Статья о творчестве Лукиана

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(ок. 120 – ок. 190 г. н. э.)
                Лукиан из Коммагены над Евфратом – греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи; вначале занимался скульптурой, потом самостоятельно изучил греческий язык. Изучал тоже самостоятельно риторику и философию. Со временем стал одним из наиболее выдающихся представителей второй софистики.Он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галии. Выступал как оратор в Афинах, Риме, Антиохии. После путешествий, поселился в Афинах, где изучал философию. Противоречивость взглядов различных философских школ привели Лукиана к отрицанию всякого догматизма, скептической сдержанности  и критицизму. Последние годы он жил в Египте при канцелярии римского начальника.
Под именем Лукиана сохранилось около 80 прозаических произведений, две трагические пародии и 53 эпиграммы.  Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы: «Филарид» - о жестоком сицилийском тиране; «Дважды лишенный наследства» - речь в защиту сына; «Тираноубийца» - о человеке, который по ошибке вместо тирана убил его сына. В этот период он пишет небольшого размера похвалы по всяким поводам6 «Похвала мухе», «Суд гласных». К области литературной критике относятся: «Учитель риторики» - ироническое. Исполненное сарказма наставление; «Как надо писать историю» - забавная критика современных ему историков. Языковыми вопросами Лукиан занимается в работах «Псевдософист и Лексифан». Лукиан насмехается над новыми верованиями и религиозными спорами: «Александр, или Ложный  пророк» и «О кончине Перегрина» - о  фанатике, окончившем с собой самосожжением.  К группе романов Лукиана принадлежат: «Правдивая история» - выдуманная авантюристическая история о приключениях молодых путешественников на море и «Луций, или Осел», более известный в расширенной  латинской версии Апулея.
Самым зрелым произведением Лукиана являются диалоги, особенно сатирические. Искусству построения диалога Лукиан научился у Платона. Свыше  35 произведений Лукиана имеют форму диалога или приближаются к ней.  От Платона он иногда и перенимает  и названия – «Пир» - юмористическое подражание «Пиру» Платона и Ксенофонта, и язвительная сатира на самих философов.
К известным диалогам принадлежат «Разговоры богов», «Разговоры  морских божеств» и «Разговоры гетер». Большое влияние на Лукиана оказал Менипп из Гадары. Лукиан его часто выводит собеседником в своих диалогах, а из его сатир берет некоторые мотивы (мотив сошествия Зевса в Аид). Галерея собеседников у Лукиана очень богатая – боги, люди, животные, умершие, живые, исторические образы, вымышленные лица. Лукиан свободно использует богатые традиции греческой литературы, поражает неисчерпаемым богатством сюжетов, шутками. Изысканный стилист, он пишет на аттическом диалекте. Греческие романисты Гелиодор и Алкифрончасто использовали его сюжеты. В развитии западноевропейской литературы  Лукиан сыграл  большую роль, особенно в эпоху Ренессанса и Просвещения (его влияние на Рабле, Эразма Роттердамского, Свифта). В сатирических диалогах Ульриха фон Гуттена («Вадиск, или Римская троица») чувствуется отзвук диалогов Лукиана.  А сравните сатиру Эразма Роттердамского  «Похвала глупости» и произведения Лукиана - вы найдете много общего. В фантастике романов Рабле и Свифта можно  найти прямые параллели к «Правдивым историям» Лукиана.


Рецензии