Статья о творчестве Эзопа

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(ок. 6 в. до н. э.)
Эзоп – греческий баснописец, которому приписывается большинство написанных прозой греческих басен. Ни каких достоверных сведений о его жизни нет. Первое упоминание об Эзопе историки нашли у Геродота. Эзоп был причислен к 7 мудрецам. Была создана поздняя римская версия «Роман об Эзопе», которая представила баснописца невольником из Фригии. Автор – слуга Ксанфа с Самоса. Которая повествует, что после освобождения Эзоп стал самосским советником, позднее он служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона и был сброшен со скалы.
Эзоп был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Эзопу, связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов – Гесиода и Архилоха. Их сюжеты подверглись на протяжении веков множеству изменений. Ранее они были созданы на ионическом диалекте, позже получили аттическую направленность. И к середине 5 в. до н. э. стали называться баснями Эзопа. Первым издателем басен Эзопа был Деметрий Фалерский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что и привело их включение в последующие сборники. Так они дошли до нашего времени. В 5 в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, если верить древним, предпринял Сократ. Далее, Каллимах приложил к ним свою руку. Последним этапом развития басен Эзопа в Древней Греции  стало творчество Бабрия. В Византии монах Максим Планудок составил свое издание, которое стало основой для всех позднейших.
Отличительными чертами басен Эзопа являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Почти всегда указана вытекающая из содержания мораль. Сюжеты басен взяты из жизни, они были выражением здравого смысла людей. Их этика отражала представления, которые были в древних обществах. Форма поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют басни, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. В баснях Эзопа не было места любви, жертвенности, самоотверженности; в его произведениях сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман.
Басни Эзопа оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей. На латинский язык в ямбических стихах их перевел на рубеже 1 в. до н. э. и 1 в. н. э. Федр, около 400 года н. э. сборник басен Эзопа издал Авиан. В России перевод избранных басен – Алексеева («Дешевая библиотека», изд. Суворина, СПБ, 1888).
Вот некоторые басни Эзопа:
Лисица и виноград.
«Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда, и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». (Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай).
Два горшка.
«Река несла в своем течении два горшка – глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. – Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».


Рецензии