Снежный плен

                (Рассказ)

     Пушистая, снежная, колючая и морозная зима, уже давно царствовала на своём ледяном троне, крепко держа посох правления в старых и костлявых,  цепких руках. Укрыв плотным снежным одеялом нескончаемые просторы земли, она наслаждалась своей бесконечной властью, строго контролируя свою территорию. Запрягая резвую тройку белых коней, она частенько пролетала над своими владениями, завывая гулким ветром, осыпая их огромными хлопьями белого снега, всё больше и больше погружая окрестности в волшебную сказку. Замёрзшие деревья давно погрузились в сладкий сон, укрывшись густым инеем. Где-то, под толстым слоем снега и льда, тихо струилась старая речка. Казалось, что зимняя сказка навсегда пришла на бескрайние просторы огромной территории Сибирской земли и никогда больше не покинет эти места. Но время шло и с каждой минутой дни становились длиннее. Как бы зимушка не старалась, солнышко с каждым днём светило ярче и чувствовалось, что весна напоминает о своём приходе, стучась первой капелью с крыш домов. Запах свежести пробуждал в сознании что-то необъяснимое и новое, заставляя встрепенуться всему организму зажигая в нём искры радости и ликования к новым переменам, идущим из вне.

     После долгих завываний февральской метели, субботний день выдался на славу тёплым и безветренным. Яркие солнечные лучи, как раскалённые стрелы врезались в пышные сугробы, которые, разухабисто лежали на крышах деревенских домов и, прожигая их, победно стекали по шиферу первой капелью, звонко падая в небольшие лужицы под окном.
     Заслышав, долгожданный звонок, школьники, как по команде, высыпали огромной гурьбой на улицу и, перекрикивая друг друга, принялись играть в снежки.
     Сняв рукавицы, Мишка не успевал каталь снежки. Снег был настолько мягкий и липкий, что Мишка, просто брал его в руку и сразу кидал в своих сверстников. Да, в прочем, все ребята делали то же самое, смеясь и радуясь хорошей погоде.
     - Мишка! Мишка! – Мишка услышал знакомый голос. Он повернулся на крик и сразу же получил хороший заряд прилетевшего снежка прямо в лоб.
     - Ай! – Вскрикнул он и закрыл лицо разгоряченными ладонями. Как только Мишка закрыл лицо, на него сразу же обрушился целый шквал снежного огня.
     - Ай! Ай! – Не успевал поворачиваться он. Но ребята, завидев такую веселую картину, не прекращали кидать в Мишку снежки, найдя в нём заветную мишень.
     - А ну, стой! – Неожиданно раздался знакомый голос. Мишка приоткрыл глаза и увидел, как к нему, сквозь шквал летящих снежков, пробивается друг Сашка.
     - Эх, вы! – Заслонив Мишку собой, громко выругался он.
     - Все на одного! Так не честно! – Прикрываясь рукой. Кричал Сашка.
     - Давайте разделимся и тогда посмотрим кто кого! – Он быстро выдвинул предложение.
     - Ура! Ура! – Закричали ребята и как по команде разделились на две команды.
     - Огонь! – Кто-то отдал приказ, и новая порция липкого снега посыпалась в кричащих ребятишек в виде круглых снежных шариков, слепленных на скорую руку.
     Пока ребята резвились и атаковали друг друга, Сашка потихоньку оттащил Мишку в сторону:
     - Бежим Мишка, пока тут тебя совсем не засыпали снегом.
     Мишка поправил шапку и подул на замёрзшие руки.
     - А куда? – Он вопросительно посмотрел на Сашку.
     - Бежим! Я тебе по дороге расскажу. – Не дожидаясь, пока Мишка сообразит, Сашка дёрнул его за руку, и они побежали в сторону дома.
     Мишка бежал изо всех сил, пока намокшие валенки не стали пудовыми гирями. Силы быстро заканчивались и Мишка обессилевши уселся на снежную обочину дороги.
     - Ну, Сашка! – Еле слышно, задыхаясь, захрипел он.
     - Я больше не могу. – Он, по взрослому сплюнул в сторону, выпуская изо рта горячие клубы пара.
     - Ну, куда мы бежим-то? – Стараясь восстановить дыхание, спросил он.
     - Куда, куда? На кудыкину! – Остановился Сашка, выпуская горячего пару не меньше чем Мишка.
     - Давай быстрее! Там, пацаны пошли на гору обваливать снег. А ты сейчас ещё немного посидишь и, мы точно ни куда не успеем. – Сашка, как загнанный конь, пытался восстановить дыхание. Мишка слышал, как вчера его старший брат Тимка говорил, что в субботу они пойдут на гору. Но он так и не понял зачем.
     - Как это, обваливать снег? – Хмыкнул Мишка.
     - А так, это! – Сашка скривил рожицу.
     - Вон там! – Он показал рукой на высокий гребень горы, который возвышался над деревней.
     - Ты посмотри, сколько там снегу нанесло! Представь, как с этой самой верхушки полетят вниз огромные глыбы снега. Снег там еле держится. Его только немного подтолкнуть, и пойдёт целая лавина. – Довольный Сашка, вытер рукавом сопливый нос.
     - Ага-а! – С открытым ртом, протянул Мишка. Он глядел на ту самую гору, на которую он глядел практически каждый день. Но только сейчас Мишка увидел в ней умопомрачительный интерес. Он на миг представил себе, как этот нахрапистый снег, который огромной шапкой навис над обрывом на самой макушке большой горы, в один момент рухнет в низ. От такой радости  будущего страстного события него по телу пробежали мурашки.
     - Здо-ро-во! – Не чуя усталости, Мишка подскочил на ноги.
     - Чего ты стоишь? Бежим быстрее! – На ходу, он крикнул Сашке и словно молния, мелькая валенками, дал стрекача.

     - Мама! Мама! – Мишка забежал в дом и на ходу сбросил с себя ранец.
     - Ну, чего ты кричишь? – Спокойно ответила Валентина Ивановна. Она уже давно хлопотала на кухне и готовила вкусный обед.
     - Да не кричу я! – Мишка, не раздеваясь, зачерпнул кружку воды и выпил её залпом.
     - Эх! – Запыхавшись, он глубоко вздохнул и поставил кружку на стол.
     - А где Тимка? – Чуть переведя дух, спросил он.
     - А Тима ушел с друзьями. Не отрываясь от своих дел ответила Валентина Ивановна.
     - А куда он ушёл? – Мишка заметно нервничал. Он ни как не хотел пропускать такой момент в жизни. Мишка уже представлял, как он стоит на самой верхушке высокой горы. Еще немного и огромная лавина с невероятной скоростью, помчится вниз ломая на своём пути крупные деревья и мелкие кустарники. Но одному или с другом Сашкой, такое дело было не под силу. А вот если собрать несколько здоровых пацанов, вроде старшего брата Тимки, то сногсшибательное зрелище тебе обеспечено. А если он упустит этот момент, то пацаны это сделают без него. А потом будут между собой разговаривать и хвалиться перед другими ребятами. А Мишка, как обычно, снова будет хлопать глазами, и слушать рассказы старших, ну, как малолетка. А ведь ему совершенно не хотелось выглядеть перед сверстниками маменькиным сыночком, он давно считал себя взрослым, хотя ему было всего семь лет. Правда через месяц эта цифра должна была измениться на восемь. И Мишка ждал этого замечательного события.
     - Давай, раздевайся. Мой руки и садись обедать будем. – Валентина Ивановна открыла кастрюлю, стоявшую на печке. Мишка почувствовал вкусный ароматный запах свежего борща.
     - Некогда мне! – Проглотив слюну, буркнул Мишка и быстро прошмыгнул в комнату. Скинув с себя школьную форму, он, напялил старую одежду и через минуту уже стоял на пороге.
     - Куда это ты собрался? – Спросила мать, наливая в тарелку ароматный суп.
     Ну, мама! – Топнул ногой Мишка. Ему сейчас вовсе не хотелось выслушивать материнские упрёки.
     -Они же сейчас уйдут без меня! – Мишка нервно дёрнул головой в сторону двери.
     - Я потом поем! – Он уже хотел было выскользнуть из двери, немного приоткрыв её. Но Валентина Ивановна властным голосом остановила Мишку прямо в дверях.
     - Стой! Вот сначала поешь, а потом куда хочешь.
     - Эх! – Незадачливо выдохнул Мишка. Но делать было нечего, нужно было выполнять требование матери. А то, она могла бы и не пустить его вовсе. Сделав жалкий вид, Мишка медленно снял шапку и пальто и вялой походкой прошёл к столу.
     - А руки? – Так же спокойно спросила мама.
     - Ай! – Мишка быстро соскочил со стула и метнулся к умывальнику.
     - Ну, что всё время руки да руки! – Затараторил он.
     - Я же землю не копал! – Он наскоро вымыл руки с мылом и сел за стол. Время шло и Мишка пытался как можно быстрее съесть этот ненавистный ему суп. Он знал, что Сашка уже ждёт его на улице и он почти стоя, обжигая губы горячим борщом, старался побыстрее покончить с обедом.
     - Всё! – Он показал матери пустую тарелку и молнией бросился на улицу, прихватив с собой шапку и пальто.

     Там, на улице, его действительно ждал сосед Сашка.
     - Ну, что ты там так долго? Застрял, что-ли? – С иронией спросил Сашка.
     Мишка не знал, что ответить, лишь только махнул рукой. Здесь с улицы было видно, как по далёкой дамбе через болото по белой снежной дороге в сторону большой горы, движутся несколько человек.
     - Вон они! – Сашка вытянул руку вперёд.
     - Точно, они! Бежим! – Мишка поправил козырёк на шапке и они как по команде , как рысаки пустились догонять пацанов.
     Старшие ребята во главе с Мишкиным братом Тимкой, ещё только взбирались к вершине горы, как Мишка с Сашкой приложив все силы, догнали их ещё на подъёме. Тимка с друзьями, конечно же, удивились, но не прогнали их, а наоборот даже остановились и дали им отдышаться. Переведя немного дух, ребята все вместе, дружно взобрались на самую высокую гору, где на макушке, огромной белой шапкой навис невероятных размеров большой сугроб. Отсюда, сверху, стоя на этом самом сугробе, было видно всё село с его окрестностями. Оно давалось взору со всеми его улицами и огородами, домами и даже жителями, которые спешно суетились во дворах и на улицах.
     - Красотища-то какая! – Мальчишки, завидев такую картину, начали весело подпрыгивать, смеяться и радоваться. Они бегали по вершине, прыгали и кувыркались в пушистом снегу. Мишка тоже, как и все радовался сегодняшнему тёплому солнечному дню. Он подбежал на самый край нависшего сугроба и громко закричал:
     - Э-ге-гей!
     Звонкий рокот Мишкиного голоса стремительно прокатился где-то по низине крутого склона. Не успел Мишка набрать воздуха, как огромный сугроб треснул, где-то позади него и он вместе с огромной глыбой нависшего над пропастью сугроба, рухнул в эту низину.
     - А-а-а-й! – Утонул в снежной лавине Мишкин голос.
     Перекатываясь вместе с разбивающимися глыбами мягкого снега, Мишка видел, как верхушка горы, где остались ребята, стремительно уносится от него куда-то вверх. Он проваливался в какую-то мрачную темноту, то яркое солнце вновь ослепляла его глаза. Конечно же, он сильно испугался, но это уже ничего не значило. Мощная лавина с каждой секундой уносила его в низ, всё глубже и глубже засасывая под своё снежное одеяло. В последний раз он вынырнул из снега на поверхность и, успев глотнуть свежего воздуха, окончательно скрылся под белым одеялом. Глухой грохот пронёсся по пойме реки и снежная пыль, искрясь и переливаясь в солнечных лучах, перламутровым туманом зависла над крутым склоном высокой горы.
     Он лежал в кромешной тишине скованный небывалым страхом. Ему, ещё никогда не было так страшно, как сейчас. Мягкий снег медленно таял на его горячем лице. Мишка боялся открыть глаза. Он пошевелил пальцами рук и ног и убедился, что они на месте. Радость того, что у него ни чего не болит, пробежала жаром по его телу. Он медленно открыл глаза и понял, что находится под толстым слоем снега. Мишка вспомнил, как совсем недавно они вместе с Сашкой строили в огороде пещеру под снегом. Тогда было тоже так темно, когда они хотели переночевать в этой пещере, как первобытные люди. Они даже приготовили спички и фонарики. Но им этого не удалось сделать, потому, что их дома потеряли, а брат Тимка предательски выдал их план родителям. Отец тогда Мишке накостылял и дал подзатыльник. А Сашке, как обычно ни чего не было. Это потом он подсмеивался над Мишкой. А Мишке было обидно. Вот и сейчас Мишка лежал на спине и смотрел куда-то в чёрную темноту. Рыхлый снег, тихо похрустывая, медленно проваливался под ним, освобождая лицо от холодного снега. Мишка лежал и думал, что где-то там, на верху, прыгают и дурачатся его пацаны. Они, наверное, и не заметили, как Мишка провалился вместе с сугробом и сейчас лежит один вот здесь в темноте, совершенно беспомощный. Он еще раз попробовал пошевелить руками и ногами, но снег плотно держал его в своём холодном плену.
     - Наверное, я умер! – Подумал Мишка. Грустная мысль серой ящерицей пробежала по его телу. Но он почему-то не испугался. Мишка вспомнил, как недавно хоронили деда Семёна Рыжкова, который жил рядом по соседству. Он был уже совсем старенький и, у него была большая белая борода. Мишка всегда думал, что дед Семён, это тот самый дед мороз, который приходит к ним на новый год. Тогда много народу собралось и, Мишка сказал, что теперь на новый год ни кто к ним не придёт.
     - Вот и я тоже умер, как дед Семён! – Вслух подумал Мишка и тяжело вздохнул, выпустив струю тёплого воздуха в нависший над ним сугроб.
     - А может, дед Семён умер временно? – Снова произнес он.
     - Может, вот именно так и умирают люди. А потом, когда снег растаивает, они снова возвращаются. А если я умер, тогда почему я дышу? – Мишка снова набрал полную грудь воздуха и протяжно выдохнул тёплую струю в темноту. Он еще немного подумал и, снова набрав в себя воздух, громко закричал:
     - Э-э-эй! – Глухой звук плотно ударил ему в уши.
     - Нет! Я не умер! – Громко сказал он и снова попробовал пошевелить ногами. На этот раз снег немного поддался ему и, Мишке удалось согнуть одну ногу.
     - Ага! – Встрепенулся он.
     - Значит, я не умер! Значит я живой! – Он, снова, изо всех сил потянул другую ногу, и снег вновь поддался его нахрапу. Освободив немного пространство в ногах, Мишка принялся молотить ногами рыхлый снег и, вскоре его руки тоже были свободны. Он дышал, как паровоз, выбрасывая из себя целый поток горячего воздуха, от которого медленно таял неплотный снег.
     - Я живо-о-ой! – Кричал Мишка и разбивал снег руками и ногами. Ему удалось встать на ноги, когда на него обрушился снег и, сверху образовалась большая дыра. Стало вдруг светло и, Мишка увидел голубое небо.
     - Я живой! – Продолжал кричать он, но до верха было высоко и самому выбраться было невозможно. Но теперь Мишка уже не мог остановиться. Он кричал, задрав голову вверх. Пока наверху не показалась Тимкина голова.
     - Живой? – Спокойно спросил он и громко рассмеялся.
     - Тимка! Тимка! Я здесь! Я живой! – Радостно кричал Мишка, протягивая руки к брату. Радость того, что Тимка нашёл его, ни как не давала ему успокоиться. Слёзы счастья и талый снег вперемешку, ручьями текли по его раскрасневшемуся лицу.
     - Эй, пацаны! Давай сюда. Он здесь! – Тимка махнул рукой и, вскоре подоспели остальные ребята. Мишка ещё не успел опомниться, как они вытащили его из снежного плена.
     - Я живой! Я живой! – Не переставал твердить мишка, обнимая своего брата.
     - Да живой ты, живой! – Смеялся Тимка.
     - С крещением тебя Мишка! Мы сюда каждый год ходим, для того,  чтобы так кувыркаться. Теперь ты настоящий мужик. Теперь тебе ничего не будет страшно. – Тимка, снова громко засмеялся, и все ребята тоже, попадали на спины, закатываясь от смеха. Мишка, смотрел на них сквозь слёзы и тоже смеялся, правда, не понимая почему. А слёзы продолжали струиться по его красным щекам, согреваясь тёплым весенним солнцем. Это были слёзы радости Мишкиной победы над снежным пленом.

                Олег Ершов 14.09.2017 год.
      


Рецензии