rail Baltica ещё очень далёк до завершения, его осуществление зависит от всех трех стран Балтии и главное – от Польши, которая не торопится модернизировать свою часть дороги, а Латвия и Эстония ещё и не начинали строительства. (О проекте Rail Baltica, пожалуй, стоит рассказать  отдельно, поэтому я в настоящей  статье не стану  касаться этого вопроса).
 
              В настоящее время в Литве очень сократилось пассажирское международное железнодорожное сообщение.  В 2015 г.  были сняты удобные и комфортные поезда местного формирования Вильнюс-Москва-Вильнюс  и Вильнюс-Санкт-Петербург-Вильнюс. Некоторое время литовские вагоны  подцепляли к калининградским транзитным поездам, но теперь и от этого отказались. Сейчас через Литву курсируют транзитные поезда российского формирования Калининград-Москва и  Калининград-Москва «Янтарь», Калининград–Санкт-Петербург, Калининград–Адлер и Калининград-Челябинск (сезонный, курсирует только летом).  Для того, чтобы попасть в Санкт-Петербург калининградцы делают изрядный круг через Беларусь (Молодечно-Полоцк-Витебск), в то время, как до возникновения границ и визового пространства поезд курсировал по гораздо более короткому пути через Латвию, которую теперь поезда объезжают. Ну, а Литву никак не объехать, через Литву проходят  важнейшие IXB и  IXD транспортные коридоры (Кена-Клайпеда, Кена-Калининград) (Кена – пограничный пункт Литва-Беларусь). Транзитное движение из России осуществляется следующим образом – из Калининграда до пограничной станции Нестеров (Россия)-Кибартай (Литва) поезда дотаскивают российские тепловозы, там их меняют на литовские, которые тянут поезда до Вильнюса, а в Вильнюсе поезда уже подцепляют к тепловозам Белорусской «чыгунки». На все эти перецепления тепловозов тратится немало сил и времени.

          Поскольку участок пути от станции Науйойи Вильня  до границы Литва- Беларусь (станция Кена)  не был электрифицирован, как и белорусский участок до ст. Молодечно, на этом сравнительно небольшом участке применялась тепловозная тяга.  В 2014 г. было начато осуществление  проекта электрификации этого участка пути с литовской и белорусской стороны, и вот, наконец, сегодня первый электровоз из Беларуси прибыл в Вильнюс. Сегодня же испытали и первый пробный электропоезд Минск-Вильнюс. До сих пор на этом очень  популярном маршруте между двумя столицами курсировали дизель-поезда литовского и белорусского формирования, а теперь поедут литовские  двухэтажные электрички производства чешского предприятия Шкода Вагонка, которые могут развивать скорость до 160 км/час.  До сих пор условия движения  не позволяли развивать таких скоростей.

               Почему я придаю такое значение этому событию? На фоне разрушительной деятельности – закрытия маршрутов, разборки целых железнодорожных линий, прочих безобразий, наделанных  исключительно из политических соображений, любое созидание радует.  О закрытии ж.д. маршрутов я уже упомянула.  Но закрытый маршрут нетрудно восстановить. Куда страшнее, когда разбираются железнодорожные линии. Так было уничтожено железнодорожное сообщение с Друскининкай, когда разобрали  ветку из Друскининкай и Марцинконис на Поречье. А ведь это сообщение было открыто ещё в 1934 г. в довоенной Польше, которой принадлежал Друскининкай. Разобрана и другая железнодорожная ветка на Беларусь – Пабраде –Лынтупы. Не избежали такой же участи и внутренние линии – Алитус-Варена.    В 2008 г. с какого-то бодуна был демонтирован 19 –километровый участок Мажейкяй-Ренге (Латвия).  Этот демонтаж вызвал международный скандал – Польша и Латвия пожаловались в Еврокомиссию с требованием не только восстановить упомянутый участок, но и оштрафовать виновников (по последним данным Европейская комиссия назначила за это штраф Литовским железным дорогам в размере 27 873 000  евро). Дело в том, что по этой линии осуществлялись  поставки продукции Мажейкского нефтеперерабатывабщего завода  (который сейчас принадлежит польской нефтеперерабатывающей компании „Orlen Lietuva“) в соседние страны Балтии. Разборка участка уменьшила конкурентоспособность и этого предприятия, и латвийских железнодорожных перевозчиков. Дорога ещё пока не восстановлена.

             Открытие электрифицированного участка дороги возможно откроет перспективы для появления новых пассажирских маршрутов и, конечно, повысит скорость и экологичность железнодорожного транспорта. А самое главное, еще раз продемонстрирует преимущество созидания перед разрушением.

Примечание
21.01.2024
Весной 2020 г. пассажирское железнодорожное сообщение между Литвой и Белоруссии было остановлено. К сожалению,по политическим причинам восстанавливать его не собираются.


Другие рассказы этого цикла в сборнике "Окно в Прибалтику"

Коллаж автора.


Рецензии
Да, ломать не строить... Вообще, любые решения требуют проработки всех возможных вариантов и последствий. Часто вылезают потом какие-то нелепые недоработки, которые можно было решить на этапе принятия решения. Но чем выше цена вопроса, тем серьёзней и основательней надо подходить к вопросу. Поэтому принято говоорить не о лучшем решении, а об оптимальном. Обстоятельства меняются и при других условиях много предстает в ином свете.
Но к сожалению, не всегда решения даже высокого уровня направлены на достижение оптимума, бывает, что на то, что выгодно здесь и сейчас.
Это конечно, если не рассматривать "злой умысел"

Понравился рассказ.
В советские времена ездил в пионерлагерь в Польшу. Летели самолётом то ли до Риги, то ли до Вильнюса, там пересели на автобус - и в Польшу.
До сих пор не могу вспомнить в каком из этих двух городов был)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 20:54     Заявить о нарушении
Конечно в Вильнюсе ты был, Латвия с Польшей не граничит, а от нас рукой подать
Спасибо,

Эми Ариель   29.08.2018 20:57   Заявить о нарушении
Тебе спасибо. Я столько лет мозг напрягал)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 20:59   Заявить о нарушении
Коекчно, мог быть такой бред, что затащили в Ригу, но маловероятно.
Один раз нас затащили в Ригу вместо Вильнюса на пути из Тбилиси. Просидели в рижском аэропорту 12 часов. Я чуть не откинулась, накануне отравилась, в самолете помирала , как плохо было, а нас еще в Ригу почему-то отправили

Эми Ариель   29.08.2018 21:04   Заявить о нарушении
Это всегда так бывает - как говорят - один к одному.
Не, у нас все без накладок было

Вячеслав Юнов   29.08.2018 21:10   Заявить о нарушении
Значит - Вильнюс. В те времена к вам от нас самолеты были.

Эми Ариель   29.08.2018 21:12   Заявить о нарушении
Да, значит он)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 21:13   Заявить о нарушении
У нас народ массово за продуктами в Польшу таскается. Там все дешевле, а ехать недалеко. Особенно из Каунаса, Мариямполе, Друскининкай, Калварии и пр.

Эми Ариель   29.08.2018 21:13   Заявить о нарушении
Это как питерские - к финнам?)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 21:14   Заявить о нарушении
Наверно, или как из Таллинна, там 2 часа на пароме. Из Вильнюса километров 200, а Калвария , например, у границы

Эми Ариель   29.08.2018 21:17   Заявить о нарушении
Интересно, когда рядом несколько разных государств)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 22:05   Заявить о нарушении
Да. в этом плане у нас интересно.
Белоруссия от Вильнюса в 35 км, а вот так просто не попадешь - нужны визы. Вот только в Гродно можно без визы ехать, покупаешь ваучер в турфирме и все. Без виз можно попасть и в Минск, но самолетом. Всего 200 км. В общем-то недалеко и Россия - Калининградская обл., но опять, визы. Ну, а Рига от нас в 300 км. до Латвии каких-то 145 км , ближайший переход (в сторону Даугавпилса). И Польша близко.В Евросоюз ездим свободно, так что и вправду можно малой кровью посетить несколько стран.

Эми Ариель   29.08.2018 22:40   Заявить о нарушении
Да, у нас соседние крупные города дальше)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 23:05   Заявить о нарушении
Да. у вас расстояния будь здоров. Масштабы иные.

Эми Ариель   29.08.2018 23:08   Заявить о нарушении
Это точно)

Вячеслав Юнов   29.08.2018 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.