История одной гравюры
«Что видит – сам всё изучает.
Доступно всё его уму,
Всё мощный дух его вмещает!
ЦАРЮ, РОССИЯ, своему.
Обязана ты новой славой
И тем, что вся Европа льстит
Забытой некогда державе,
И преклоняется и чтит!»
Йохан Стейнграхт
Заканчивался 1716 год, когда российский царь Пётр I во второй раз приехал в Голландию. Со времени первого его визита двадцать лет назад многое изменилось, как в самой России, так и в стране, которую он полюбил во время своего посещения.
Столичный город Амстердам вырос и далеко шагнул за пределы многочисленных каналов, веером расходящихся от центра. Царя поразило многообразие городского люда на тесных улочках, огромное число арок мостов, перекинутых через каналы, а в порту, где кипела работа и днём и ночью, выросшее число торговых кораблей, как у причалов, так и в доках. Казалось, не счесть всех портовых товарных складов, протянувшихся почти до центра богатых кварталов города. От внимательного и пристального взгляда Петра не укрывалась незамеченной любая, даже маленькая деталь изменений, произошедших за годы его отсутствия в этом городе. Поражало упорство и трудолюбие голландцев, отвоёвывающих у моря всё новые и новые участки земли, пригодной для проживания – польдеров.
В Походном журнале, фиксирующем этапы путешествия по Голландии в 1716 году, есть такая запись – «…Его Величество всё был в Амстердаме и смотрел всяких художеств, между тем же часть изволил бывать на Астинской и партикулярной верфях и в протчих домах…»
Радовали царя частые встречи с друзьями и знакомыми, обретёнными во время первого приезда. Ещё вчера Пётр I гостил у своего старого друга – голландского купца Христоффела Брантса, тот ранее жил в России и сблизился с царём. В гости к нему царь приехал со свойственной ему особенностью – без предупреждения, чем застал ничего не ведавшего Брантса врасплох. Однако, вскоре всё утряслось. Христоффел не поскупился на пышное застолье и порадовал Петра.
Тот же журнал от 13 (24) декабря кратко сообщал: «… Его Величество был в Адмиралтействе и кушал у Галанца (голландца) Вилима…» Под именем Вилим имелся ввиду секретарь и казначей Адмиралтейства Якоб де Вельде – знакомый Петра I ещё во время первого посещения Амстердама. Обед у Вельде действительно удался на славу. Пётр I , любивший много и вкусно поесть, с удовольствием испробовал настоящий голландский хютспот – пышное блюдо, включавшее варёное ассорти из кусочков каплуна, ягнёнка, телятины, говядины, колбасы, свиных ножек, бараньих и свиных голов, с добавлением цикория и артишоков, пряностей, яичных жёлтков, кислого вина и топлёного масла, поданное с жареными каштанами. Да и бокалов вина анжуйского и бордо осушил немало. С Якобом договорились встретиться вечером по адресу Херенхрахт, 333 в его знаменитом Кунсткабинете, известном, как Музеум Вильдеанум.
Коллекция редкостей, собранных де Вельде, пользовалась большой популярностью и славой. Не зря ведь говорили: «Кто не видел этого несравненного кабинета, тот не бывал в Амстердаме.» Пётр I постарался побывать у Якоба в тот же день, что и в прошлый визит – в канун дня рождения коллекционера.
Царь гордо вышагивал своими огромными ногами по улицам Амстердама, и свита, его сопровождавшая, едва поспевала за ним. Херенхрахт являлся жилым «каналом господ», проложенным после 1612 года и соединялся с рекой Амстел на юго – востоке и с другим каналом Броуверсхрахт – на севере. На набережные канала выходили величественные здания, одно краше другого. Здесь жили богатые и состоятельные люди, которые при строительстве, наверное, вступали в соревнование друг с другом, кто построит дом лучше и красивее. Фасады, украшенные оригинальными фронтонами, геральдическими барельефами и необычными завершениями, приковывали взоры царя. Те же, кто жил вдоль каналов Синхелхрахт и Принсенхрахт такой роскоши не имели. За домом Якоба де Вельде на канале стояло большое строение, прилепившееся к задней стороне домов 335 и 337. В нём и разместил Вельде свою знаменитую коллекцию.
Собрание Музеума действительно было уникальным, да и выросло значительно с момента первого посещения царём: книги и картины, античные бюсты и геммы, монеты и медали, морские навигационные инструменты – всё это занимало просторные залы, удобные для обозрения. Петра охватило необычайное волнение от увиденного у Вельде, он почти потерял дар речи, рассматривая редкости, переходя от одних экспонатов к другим в сопровождении хозяина. «Зело дивлюсь я всему этому, друг мой, Якоб, - наконец, произнёс царь, - просить буду, продать мне хоть что – то из коллекции твоей?» «Всемилостивейший Государь, коллекция сия собиралась мною долгие годы, и поклялся я сохранить её в целости для своей родины, а посему, никак не могу, Государь,» - ответствовал Якоб. «Жаль, зело любо мне она стала.»
При этом разговоре Петра I c Якобом присутствовала дочь коллекционера – Мария де Вельде – талантливая девушка, занимавшаяся рисованием, гравёрным делом, музыкой и созданием театральных драм. «Я помню, мефрау, мы вместе учились грыдорованию у господина Андриана Шхонебека, который был принят мною на русскую службу», - обратился Пётр I к Марии. «Да, Всемилостивейший Государь, совершенно верно. Мне запомнилась Ваша работа на религиозную тему, награвированная иглой и крепкой водкой. Её оценил мастер Шхонебек, но сейчас я хочу, Всемилостивейший Государь, подарить Вам картину, писанную мною для Вас на память о том первом посещении нашего музея в 1697 году».
Царь очень обрадовался подаренному портрету, на котором Мария изобразила его и отца, сидящими в Кунсткабинете, и отблагодарил художницу, вручив ей украшение.
Позднее Мария де Вельде создаст гравюру с этого портрета, её рисунок поместят в иллюстрированном описании античных гемм коллекции Якоба де Вельде «Gemme Selectae Antiquae e Museo Jacobi de Wilde». Каталог с описанием этих гемм Пётр I возьмёт с собой в Петербург, где хранил его в своей библиотеке.
С 1690 по 1720 год в книге посетителей Кунстмузея Якоба де Вельде оставили свои отзывы более 700 человек. Есть в ней и запись, сделанная рукою Петра I : “ Пётр, бывая здесь ради некоторых предгредущих дел 1697 месяца декабря в 13 день по старому стилю.”
УВИДЕННОЕ НАСТОЯЩЕЕ ЦЕННОЕ СОБРАНИЕ ДРЕВНОСТЕЙ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ПОДВИГЛО РУССКОГО ЦАРЯ ПЕТРА I НА СОЗДАНИЕ В РОССИИ ПОДОБНЫХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ, О ЧЁМ ОН И НАПИСАЛ В КНИГЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ. ГРАВЮРА МАРИИ ДЕ ВЕЛЬДЕ «ПЁТР I В КАБИНЕТЕ ГОЛЛАНДСКОГО СОБИРАТЕЛЯ РЕДКОСТЕЙ ЯКОБА ДЕ ВЕЛЬДЕ, НАХОДЯЩАЯСЯ В МУЗЕЕ АМСТЕРДАМА, ВСЕГДА НАПОМИНАЕТ О БОЛЬШОМ ИНТЕРЕСЕ ЦАРЯ К ИСКУССТВУ И ЖЕЛАНИИ ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕГО В РОССИИИ.
Примечания:
Андриан Шхонебек, родился в 1661 году в Роттердаме, в 1697 году познакомился с Петром I у Якоба де Вельде. Обучал Петра гравёрному делу, под его руководством царь создал гравюру, изображающую торжество христианской религии над мусульманской в виде ангела с крестом и пальмой в руках, попирающего полулуние и турецкие бунчуки. Шхонебек был принят на русскую службу «грыдоровать для царя гистории, персоны, ланшапы, городы и пр.»
Й. Стейнграхт - поэт, работал в Ост – Индской компании, произведения свои напечатал в Лейдене. Приводится отрывок его большого стихотворения «Царь в Зеландии».
Мефрау - обращение к незамужней женщине в Голландии.
13 сентября 2017 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №217091401726
Владимир Левкин 03.12.2017 18:31 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 03.12.2017 20:11 Заявить о нарушении