О Макарах, воеводах и островах Блаженных

  В сказке "Конёк-Горбунок" дважды используется поговорка "Доселева Макар огороды копал, А нынече Макар в воеводы попал"; только в первый раз, - в несколько изменённом и усечённом виде:

То есть я из огорода
Стану царский воевода.

  Здесь Иван ещё не называет себя Макаром и собирается стать цАрским воеводой (то есть, слугой царя).

  Это - в конце I-ой части сказки, - когда царь берёт Ивана к себе конюшим.
 
  В самом же конце этой части Автор сообщает, что

Словом, наш рассказ о том,
Как он [Иван] сделался царём.


  Надо сказать, что единственным в Истории России и конюшим, и воеводой (а впоследствии - и царём)был Борис Фёдорович Годунов. (На это указывает в своей работе "Исторические аллюзии в сказке "Конёк-Горбунок" и тюменский историк Н.А.Рогачёва).*


    
  Рассмотрим само слово "воевода" - что оно означает?

  "Воевода  - это сложное понятие, составленное из двух частей: "вой" - "войско", а также "вОда" - "вождь, водитель". Буквально мы получаем "водитель войска". Слово " воевода " - славянское, в латинском языке ему соответствует dux, а в немецком - Herzog. В те времена у древних славян быт был в основном военный, и существовал обычай выбирать предводителей на племенном вече на случай военной угрозы. Когда она заканчивалась, власть  воеводы  прекращалась. -

   В 17-м веке появилась угроза самобытности славян балтийских и западных, так как опасность подстерегала с разных сторон, поэтому народное правление немного изменилось.  Воеводы  русские имели теперь власть не только военную, но и гражданскую и духовную. Появились начальники племени, "владавцы", так называемые "верховные  воеводы ", они же выполняли обязанности главных судей и верховных жрецов. С течением времени у многих славян название " воевода " преобразовалось в понятие "князь". В удельный период у каждого из них было собственное войско и  воевода . Это был человек, выполняющий в военное время ратные функции, а в мирное ведающий различными гражданскими делами". / Воевода  -  это ...  Воеводы  русские
Ав. Екатерина Кириллова. Интернет.


  Итак, воевода - это удельный князь, - такой - (внимание!), - как князь Гвидон.

  Выходит, получив во владение царскую "конюшенну", Иван из огорода стал - "князем Гвидоном"; князем, у которого есть свой "удел", - заповедный остров с дубом, Белкой, 30-ю богатырями и Царевной-Лебедью.

  Удел поэта - исконная Русь; историческая Русь:"История народа принадлежит поэту".

  А в присказке к III-й части сказки снова та же поговорка "Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал", - теперь уже сказанная прямо и полностью.

  В этой части сказки, - как мы знаем, - Иван стал царём, - то есть, - верховным владетелем.

  Это уже - не царский воевода, а - воевода-царь (как Дюк в "Анджело").

  И очень интересно то, что здесь наш Иван назван Макаром.

  Во-первых, имя это сразу настраивает нас на то, что в этой части сказки появится царь Пётр Первый (в виде Месяца Месяцовича).

Почему?

Потому что есть легенда ...

  6. Дедновцы
 Есть  народное предание, что дедновцы (жители села Дедново Рязанской губернии) отправили своего старосту с выборными людьми от всего мира встретить  Петра  Великого с хлебом и солью. Государь, принимая от них приношение, спросил старосту об имени. Староста огласил себя  Макаром . Государь сказал: «Хорошо». Потом спросил и других об имени. Дедновцы вообразили, что имя старосты их понравилось царю, и все до единого назвались  Макарами . Государь, смеясь, сказал: « Будьте же  вы  все  Макарами». С тех пор дедновцы слывут  Макарами. / Ирина Райкова.
Петр Первый в русских народных преданиях, легендах, сказках и анекдотах. Интернет.

  Во-вторых, имя Макар значит - "Блаженный", а Макарийские острова - это острова Блаженных.

  А острова Блаженных - те самые острова Золотого века.

 
  Со времён Гесиода эллинская Традиция утверждала, что прежний Золотой Век был на земле в счастливой северной стране, на островах Блаженных, у мирных, добрых и красивых мудрецов, которыми правил бог Крон (для римлян - Сатурн").
/ И.В. Прохорцев. Голландская тайна Петра Первого.


  То есть, получается, что Месяц Месяцович, - он представитель Блаженной страны Золотого века. Только народу там с ним никакого нет. Только птицы райские живут, песни царские поют...

  (Прямо как в песенке Остапа Бендера: "У Петра Великого дома нету никого...").

 
  Впрочем, здесь у него как Месяца-Месяцовича есть дочь- Царь-Девица и сын-Солнышко.
 

  Иван же, ставший его (её) зятем, новым царём Атлантиды, уже - царь народа.

  (Здесь нам вспоминается ремарка из "Бориса Годунова": "Лобное место. Пушкин идёт, окружённый народом").


  Царь-Девица совместно с Месяцем Месяцовичем и братом-Солнышком (тем же Иваном) составляют всё ту же изначальную Троицу: Осирис - Исида - Гор.

  И снова здесь та же загадка с этим Солнышком. Он не появляется в сказке; так же как Солнце не появляется в "Барышне-крестьянке", - только ряды облаков выстроились в ожидании Государя...

  Иван-Гор должен стать Солнцем; царём-Солнцем. Новым Солнцем нового Золотого Века; Золотого века России.

  И пока он не станет нашим царём, - совместно с Царь-Девицей Богородицей, и с Месяцем-Осирисом - Петром Великим, - не видать нам никакого Золотого века; и всё будут и будут длиться века ж е л е з н ы е.


  Пока же он (Иван-Пушкин) стал Макаром - блаженным в блаженной стране - Райской стране.

  У древних греков и римлян Рай считался отделением Аида - загробного мира. У Вергилия, - по крайней мере, Аид делится на две части владения Прозерпины и Дита (Аида) - Элизиум (Рай) и Тартар (Ад), охраняемый Тизифоной.**
    
  Да и у Пушкина, в стихотворении "Прозерпина", богиня хоть и названа "Ада гордою царицей", но - никакого Ада ведь там нет; вернее, - в смысле христианского Ада, - есть Аид, - царство мёртвых.

  Аид же делился на Тартар и Элизиум. Элизиум - это те же Макарийские острова, - страна Блаженных.

  Именно Элизиум - владения Прозерпины (и в пушкинском стихотворении это - подсказка - омоним имени возлюбленной - Элиза).

  А странная фраза, от имени народа обращённая к Царь-Девице, -

  "За тебя хоть в самый ад!", - она так же обращена, - видимо, - к той же Прозерпине, - хозяйке Елисейских полей.

   (И не потому ли возлюбленного Мёртвой царевны зовут Елисей, - что это - та же пара: Пушкин (Блаженный)  и Прозерпина (царица мёртвых)?)

   Прозерпина же - она и Богородица - в Христианстве, а в Древнем Египте - Исида.

    В "Энеиде" Вергилия описана з о л о т а я в е т в ь, с помощью которой живой человек (Эней) мог проникнуть в царство мёртвых, в царство Блаженных, - и вернуться из него. Вот эта золотая ветвь, - видимо, - и является изначальным прообразом нашего з о л о т о г о  к л ю ч и к а.

      
   

   
 *«…Древний знатный сан конюшего, в течение семнадцати лет никому не жалованный», получил при Федоре Иоанновиче Борис Годунов, будущий русский царь. Возможно, П. П. Ершов вполне сознательно проецировал сюжетный ход сказки (из бывшего конюшего Иван становится царем) на известный эпизод русской истории". /Н.А. Рогачёва. Исторические аллюзии в сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Тюмень. Тюменский университет.
 
  **Две дороги, Эней, расходятся с этого места:
     Путь направо ведёт к стенам великого Дита, -
     Этим путём мы в Элизий пойдём; а левой дорогой
     Злые идут на казнь, в нечестивый спускаются Тартар".

     / Вергилий. Энеида. Книга шестая; 540.



Продолжение:http://www.proza.ru/2017/09/15/1926

 


Рецензии