97. Школа даосов о сущности жизни
О СУЩНОСТИ ЖИЗНИ
Даосы всегда обращали внимание на то, печален человек или радостен в своей жизни. Если он был печален, то они пытались найти причину его печали, потому что, если человек живёт правильно, отдаёт себя любви и возвышенным устремлениями, то он не может быть не радостным. Радость и есть то великое состояние души, в котором должен всегда пребывать человек. Радость – это один из способов продления своей жизни. Об этом Чжуанцзы говорил так:
УХОД ОТ ПЕЧАЛИ
Даос Шинань Иляо (1) царя Лу нашёл в печали,
Мудрец спросил государя: "Так в чём ваша кручина?
Вы выглядите так, как будто что-то потеряли,
Иль кто-то умер здесь, в чём вашей горести причина"?
Царь отвечал ему: "Я изучал путь царей прежних,
В делах своих предков-правителей всех почитая,
От войн удерживал своих военных, неудержных,
Всех добродетельных и справедливых уважая.
Дела с любовью осуществляя, в поту трудился,
И всё же избежать беды в делах не получилось,
Поэтому я впал в печаль, но року покорился,
Мне всё равно уже, что б с моим царством не случилось".
Даос сказал: "Хоть вы добры, и путь ваш жизни чистый,
От бед, что избавляет, средство же у вас плохое,
В горах живут лиса пушистая и барс пятнистый,
В пещерах они прячутся, но нет им там покоя.
Их шкура денег стоит, и за ней ведут охоту ,
На их пути все сети и ловушки расставляют,
Охотники о шкуре проявляют лишь заботу,
И только из-за этого их люди убивают (2).
Поэтому вы, государь, со шкурой бы расстались,
Ведь зло не к вам, а к вашей мантии лишь прилипает,
Сорвали б вы её с себя, и в странствие подались,
Не вы, а ваше царство всех соседей раздражает.
Омойте ваше сердце, от страстей освободитесь,
Отправьтесь странствовать на юг, чтобы в пути забыться,
Страна там добрых есть (3), где в своих свойствах утвердитесь,
Народ невежественен, прост, умеющий трудиться,
Страстей и корыстей лишённый, прятать не умеет,
Даёт нуждающимся всё, не требуя возврата,
Бездумно действует, в делах свободный ум имеет,
Не ведает ни долга пред властями, ни обрядов.
С рожденья радость там, со смертью лишь печаль приходит,
Там путь свой обретя, от прошлого все отказались.
Обычный человек свой путь там с лёгкостью находит.
Покинули б вы царство, до страны бы той добрались".
Спросил царь удручённо: "Разве я уйти сумею?
Дорога дальняя, опасности подстерегают,
Там горы, реки, я повозки, лодки не имею,
А на дорогах грабят, и разбойники бывают".
- "Оденьтесь проще, ценностей в дорогу не берите,
И телом не гордитесь, не тоскуйте о жилище,
Когда один пойдёте, всё оставьте своей свите,
Повозкой, лодкой тело сделайте, коренья - пищей".
- "Дорога трудная, людей в пути со мной не будет,
А там, где поселюсь я, кто моим соседом станет?
Пока я странствую в пути, народ меня забудет,
Не будет помнить, считать царём вскоре перестанет".
- "Желания умерьте, сократив свои расходы,
Забыв о прошлом, от печалей всех освободитесь,
Всё что вам нужно будет, вы возьмёте от природы,
Одни с собой оставшись, лишь тогда вы возродитесь.
Переходите реки вброд, моря одолевайте,
И вы поймёте, что конца и края нет Вселенной,
В её просторах новые пространства познавайте,
И вы поймёте в тишине суть мудрости нетленной.
Тогда познаете, как ценно в нашей жизни время,
Ведь мир по своей сути пустотою изначален,
Того, людьми владеет кто, отягощает бремя.
А тот же, кем владеют люди, вечно опечален.
Поэтому Высочайший хотел освободиться
От царства, не управлять никем и не подчиняться.
В царстве Великой Пустоты мечтал он поселиться.
Что сделал, когда смог он в одиночестве остаться.
Ведь там, где пустота, нет толкотни и отчужденья,
Никто другого в пустоте не призовёт к ответу,
И можно ль повредить тому, кто странствуя по свету,
Сумел от самого себя очиститься в движенье"?!
Примечание
1. Шинань Иляо - даос по прозвищу Удалец с Юга от Рынка Обязанный к Чёрной Работе. В комментарии к "Хуайнаньцзы" о нём говориться "...мог противостоять пяти сотням человек" ("Цзочжуань", 17-й год правления Айгуна - 479 г. до н. э.).
2. Субъективные намерения царя (добрые) противопоставляются объективным условиям (злу) - его царству, за которым охотятся, как за красивой шкурой зверя.
3. Царство Утвердившихся Свойств (Цзянь Дэ).
Только человек, понимающий сущность жизни, может жить правильно, и быть всегда обновлённым и интересным. Даосы считают, что прежде, чем утвердиться в жизни, людям следует понять, для чего они живут, каких жизненных векторов им следует придерживаться, и каких целей добиваться в их жизни. Только человек, выбравший правильный путь, может стать настоящим человеком. О сущности жизни Чжуанцзы говорил так:
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ
Кто понял сущность жизни, бесполезным не займётся.
Кто понял судьбы сущность, тот употребит все знанья
На то, что без них сделать никому не удаётся.
Заложит он для нового свой камень в основанье.
Чтоб жить, не следует со своим телом расставаться,
Бывает, что теряют жизнь, и не расставшись с телом.
Жизнь - это есть способность наша чем-то увлекаться,
Творить и создавать, каким-то занимаясь делом.
Жизнь - это мечта наша, когда в думы погрузившись,
Уйдёшь в себя, от бремени находишь избавленье,
Став ровным и прямым, сам с новой мыслью обновившись,
Вновь обретёшь в Пути, открывшемся, своё движенье.
Достаточно ль для поддержанья жизни пропитанья?
Ведь состоим мы в мире из того, что потребляем,
Но главное, что восполняет наши силы, - знанье,
Являемся мы в нашей жизни тем, чем обладаем.
Даже дела оставив, сущности не потеряем,
И, сохраняя целостность, с природой сможем слиться,
К себе вернувшись, мы началу новому вверяем
Себя, чтоб обновлёнными в мир прежний возвратиться.
Так происходит обновленье без утраты тела,
А сущность проявляется в способности к движенью,
Переродившись в миг какой-то, лишь улучшим дело,
Которым занимались мы, дав импульс к обновленью.
Даосы считали, что когда-то раньше, во времена зарождения нашей цивилизации, наши предки, прежде чем заниматься строительством своего общества, познавали Истину, и только при помощи ею могли устанавливать отношения друг с другом. Но, к сожалению, в настоящее время эту истину забыли. Даосы говорят, для того чтобы наше нынешнее общество стало поистине справедливым и милосердным, нужно вернуться к знаниям наших предков и вновь восстановить учение древних. Вот что говорит Чжуанцзы об «Учении древних»:
УЧЕНЬЕ ДРЕВНИХ
Как Поднебесной управлять - учений в мире много,
Но в жизни нашей ни одно из них не применимо,
Они все деятельны, но внутри их есть тревога,
Что действия вред могут нанести необратимо.
Где же ученья древности? Отвечу я: "Повсюду,
Где между двумя крайностями ищут середину".
Ум прозорливого и мудрого подобен чуду,
Истоки мудреца рожденья и царя едины.
Откуда появляется среди людей сметливый?
Кто мудрым средь нас человеком может называться?
Чем руководствуется в своей жизни прозорливый?
И чем в быту он будет от людей всех отличаться?
Кто не делим от рода, тот естественным бывает
Во всём, так как природу своим родом почитает.
От семени тончайшего кто не делим, тот знает
Все измененья, того прозорливым называют.
В нём корни - как основа свойств, а врата - Путь небесный,
Начало же - развитие, и знанья - становленье,
Разрыва меж началом нет духовным и телесным.
Считает жизнь - служеньем он, обряды - поведеньем,
А справедливость - правилом, милосердье - наградой,
И музыку - гармонией. Живёт он всем природным.
Тот, кто не остановится ни пред какой преградой,
Воистину, назваться может мужем благородным.
Но прежде всего, как считают даосы, все беды идут от того, что люди забыли здоровый образ жизни и отошли от тех устоев своих предков, которые помогали им избегать современных бед. Об этом и говорит Чжуанцзы:
УСТОИ ДРЕВНИХ
Сейчас себя считают древних многие умнее,
Но в древности вся Поднебесная жила в покое,
Так как всё общество в те времена было мудрее,
А управленье всех скрепляли мудрые устои.
Кто в древности всех с помощью устоев разделяли,
Всегда считали высочайшем благом обученье,
За образец для подражанья скромность прославляли,
А при решеньях проверяли всё в сопоставленье.
Общались сто должностных лиц по старшинству друг с другом,
Из дел главнее всех считали пищу и одежду,
Поэтому никто в народе не страдал недугом,
Шли к цели все, вкладывая уверенность в надежду.
Естественным законом все считали размноженье,
Заботились о вдовах, больных, сирых, старых, малых,
Копили, собирали им еду для прокормленья,
К себе в дом приглашали всех голодных и усталых.
В то время в Поднебесной изобилие царило,
Никто не жаждал лишнего, и всем добра хватало,
Взаимопомощь, долг были как общее мерило,
Никто не знал в потребностях: что много, а что мало.
В стране природной прозорливостью все обладали,
И взращивая тьму вещей, к гармонии стремились,
По семьям равные даяния распространяли,
Ничем не выделяясь, друг пред другом не гордились.
Все люди жили счастливо и бедности не знали,
Передавая старые устои поколеньям,
Их в песнях и преданиях потомки прославляли.
Так отличались древние от нас всех поведеньем.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217091400205