Альпинистики, оплачиваем! дневники 2017

Фотоотчёт:
https://goo.gl/photos/F6huP4esGq3PigBv7


С 25 на 26 июля ночевал в гесте в Минводах, куда прилетел ввечеру - и был зверски заеден москитами. Аж воздух звенел, когда, искусанный, я вынул беруши. Попытка истребить тварей вручную провалилась, пришлось зажечь в изголовьи спираль - утром встал едва живым, с разламывающейся башкой. Затем полдня добирался маршрутками до "поляны Азау", прибыл к 15.00, бросил вещи в отеле (я один в роскошном трёхместном номере) и отправился на пробную прогулку под елозящими кабинками канатки: полтора часа вверх (с 2350 м на 3000 м), час вниз. Вернулся на автопилоте и рухнул.
Вечером оклемался, надулся чаю (мои котелок и кипятильник форевер!) и рухнул окончательно.
Спалось волшебно: свежо, тихо (в Крыму еженощно приходилось втыкать беруши... та ещё гадость), никаких москитов - утром не хотелось вылезать из-под одеяльца :)

27 июля посвятил акклимухе: пять часов поднимался от Азау (2350 м) до верхней станции канатки "Гарабаши" (3700 м), слушая сердце (блюду потолок пульса 160) и спину. Зелень на склонах свежа, встречаются цветущие "альпийские луга". Впрочем, сама трасса подъёма давно выгрызена в базальтах, размолота грузовиками и изнурительно сыпушна. Рядом с "Гарабаши" находятся пресловутые "бочки" - цилиндрические восьмиместные хостелы; за последние годы рядом поставили ещё несколько вагончиков, в том числе кухню. Пообщался с вагончиковым начальником, взял его мобильный и договорился о брони с первых чисел августа - от "бочек" удобно совершать акклимушные выходы на скалы Пастухова (тянутся с 4550 по 4700 м) и само восхождение на Эльбрус.

31 июля, переждав два непогожих дня, совершил акклимушную вылазку: встал в 5.00, затолкал в себя миску овсянки ("медленные" углеводы), уложил в рюкзак высотные рантованные ботинки и кошки, а также мильон полезностей - около 6.30 выдвинулся. Вокруг туман, гор не видно. Привычной сыпушной трассой полез вверх, держа спокойный темп: в планах было забраться до 4350 м, дабы набор высоты составил порядка 2 км. За пять с половиной часов, с продолжительными перекусами (горький шоколад с местной кизиловой листовой пастилой и чаем из термоса - мечта бродяги!) поднялся до "бочек" - там случайно разговорился с пожилым гидом, оказавшимся монстром советского-российского альпинизма ( https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чёрный,_Николай_Дмитриевич ). О его звёздном статусе прочёл лишь по возвращении, начали же разговор с того, что мы оба инженеры (он окончил МЭИ); я упомянул о своих непальских планах, на что "дядя Коля" (ровесник моего отца, кстати - 1938 г.р.) вдруг рассказал о восхождении на Конченджангу в 1989 (масса интересных подробностей о контактах с непальскими контрабандистами), а также на К2, Эверест и т.д. Посетовал, что возможность ходить в Гималаи возникла лишь в 1988, когда ему стукнуло 50. Как мне сейчас, однако... Теперь от краснодарской турфирмы ( http://mountainguide.ru/our-guides/ ) водит платных клиентов на Эльбрус, Казбек. Железный дед - и незаурядный рассказчик.
Далее двигался в кошках по раскисшему снегу: поднялся до 4130 м (набор 1800 м) и повернул назад, т.к. талые ручьи слились в единый поток, местами приходилось плюхать по щиколотку в воде. Ко времени моего возвращения на "Гарабаши" движение канатки уже прекратилось, и пришлось топать вниз ножками... форменные кранты коленкам. Туман провисел весь день на высоте чуть ниже 3000 м, я попрощался с солнышком и сошёл в царство рыхлой тени. С воплями разик грянулся на сыпухе (обе ноги поехали) и зарёкся впредь ходить тут (разорюсь-таки на канатку), в отель вернулся мёртвым.

1 августа отлёживал свой измученный органон, на следующий день выбрался на спортплощадку и за волшебным айраном.

3 августа сходил от "Гарабаши" до высоты 4360 м. С момента прибытия на верхнюю станцию канатки до контрольного времени её останова интервал около 5 часов - не разгуляешься.

4 августа зарегистрировался в МЧС, дабы искали тельце (в случае неявки к контрольному сроку) и оповестили родственников. Толку от спасателей немного, но, надеюсь, заверят восхождение в альпинистской книжке штампиком.
Позанимался на спортплощадке - поджарый, коротко стриженый, в шортах, сам себе напоминаю функционера гитлерюгенда.
Кстати, "дядя Коля" Чёрный повыше меня ростом, сухой, экономный в движениях - эта его мастерская "скупость" вызвала в памяти хозяина киотского чайного магазина Масаши-сан: когда тот наливал кипяток и готовил чай, жесты становились идеально скупыми. Достигну ли когда-нибудь такого градуса совершенства?

5 августа заселился в "бочку", шатко сидящую на морене (3800 м). В жилых концах по четырёхместному топчану, середина занята обеденным столом со скамьями и газовой плитой. В качестве вешалок - шурупы саморезы. Из глухих окошечек тянет (сплю в балаклаве), так что на ночь приходится включать обогреватель. Спится здесь неважно: сказывается высота, сердце то и дело сбивается с ритма.

6 августа сходил акклимуху на 5000 м. Было тяжело, пёр на ослином упрямстве. Темп держал низкий: сперва на дыхательный цикл два шага, а выше 4500 м - один. Наблюдал шустриков, резво обгонявших меня, но вскоре падавших плечами на палки - дышали взахлёб, вывалив язык. Эхх, молодёжь.
Наверху оказался один: восходители (успешные в том числе) к тому времени уже спустились ниже, акклимушники обычно выше 4700 м (Верхние скалы Пастухова) не ходят... На белом ветреном склоне провалился в подобие транса - такие места, верно, резонируют незримым струнам.
Вся вылазка заняла 11,5 часов, спустился измученным.

7 августа в 23.00 оценил обстановку: вся гора затянута облаком, ветер кинжальный, палатки "дикарей" гремят-трясутся - и вернулся в своё пуховое гнездо (без спальника здесь погибель).

8 августа с утра солнечно и весьма ветрено, всё население "бочек" вперилось в гору - много ли чёрных точек на склоне? Мало. Еле ползут.
Позагорал в трусах, сделал зарядку - одышки нет, тело привыкло к высоте. На 9 августа прогноз благоприятный - пора штурмовать "крест" (обе вершины Эльбруса разом).
Кстати, 8 августа День альпиниста - посему ура!
Лёг около 17.00, дабы встать в 23.00 и ровно в полночь стартовать. Соседи по "бочке" в плане деликатности попались дрянные - их гогот и топот (высотными ботинками по листовому железу) слышал сквозь беруши. Из отведённых на отдых 6 часов подремал пару, прочие хмуро отвалялся. Выглянул наружу: полная луна, небо сияет созвездиями, ветер холодный и шквалистый. Между тем www.mountain-forecast.com обещал к утру штиль.
Перекусил, собрался, дотопал до края ледника, где облачился в кошки, и в 23.55 был готов стартовать. Трое "перворазников", накануне просившихся за компанию (один очхотел научиться "ходить медленно" - непростое дело, кстати говоря), провозились со сборами; прождав их до 00.15 (а холодно!), я тронулся, предложив им догонять.
Шкуродёрный западный ветер на южном склоне Эльбруса - настоящая напасть: задувает подолгу; в августе 2012 он три дня терзал и засыпАл градом мою палатку (она потекла, внутри колотун и сырость), в итоге вынудив ретироваться с 4000 м.
Светя себе луной и налобным фонариком, лязгал по леднику, исковерканному таянием - ночью он подмерзает, снежная каша твердеет коркой. Мимо, воняя жжёной саляркой, проносились ратраки, до упора гружёные покорителями вершин: гораздо приятнее покорять Эльбрус с 4700 м, нежели с 3800 м. Раньше за отдельную плату особо суровых покорителей забрасывали на 5100 м, к началу "косой полки" - но теперь на 4960 м монументом безрассудному кавказскому гостеприимству торчит сломанный  ратрак, наполовину забитый снегом. Кстати, за последние четыре года ценник на транспортные услуги подрос ровно на порядок (сообразно суровому покорительскому спросу) - теперь 10 покорителей за полчаса приносят "таксисту" 50 тысяч рублей. Неплохо так.
Ветер скоблил и бил порывами, валя с ног - только успевай работать палками. Левое плечо под тремя слоями (термобельё, толстый пуховик и мембранная непродуваемая куртка) от холода разболелось до ломоты... Около 4.00, когда восток окрасился предрассветным пурпуром, навстречу стали попадаться "возвращенцы" - одни молча брели с потерянным видом, другие желали удачи. Один пожилой, оценив мой тягучий темп (шаг на полный дыхательный цикл), пожелал мне доброго здоровья :)))
К 6.00 достиг Верхних скал Пастухова, поснимал рассветную тень, отбрасываемую Эльбрусом - в ней словно сам воздух густеет, свинцовеет.
На "косой полке" упёрся в пробку: вереница восходителей, большей частью иностранцев, топталась на месте, едва продвигаясь вперёд. Кого-то прихватывало на высоте - испражнялись в паре шагов от тропы, виновато светя голым задом... Справедливости ради замечу, что черепаший темп общего продвижения совпал с моим, так что ползлось комфортно.
Около 9.30 был на седловине (5350 м), еле шевелясь от усталости - со старта привалов не делал. Уселся на камушек, достал термос, шоколадину и листовую облепиховую пастилу. Непередаваемо вкусно!
Стала ясна причина пробки: вся муравьиная вереница целила на Западную (5642 м, высшая точка Европы). Пришлось перекроить план "креста" (Западная&Восточная) - уж очень не хотелось вливаться в общее копошение, посему сперва отправился на Восточную. В гордом одиночестве. Причина невостребованности Восточной понятна: она ниже Западной на 21 м, да и ходят на неё обычно с севера, прямиком - а не с юга, делая крюк через седловину. Набитой тропы не было, пришлось круто набирать высоту между каменными грядами, ориентируясь по наитию. Тяжело. Временами ложился плечами на палки, целиком превращаясь в дыхание (на 5500 м кислорода в воздухе половина от нормы). Через пару часов оказался на кромке спящего кратера, увидел знакомую металлическую "пирамидку" и Круглый Камень - вдруг почувствовал, сколь соскучился по этому месту... Решил подождать на Восточной, пока Западная очистится от покорителей - вершинный пупырь её был будто облеплен колонией селфящейся тли, тропа наверх чернела подкреплением. Пообщался с парой латышей, взошедших с севера: прогноз и их обманул, в лёгких куртках они промёрзли на ветру до костей. Побродил по Восточной часок, благодарно напоил Гору водой, подобрал на память пару камешков - однако надежды касательно Западной не сбылись. Спустился на седловину, возле оранжевой "хижины" спасателей сжевал порцию суджука (очень сухая сырокопчёная колбаса - традиционно из конины). Около 14.00 решил возвращаться, отменив "крест": тропа к Западной так и не оскудела желающими. К этому времени воцарился обещанный прогнозом штиль.
Спуск занял четыре часа, привычным образом угробив поясницу и колени. Под занавес сыпанул мелкий град, вскоре превратившийся в дождь. До "бочек" добрёл около 18.00, в первых сумерках. Ответив на расспросы горластых соседей, намедни мешавших спать, стащил с себя мокрые тряпочки, рухнул и отключился.
Следующим утром, 10 августа, собрал вещи и канаткой спустился на "поляну Азау". В отеле, где оставлял лишний багаж, получил ту же комнату и блаженно принял душ - как же этого не хватало наверху! Прогулялся в Терскол, где дежурный МЧСовец проштамповал мне восхождение в альпкнижке. Собственно, всё.

13 августа добрался до Минвод, вечером прошёлся по медленно остывающему городку: одно-двухэтажная застройка, горбатые мостовые подновлены плиткой, водопроводные трубы тянутся поверху, опираясь на стойки "а-ля берёзка", в выгоревшей замусоренной траве временами натыкаешься на острый кошачий взгляд. В центре несколько фонтанов... хороший городок, но скууушный.
Когда присел на лавочку, мимо прошла возрастная мама, катя тележку со скрюченным ДЦП сыном, рядом босичком семенила младшая дочь - лет шести. Спросила меня строго-пригласительно:
- А Вы не хотите погулять босиком?


Рецензии