3. До победного конца

Публика чаще всего верит победным реляциям, потому что в условиях военной цензуры узнать о поражениях намного труднее. Правительства не привыкли сообщать налогоплательщикам о поражениях и убытках. Военному командованию России в начале 1917 года было проще. Оно могло рапортовать об успехах. За 1916 год была проведена успешная наступательная операция Юго-Западного фронта ("Брусиловский прорыв"), которая хотя и не привела к полному разгрому противника, но серьезно потрепала австро-венгерские войска. В Малой Азии русские войска медленно, но верно продвигались вглубь турецкой территории. Были заняты Эрзерум и Трапезунд. Был совершен рейд в Месопотамию. На Черном море господствовал русский флот.

Исходя из этих фактов, современным монархистам кажется, что "противники России и лично Императора Николая сорвали Золотой Русский Триумф, перед которым уже готовы были померкнуть древние триумфы Александра Македонского и Траяна."

Но у будущего "Александра Македонского" были не только триумфы, даже если забыть русско-японскую войну и отступление 1915 года. Неудачей закончилось наступление, начатое в марте 1916 года в районе озера Нарочь. До масштабов "Верденской мясорубки" оно не дотянуло, а результат оказался почти таким же. Вступление в войну Румынии вызвало осложнения на южном фланге, растянув фронт до Дуная. Несколько омрачал грядущие "триумфы" и взрыв линкора "Императрица Мария", хотя это можно было считать обычной халатностью или, в крайнем случае, диверсией противника.

Но никакие происки внешних врагов не могли ускорить нарастающее противостояние в тылу больше, чем это делал сам царь. Желающих воевать за "Золотой Триумф" императора становилось все меньше. Тревожным симптомом для русского командования стала относительно успешная Митавская операция, в ходе которой в частях 2-го и 6-го сибирских корпусов начались волнения, подавленные с помощью арестов, расстрелов и расформирования батальона 17-го полка.

Генерал-лейтенант Довбор-Мусницкий доложил Николаю II об одном из таких происшествий: "В боях под Ригой 23 и 25 декабря стрелки некоторых рот 55-го Сибирского стрелкового полка отказались идти в бой и на увещевания офицеров грозили последним оружием... По моему приказанию в 15 часов 25 сего декабря 13 стрелков 5-й и 7-й рот расстреляны стрелками тех же рот в присутствии моем и представителей от всех рот и команд полков дивизии, находившихся на вверенном мне участке. Расстрелянные уроженцы преимущественно Пермской, Томской, Владимирской и Петроградской губерний. Дознание производится. Порядок восстановлен".

На совещании 17-18 декабря 1916 года генерал Брусилов сообщил: "7-й Сибирский корпус прибыл из Рижского района совершенно распропагандированным, люди отказывались идти в атаку; были случаи возмущения, одного ротного командира подняли на штыки, пришлось принять крутые меры, расстрелять несколько человек, переменить начальствующих лиц, и теперь корпус приводится в порядок."

Не всё было благополучно в тылу. 31 октября 1916 года при попытке разогнать стачечников возле заводов Барановского вызванные для этого пехотинцы открыли огонь по полицейским. Очевидное неповиновение было подавлено казачьими полками. В декабре 1916 года солдаты 12-го Кавказского стрелкового полка в Аккермане не только отказались выехать на фронт, но и оказали вооружённое сопротивление тем, кто пытался их отправить силой. 21—23 февраля 1917 года произошел бунт на распределительном пункте бендерского гарнизона.

Генерал А.И.Деникин, находясь в эмиграции, писал: "Безудержная вакханалия, какой-то садизм власти, который проявляли сменявшиеся один за другим правители распутинского назначения, к началу 1917 года привели к тому, что в государстве не было ни одной политической партии, ни одного сословия, ни одного класса, на которое могло бы опереться царское правительство. Врагом народа его считали все: Пуришкевич и Чхеидзе, объединенное дворянство и рабочие группы, великие князья и сколько-нибудь образованные солдаты". Незаметно императорская армия становилась самым опасным врагом самодержавия.

                Список литературы.

1. В.Л.Гончаров. 1917. Разложение армии. М. Вече. 2010.

2. Антивоенные выступления на русском фронте в 1917 году глазами современников (воспоминания, документы, комментарии). М. 2010.

3. А.М.Зайончковский. Первая мировая война. СПб. ООО Издательство "Полигон". 2002. 878 с.

4. В.С.Земцов. Роль армии во внутриполитической ситуации в России в годы первой Мировой войны (1916–1917 гг.). Общество, государство, право. 2014. Выпуск 4.

5. Г.Н.Чемоданов. Последние дни старой армии. М.-Л.: Госиздат. 1926. 136 с.

6. Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). М. 1925.

7. H.H.Головин. Россия в Первой мировой войне. Париж. 1939.

8. Ю.Н.Данилов. На пути к крушению: Очерки из последнего периода русской монархии. М. Воениздат. 1992. 287 c.

9. А.В.Пирейко. В тылу и на фронте империалистической войны. Л. Прибой. 1926.

10. Л.А.Шайпак. Рост антивоенных настроений солдат как отражение кризиса русской армии в годы Первой мировой войны. Армия и общество. 2007.

11. Царская армия в период мировой войны и февральской революции. Сборник документов. Казань, 1932. 240 с.

12. А.Шелюбский. Большевистская пропаганда и революционное движение на Северном фронте накануне 1917 года. Вопросы истории. № 2. Февраль 1947. C. 67-80.


Рецензии