Подарок из сундука

Агнесс сидела в кресле-качалке у окна и смотрела, как с деревьев облетают последние листья. Они летели медленно и тихо и с мрачной торжественностью падали на пожухшую траву и в деревянный колодец в углу двора.

«Вот, и в моей жизни наступила поздняя осень. Не осталось во мне жизненного огня, никого уже не могу обогреть, ни на что сил нет. Эх, скорее бы уже на покой... Дряхлая я, бесполезная старуха...»

Заскрипела входная дверь (Агнесс давно перестала ее запирать: красть у нее нечего, а вот если вдруг с ней что-то случится, ее быстрее найдут). Некоторое время из прихожей доносилось шушуканье и шуршание, потом послышались быстрые шаги.

- Сюрприз! - Агнесс обернулась и увидела Лидию, свою семилетнюю внучку. Ее курчавые волосы, как всегда, жизнерадостно распушились, а на носу бесстыже торчали яркие веснушки - и унылый осенний мрак был им нипочем.

- Бабушка, мы решили сделать тебе сюрприз! Мы привезли твои любимые булочки с марципаном. И халву. Я теперь буду учиться в одном классе с моей подругой Амелией. А еще, еще мама записала меня в балетную школу, представляешь! - Лидия тараторила без остановки. - Пойду отнесу на кухню булочки и халву! - И она убежала, на ходу напевая песенку.

- Здравствуй, мама, - в дверях стояла высокая темноволосая женщина с большими, глубоко посаженными внимательными карими глазами. - Как ты себя чувствуешь?

- Неплохо, Анна, неплохо... Ноги немного ноют, а так ничего. Ну, это из-за погоды, - Агнесс снова посмотрела в окно. - Лидия все такая же неугомонная, - она улыбнулась одним уголком рта, и ее глаза засветились нежностью.

- Она очень похожа на тебя, - Анна наклонила голову вбок и посмотрела на профиль матери. Какие глубокие стали морщины на ее щеках и шее... Улыбка всего минуту пробыла на ее лице - и вот опять уже уголки рта печально опустились вниз. Она так и не смогла до конца оправиться после смерти мужа.

- Да где мне... Еле передвигаюсь, - махнула рукой Агнесс.

- Бабушка, бабушка! - Лидия уже вернулась в комнату. - А хочешь, я покажу тебе, чему научилась на первом занятии в балетной школе? - Она даже подпрыгивала на месте от нетерпения. - Мам, сыграешь?

Анна села за фортепиано, открыла крышку и тронула клавиша тонкими длинными пальцами. Сыграла небольшой этюд, разминая их. Забавно, она так давно не упражнялась, а пальцы все помнят...

Затем она заиграла простую, четкую и ритмичную мелодию, под какие обычно делают упражнения на уроках классического балета. Лидия показала несколько незамысловатых движений. Руки и ноги двигались еще немного неуверенно, но было видно, что девочка старательно тянет стопы и кисти, и в целом у нее получалось очень даже неплохо.

- Бабушка, бабушка, ты чего? - Лидия сорвалась с места, подбежала к Агнесс и обняла ее за плечи. Анна перестала играть.

- Мам, что случилось?

Из глаз Агнесс бежали слезы. Она пыталась утереть их платком, но ничего не получалось - они все текли и текли.

- Ничего, ничего, мои милые. Просто вспомнила кое-что...

- Расскажешь? - Лидия взяла ее за руку.

Агнесс посмотрела вдаль - сквозь опадающие листья и сгущающиеся сумерки.

- Да, нечего и рассказывать... Просто... Раньше я тоже танцевала. Я была балериной, выступала в нашем театре.

- Ух тыы! - Лидия округлила глаза от восторга.

- Ты мне никогда об этом не рассказывала, мама! - В больших карих глазах Анны было безграничное удивление.

- Да, да... Это было еще до твоего рождения. И до рождения твоих старших братьев.

- А почему перестала танцевать? - спросила Лидия.

Агнесс немного помолчала.

- Сначала из-за одного молодого человека. Он тоже танцевал в нашей труппе. Он долго ухаживал за мной, все были уверены, что мы вот-вот поженимся - и я тоже. Но... Он предпочел другую... Солистку нашего театра. От горя я слегла с воспалением легких. Болела долго и тяжело. А когда выздоровела, все равно не смогла сразу вернуться к репетициям. Решила подождать еще немного, чтобы сердце окончательно успокоилось. Но... Так никогда и не смогла больше танцевать.

- Почему? - опять спросила Лидия.

- Я пошла на каток - решила немного развеяться. И там на меня налетел мужчина. Он был огромный, как бык, а кататься толком не умел.

Лидия охнула и прикрыла рот обеими ладошками.

- И что с тобой случилось?

- Перелом тазовой кости в трех местах. И обоих бедер.

Агнесс грустно замолчала и стала нарочито внимательно разглядывать платок, который теперь теребила в руках. Слезы по щекам больше не текли, но глаза ее оставались влажными.

Анна обняла Агнесс за плечи и прижалась лбом к ее морщинистой щеке. Лидия взяла бабушку левой рукой за локоть, а правой поглаживала узловатые пальцы.

- А знаешь, что я придумала? - у Лидии в глазах засверкали озорные огоньки. Агнесс и Анна вопросительно посмотрели на нее. - Бабушка, а давай мы будем приходить к тебе в те дни, когда у меня нет занятий в балетной школе. Мама будет играть, а ты будешь помогать мне упражняться. Ты ведь помнишь всякие упражнения из балета?

Агнесс улыбнулась. Все-таки, какая славная у нее внучка!

- Да, я еще не говорила тебе, что мы переезжаем в восточную часть города. От нашего нового дома до тебя всего десять минут на машине. Мы только что еще раз смотрели квартиру перед покупкой.

- О, это хорошая новость, хоть будете чаще  ко мне наведываться. А то на твоих братьев надежды никакой - все в делах и разъездах. Лидия, мне нравится твоя идея. Вот, и дряхлая старуха кому-то пригодится.

- Мама! - Анна с укором посмотрела на нее.

- Подожди, у меня есть для тебя кое-что, Лидия, - Агнесс встала с кресла-качалки и медленно пошла в сторону спальни. Было слышно, как она открыла крышку своего сундука (Лидия знала, что там бабушка хранит всякие сокровища) и стала там что-то искать. Через минуту она появилась в гостиной, держа в руках какой-то сверток.

Она протянула сверток Лидии. Та сразу же развернула вощеную бумагу.

- Мам! Тут...

Анна заглянула в сверток. Там были розовые пуанты с широкими блестящими лентами.

- Спасибо тебе огромное, бабушка! - она чмокнула Агнесс в щеку.

- У меня небольшая нога, так что скоро до них дорастешь, - сказала Агнесс, усаживаясь обратно в свое кресло. - Тем более, на пуантах вы начнете заниматься еще не скоро. А пока - пусть они приносят тебе удачу и хранят от всяких балетных бед!

Лидия разглядывала пуанты со всех сторон и  стала их примерять.

- Какие красивые, - шептала она.

Анна взглянула на Агнесс, которая теперь смотрела в окно и улыбалась, - по-настоящему, всем ртом, и даже морщинки на ее щеках казались не такими глубокими - и подумала: «Какая красивая!»

Анастасия Ходырева
Сентябрь 2017


Рецензии