Статья о творчестве Платона
(427 – 347гг. до н. э.)
Платон – греческий философ. Настоящее его имя было Аристокл. Прозвище «Платон» («Широкоплечий») было ему дано еще в молодые годы, за мощное телосложение. Родился Платон в Афинах; происходил из знатного рода. Получил хорошее образование: учился у гераклитика Кратила, Был слушателем Протагора и других софистов. В 407 году стал учеником Сократа. После смерти Сократа уехал в Мегару, далее он путешествовал по Египту, посетил Кирену и Южную Италию. По возвращении в Афины, он основал в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти в 347 году.
До нас дошли почти все произведения Платона; их собрание насчитывает 36 произведений, которые наглядно демонстрируют развитие его философии. В конце 19 века была установлена последовательность платоновских диалогов в 4 группы: сократичных, платонических, среднеплатонических и поздних.
В диалогах раннего периода (сократических) главную роль играет Сократ. Диалоги среднего периода считаются наиболее зрелыми («Пир», «Федр», «Государство»). Их отличают четкая композиция и поэтическое вдохновение. В них он формулирует принципы своего идеализма, выразителем которого считается Сократ. Произведения позднего периода содержит учение об идеях (концепция Мировой Души – «Филеб» и «Тимей»). Происходит изменение в стиле, а язык изобилует фразеологическими оборотами.
Платон считается творцом жанра – диалога; эта форма казалась ему наиболее подходящей для метода Сократа.
Ни в одном из сохранившихся произведений Платона нет его идеалистической концепции исчерпывающе выраженной. Это подтверждает он сам в своих письмах. Автобиографические мотивы являются важнейшим источником знаний его учения. Подробнее всего Платон рассказывает об этом в «Пире», «Федоне», «Государстве».
В отличие от Сократа Платон резче подчеркивал, что основные добродетели – мудрость, мужество и воздержанность, которые подчиняются высшей добродетели – справедливости, присуще только аристократии. Платон полагал, что добродетель – это здоровое состояние души.
Платон утверждал, что знание всегда истинно и что оно не является ни восприятием, которое показывает нам вещи не такими, какие они есть, ни представлением, которое лишь стоит между знанием и незнанием. Знание есть воспоминание, сохранившееся в душе от того времени, когда оно находилось в мире идей, то есть до рождения человека. Платон считал, что истинное, объективное бытие свойственно только мыслимому в понятиях; реальность идей представлялась ему необходимым условием научного мышления. Сущность вещей Платон видел в их форме – идее, в том обще ряду вещей и что составляет их общее понятие; единичная вещь не может быть идеей. Существующий реальный мир Платон считал отражением, тенью идеального мира идей.
Платон размышлял о формах идеального государства, которое должно быть не более обычного полиса, им должны управлять философы, опирающиеся на вооруженную силу – сословие воинов. Эта привилегированная часть общества должна жить общиной, не имея частной собственности, причем женщины должны быть, уравнены в правах и обязанностях с мужчинами. Средства для существования воинов и философов должны доставлять земледельцы и ремесленники, отстраненные от политической деятельности.
Произведения Платона отличают прекрасный стиль, выдержанная композиция, живой, полный неожиданных поворотов и напряжения диалог, а также поэтическое воображение и полет мысли
Свидетельство о публикации №217091401463