Слово о Сергии Радонежском 625 лет со дня успения

СЛОВО О СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ
(625 лет со дня успения)
               
Будь подражателем праведно живущим,
  И их жизнь и деяния запечатлей в сердце своем.                (Великий Василий)
При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное  возрождение, делавшее возможным и возрождение политическое.                (В.О.Ключевский)
В 2017 году в начале октября исполняется 625 лет успения преподобного Сергия игумена Радонежского. Продолжение его духовной жизни после успения в течение  шести столетий - свидетельство благочестивых дел этой великой личности в истории российской государственности и православной церкви, которые вышли за пределы века одной жизни и своим благотворным действием глубоко повлияли на судьбы многих поколений. Личность Сергия Радонежского  превратилась в образец святости, духовной и нравственной жизни, он стал вечный спутником и путеводителем для многих простых людей и государственных деятелей, почитать которого равносильно прикосновению к чистому ключу земли русской. К Сергию Радонежскому на протяжении более шести столетий обращаются  со своими думами и мольбой множество людей, это обращение происходит, как  в переломные годы общественной жизни, так и в часы радости и печали. В своем обращении к нему люди стремятся  найти нравственную опору делам и помыслам.
      В начале XXI века личность Сергия Радонежского не утратила своего почитания, харизматичности и святости, как это было шесть столетий назад. Интерес к  делам этого не мифического, а реального человека, сумевшего  личным примером открыть глаза своим соотечественникам на самих себя, заглянуть в свой собственный мир и поверить в свои силы имеет для современных россиян, потомков далеких предков XIV века, непреходящее значение.  Однако, как это не покажется парадоксальным, вряд ли современный россиянин,  пассивно наблюдающий за происходящими процессами в стране, или активно в них участвующий, может четко себе представлять значимость личности преподобного Сергия.
     Современная история России еще не освободилась от догм, деформировавших сознание человека в понимании исторической сущности нашего прошлого. Нашим современником иногда движет не более как праздный интерес к своей отечественной истории, который подогревается  многими популистскими изданиями, а иногда и неисторическими измышлениями, подаваемыми в качестве сенсации. Свидетельством этому являются книги на полках книжных магазинов и книжных развалов. Но, при всем этом, почему-то не исчезает поток россиян, стремящихся попасть в Сергиев Посад. Что движет нами в стремлении посетить это святое для каждого русского человека место?  Движет явно не праздный интерес туриста, хотя и последнего обстоятельства нельзя исключать. Вероятно, нами движет стремление к нравственному очищению от всего того, с чем пришлось нам вольно или невольно соприкасаться в недалеком прошлом, ложью и лицемерием, ханжеством, предательством и многим другим, чем полна была наша жизнь в прошлом столетии. Нами движет ожидание катарсиса, нравственного потрясения от  соприкосновения с глубокой  историей жизни далеких предков, дела и помыслы которых были просты и одновременно наполнены глубоким смыслом бытия. И в этом состоянии после посещения гробницы преподобного Сергия Радонежского всегда мы будем задаваться одним и тем же вопросом: «Какой подвиг так освятил имя Сергия, что его жизнь после успения продолжается седьмое столетие?»   
Сведения о жизни преподобного Сергия не совсем достаточны, но то, что они собирались по крупицам, из века в век, и передавалась от одного поколения к другому свидетельствует о бережном отношении наших предков к памяти о нем. Первый текст «Жития Преподобного Сергия» составил  Епифаний Премудрый, один из последователей отца Сергия. Обуреваемого страстным желанием написать житие, его одновременно  одолевали сомнения, а следует ли писать об этом. Ответ он получил следующий: «Насколько плохо и насколько не подобает о жизни нечестивых спрашивать, настолько не подобает жизнь святых мужей забывать, и не описывать, и молчанию предавать, и в забвении оставлять. Если мужа святого житие написано будет, то от этого  будет польза большая вместе с утешением писателям, рассказчикам, слушателям; если же житие не написано будет, а знавшие и помнящие его умрут, то зачем полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, молчанию предавать. Если же будет написано житие, то, услышав о нем, кто-нибудь последует примеру жизни Сергия, и от этого пользу получит». «Житие Преподобного Сергия» Епифаний Премудрый записывал со слов рассказов о нем старцев и Стефана, брата Сергия, в течение 20 лет и закончил примерно к 1420 году, незадолго до своей кончины.  В том же XV веке «Житие» Епифания обработал и переписал Пахомий Лагофет. Напечатано «Житие Преподобного Сергия» в 1647 году. В начале XIX века митрополит Московский и Коломенский Филарет подготовил «Слово по Преподобному Сергию», во второй половине XIX века "Житие Преподобного Сергия»  составил архиепископ Филарет (Гумилевский), а в конце этого же века известный русский историк В.О.Ключевский опубликовал Речь »Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства».
В XX веке интерес к фигуре Сергия Радонежского не ослаб, несмотря на воинствующий атеизм, доминировавший в общественном сознании более семидесяти лет. «Житие и подвиги Преподобного Сергия Радонежского» в начале века составил  архимандрит Никон, затем оно было переиздано в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1989 году  и в издательстве «Ковчег» в 2002 году. О Сергии Радонежском писали многие известные в России мыслители, среди них, отец С.Булгаков, отец П.Флоренский, философы и писатели Г.Георгиевский, Г.Федотов, Б.Зайцев, В.Солоухин, Д. Балашов. К 600-летию со дня успения преподобного Сергия издательством «Патриот» был составлен однотомный сборник «Сергий Радонежский», а Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой были изданы «Жития русских святых.1000 лет русской святости». Данное Слово о Сергии Радонежском приурочено 625-летию со дня его успения и 185-летию храма Сергия Радонежского в поселке Старая Вичуга (Ивановская область).
В духовном воспитании русского человека, особенно в молодом возрасте, важен пример высокой нравственности и  стойкости духа, так как социальная и природная среда подвергают нас постоянным испытаниям, которые не всегда по силам людям, не столько физически, сколько нравственно. В этой связи обращение к образу Сергия Радонежского, является благим делом, как образцу стойкости физической и духовной. «Сергий Радонежский явился выразителем гармонического идеала святости, чистоты, крепкого и здорового типа русского человека,  он явное опровержение распространенного «русского гримаса» истерии, разинской разнузданности, юродства и «достоевщины», - так писал о нем русский философ Б.Зайцев. В Сергии заключается гармония высокой нравственности духа и тела, негромких слов  и святых дел, он пример ясности, света прозрачного и ровного. В сознании русского человека всегда присутствует стремление к нравственному идеалу, и хотя, каждый человек имеет свое понимание идеала, преподобный Сергий выступает как обобщенный образ этого идеала и в некотором роде символом для многих россиян. Этот идеальный образ не мифического человека становится  нам ближе в силу того, что в современном обществе многие идеалы разрушены, нам стало нечем гордиться, а наоборот стыдно. Чтобы не впасть в отчаяние необходимо помнить - были у нас духовные учителя. Они есть в любую эпоху. И это вселяет надежду.
Сергий Радонежский  - фигура историческая и поэтому рассматривать значимость  его дел следует с учетом и с позиции той исторической эпохи, в которой он жил и священнодействовал. При оценке содержания источников, сведений о Сергии необходимо учитывать менталитет людей его эпохи, то есть российского средневековья, для которых фигура преподобного Сергия и его дела были чудом. Менталитет современного человека характеризуется в большей степени рациональностью и критичностью, как самих источников, так и их содержания. Поэтому вряд ли с позиции мышления современного человека можно все правильно оценить в деятельности исторической личности, тем более того далекого времени, в котором протекала жизнь преподобного Сергия Радонежского. Надо учитывать и то обстоятельство, что и источники тех лет сведения о личности оставили в соответствии с христианскими заповедями в понимании идеала, соответствующего идеалу в народном сознании. Нельзя не видеть и того обстоятельства в исторической личности преподобного Сергия, что на протяжении всей жизни уровень его внутреннего совершенства достиг той духовной планки, который позволил выделить его русским народом как уникального святого.
Обратимся к историческому факту о канонизации преподобного Сергия. Уже в 1447 году, по истечении 50 лет со дня его кончины, он был признан православной церковью как святой и канонизирован. В тоже время, если посмотреть с позиции исторического времени на канонизацию известного в русской истории князя, полководца Александра Невского, то эта процедура произошла приблизительно через 300 лет со дня его кончины (1547 г.), а канонизация Дмитрия Донского вообще произошла лишь в конце XX столетия (1988 г.).
В «Житие», составленном Епифанием,  Сергий  был отмечен богом, еще находясь в материнской утробе, «бога он познал с самых пеленок, и бога возлюбил, и богом был спасен». Еще в отрочестве Варфоломей стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, по ночам часто бодрствовал и молился. Мужая и укрепляя свой дух, бездельникам и суетным людям не внимал, со сквернословами и насмешниками не общался, он упражнялся в славословии бога, читал святые книги. Осознав свой жизненный путь в служении церкви, он смог достойно убедить своих родителей в этом предназначении. Свой сыновний, нравственный долг перед родителями Варфоломей выполнял по-христиански, ничем не ослушался их. Ибо в Писании говорится: »Чти отца  и мать и будешь долголетен на земле». Он не покинул их в старости, а «почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями после их кончины, отмечал память родителей своих молитвами и раздачей милостыни убогим и нищим до 40 дня».
После 40 дня успения родителей Варфоломей оставил все, что осталось от них младшему брату Петру, и пошел в Хотьковский монастырь, в котором у родительских могил находился старший брат Стефан. Долго упрашивал он брата пойти с ним и вместе искать место для пустынножительства. Долго ходили братья по лесам в поисках удаленного от жилищ и от путей человеческих уединенного места.  Найдя такое место в виде возвышенности, названной Маковицей, и окруженной дремучими лесами, братья взялись за дело. Несладко было боярским детям рубить вековой лес и переносить бревна на своих плечах, но они понимали, что телесный труд являлся необходимым условием подвижнической жизни. Вместе они срубили шалаш и келейку, а подле них поставили малую  «церквицу», посвятив ее Пресвятой Живоначальной Троице. Церковь была освящена по благословению московского митрополита Феогноста. Таким образом, скромно, по пустынному смирению было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Произошло это в 1340 году.
  Стефан, однако, не выдержал пустынножительства и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором, по свидетельству Епифания, он много трудился и вел строгую жизнь. Позднее  митрополит Феогност рукоположил Стефана во пресвитера и назначил игуменом Богоявленского монастыря. Великий князь Московский  избрал Стефана в свои духовники, этому последовали и многие московские бояре.
  Долгое время Варфоломей жил один, не видя лица человеческого; один медведь приходил к пустыннику делить с ним его скудную пищу. В своем пустынножительстве, в уединении лесных дебрей преодолевал он искушения, страх, физические тяготы и оставался наедине с Богом. Это был начальный путь поры его иночества.  В 1342 году он духовно сблизился со старцем-игуменом Митрофаном, «и прилепился к нему всей душой, как к родному отцу». По просьбе Варфоломея игумен Митрофан совершил пострижение двадцатитрехлетнего пустынника, это произошло 7 октября 1342 года, в день святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею было дано имя Сергий.  Так, начался священнический путь Сергия до его успения в 1392 году. На этом пути в нем  сформировались такие свойства нравственного состояния, как необычайная сила духа, осмысленная любовь, сознательное самопожертвование, отказ от мирских излишеств, трудолюбие. Все это поднимет Сергия  до высот духовных подвигов.
Жизнь Сергия Радонежского и его священнический путь складывались на фоне смятения и страха на Руси. Жизнь человека в то время, его положение в обществе были чрезвычайно зыбкими и зависели от многих, нередко случайных обстоятельств.  Родители Сергия, как описывает «Житие», при жизни были состоятельными людьми, боярской семьей, но в процессе набегов татар, выплаты им дани, а также присоединения Ростова к Московскому княжеству были разорены и вынуждены бежать из Ростовского княжества в места более спокойные, в Радонеж. Подобная судьба была у многих русских людей в то время. Человек в те далекие времена мог быть пленен, разорен, убит, уничтожен, растоптан. Так, например, сильный князь Михаил Тверской, грозивший Москве и не признававший себе равных, закончил жизнь с позорным ярмом на шее в татарской орде. Надо отметить, что могущество ордынское в XIV веке уже угасало вследствие собственных распрей в Орде, однако Русь еще не освободилась от пут татарского ига. На Руси к этому времени постепенно «пробивалось» поколение, не знавшее страха перед Ордой. И хотя оно еще не познало вкуса свободы, но предчувствие перемен горячило сердца молодых князей и воевод, ищущих себе поле славы. Этим молодым русичам, накопившим физическую силу, но не сформировавшим опыта государственных мужей нужна была опора.  Такой опорой могли стать зоркая и разумная Душа, и чистая Совесть. Эти два свойства внутренней человеческой сущности могут устанавливать гармонию в ней, - если стремишься сохранить душу, то надо жить по совести, а чтобы жить по совести, надо научиться слушать душу. Носителем таких свойств Совести и Души явился преподобный игумен Сергий. За годы своего отшельничества в радонежских лесах, монастырской жизни, погружении в молитву,  находясь в раздумьях и сомнениях,   труде и борьбе за физическое выживание, он  закалил  душу,  развил свое духовное зрение, позволявших ему обладать такой духовной мощью, которая стала нравственной опорой для наших далеких предков. Именно эта духовная мощь Сергия делала его тем человеком, к голосу которого прислушивалась Русь.
Московский князь Дмитрий Иванович понял в преподобном Сергии эту опору и период выступления против нашествия ордынского хана Мамая приехал за благословением не к митрополиту, не к своему духовнику или другому игумену, а именно к преподобному Сергию: старец был ближе других к истине. Его духовное прозрение позволило воодушевить князя Дмитрия Ивановича: «Иди, государь, небоязненно. Господь Бог дарует русским людям победу. Еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном, а многим из сподвижников твоих плетутся венцы мученические с вечной памятью. Победиши враги твоя!» Тем самым преподобный Сергий дал понять князю и его дружинникам, что предстоит не просто очередная схватка с татарами, а Священная война, на которой гибель дает венец мученика и вечное блаженство в загробной жизни. Вместе с Московским князем отправил Сергий двоих иноков Пересвета и Осляба, прославившихся до принятия монашества своим мужеством и воинским искусством. Эти два русских богатыря шли на сражение не в доспехах воинов, а в схимах с украшением креста Господня. Благословение, данное преподобным Сергием, князю и его дружине ободрило тех, кто раньше был против Дмитрия. Рязанский князь Олег не вышел на помощь татарам. Преподобный Сергий во время передвижения дружины князя Дмитрия Ивановича, всей душой своей был среди них. Он также почувствовал тот момент, когда князю не доставало еще одного одобрения. Такой момент возник при подходе к реке Непрядве, когда князь Дмитрий Иванович раздумывал остановиться на берегу реки или перейти ее, тем самым отрезать путь к своему отступлению. В этот момент догнала князя грамота и Богородичная просфора. Грамота с благословением преподобного Сергия имела такие слова: «…чтобы ты, Господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Святая Богородица». Весть об этой грамоте разнеслась по всем отрядам дружины и воодушевляла воинов.  Пока шла битва (8 сентября 1380 года), преподобный Сергий творил молитву, называя имена павших русских дружинников, как будто сам был там, за рекой Непрядвой, на поле сражения, и в определенный срок сказал: «Мы победили». Этим духовным зрением, преподобный Сергий помог русскому народу поверить в свои силы, приподняться и укрепиться нравственно, освободиться от векового порабощения и уныния. Это был толчок к росту национального самосознания. Поэтому победа русского народа над Ордой в 1380 году есть один из духовных подвигов преподобного Сергия, освятивших его имя.
  Оценка Куликовской битвы, данная историками (сошлемся на исторические сочинения С.Соловьева), показывает, что подобного сражения не знала не только прежняя Русь, но и Европа. Куликовская победа была знаком торжества Европы над Азией.  В тоже время Куликовская победа была из числа тех побед, которые близко граничат с тяжелым поражением. Эта оценка дается на основании потерь, которые понесли русские дружины, из четырехсот тысяч воинов, вступивших в сражение, в живых после битвы осталось около 40 тысяч человек. Летописец замечает: «Была на Руси радость великая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону». Вместе с тем, сделаем и такое замечание. В ходе битвы с Мамаем многие княжества пришли на помощь не просто Москве, князья этих княжеств понимали всю ответственность Москвы перед Ордой  за свои общерусские объединительные действия. Недаром в этой связи тот же С.Соловьев замечал: «На поле Куликово шли русичи, а с поля Куликова шли русские». И осознание людьми этого обстоятельства свидетельствовало о формировании нового политического мышления, укреплявшего рост национального самосознания, в чем также проявился духовный подвиг Сергия Радонежского.
Святое действие Души и Совести преподобного Сергия не ограничились только рамками победы русичей над Мамаем, великую помощь он оказал и в деле укрепления государственной власти Руси Московской. Сепаратизм удельных князей, раздоры между ними в стремлении добыть себе великокняжеский престол ослабляли победу, произведенную на Куликовом поле князем Дмитрием Ивановичем Донским. Преподобный Сергий умом и сердцем понимал необходимость укрепления русской земли и государственности в ней, он примирял князей, воздействуя на них различными методами. Так, он совершил дважды путешествие пешком в Ростов, чтобы уговорить ростовского князя Константина признать над собой власть великого князя Московского. Таким же образом он смирил и смягчил сердце Рязанского князя Олега, не желавшего слышать слов о мире с великим Московским князем. В Нижнем Новгороде он закрывал церкви, чтобы не допустить крови между Московским и Нижегородским князьями. Таким образом, преподобный Сергий способствовал водворению мира и тишины в русской земле, что позволило укрепиться ей политически и духовно, расцвести многочисленными городами и весями.
Оценивая благие дела преподобного Сергия Радонежского заметим, что, еще значительно раньше, до Куликовской битвы, он оказал положительные начала в собирании и укреплении Руси посредством собственноручного создания в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от  материального и интеллектуального подчинения Востоку и Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. Почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления русского народа к Святейшему образцу жизни, поэтому Троицкие храмы создавались повсеместно. Стало также правилом при таких храмах воздвигать Сергиевы приделы. В Варницком Троицком монастыре, недалеко от Ростова, родины преподобного Сергия, сооружен придел ему посвященный. В Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры находится икона «Троица», посвященная Сергию Радонежскому, согласно благочестивым намерениям самого иконописца Андрея Рублева.
Со священнической деятельностью преподобного Сергия Радонежского связано возникновение монастырей нового типа - так называемые пустынные монастыри, то есть создаваемые в отдалении от городов. Сам преподобный Сергий основал несколько таких монастырей, его сподвижниками - около двадцати монастырей в Северо - Восточной Руси. Укажем на одну историческую деталь. Эти монастыри были принадлежностью уже не Киевской Руси, а Московской Руси и люди уже знали, что кроме Печерского монастыря в Киеве, есть уже русский монастырь, основанный Сергием Радонежским. В этом также проявлялись начала русского самосознания, формированию которого своей деятельностью способствовал преподобный Сергий.
Пустынные монастыри играли несколько другую роль, нежели городские, так как  последние были в основном княжеские, они содержались на средства князя и в них сосредотачивалась в основном духовная элита. Те монастыри, которые основывали преподобный Сергий и его сподвижники, в большей степени, сыграли роль в развитии городов  на Руси, они объективно формировали колонизационное движение на периферию страны. В первом случае отметим тот факт, что к концу XIII века полукочевая Золотая Орда имела более ста городов, а Северо-Восточная Русь только около пятидесяти городов. Конечно, понятно, что золотоордынские города были построены на русском серебре и руками русских пленников. Эта ситуация стала меняться с распространением пустынных монастырей, вокруг которых постепенно собирался мастеровой народ и крестьяне, возникал посад, приезжали купцы. Так, зарождался город. Историк В.Ключевский приводит интересную динамику роста пустынных монастырей по отношению к городским монастырям, а объективно и роста городов. В XIV веке количество пустынных монастырей  сравнялось с числом городских (42 на 42), в XV веке их число превзошло вдвое (57 и 27), в XVI веке уже в 1,5 раза (51 и 35). Во втором случае обратимся опять - таки к замечанию все того же историка В.Ключевского «….всегда в монастырях, когда он вырастал и становился шумным, находился ученик основателя, тяготившийся этим шумом, и верный духу и радению своего учителя, он уходил от него  в нетронутую пустынь и тем самым создавал новую лесную обитель. Так, складывалось из одиночных, разобщенных местных явлений широкое колонизационное движение, которое исходило из нескольких центров, и в продолжение ряда столетий проникало в самые непреступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри средней и Северной России».
Монастыри несли с собой православное просвещение, грамоту, ремесла, новые архитектурные формы, способствовали развитию станковой и монументальной живописи. Все это можно проследить в архитектурном облике Кирилло-Белозерского, Борисоглебского, Ферапон-това и других монастырей в северо-восточной части России, также в настенных фресковых росписях в них. В нашем крае известна просветительскую деятельность преподобных Макария Унженского и Тихона Лухского. Посредством развития пустынных монастырей преподобный Сергий способствовал украшению русской истории и самой русской земли,  расцвету отечественного искусства, то есть зарядил русскую культуру своей удивительной энергией.
Кончина преподобного Сергия Радонежского произошла в 1392 году 25 сентября. Как писал составитель первого текста «Жития Сергия Радонежского» Епифаний, кончина  произошла на 78 году жизни. При большом стечении народа он был похоронен в той самой церкви, которую сам же выстроил своими руками. В 1423 году при радостном богослужении святые мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в новую раку и перенесены в новый Троицкий каменный собор, в который и в настоящее время стекаются большие массы народа. Преподобный Сергий остается в памяти русских людей как образец нестяжательства,  великих трудов, глубокого смирения, терпения, любви ко всему земному. «Похвала наша Сергию, - писал Епифаний, - не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным».

               К 185-летию храма Преподобного Сергия Радонежского
Ивановская область, административно сформированная в 1918 году, вобрала в себя часть Костромской, Ярославской и Владимирской  губерний,  на территории которых находились исторические памятники, начиная от раннего средневековья и до начала XX века. Среди многочисленных архитектурных памятников, которые вошли в реестр исторических объектов на территории ивановской земли, привлекает внимание, находящийся вдали от больших городов, в поселке Старая Вичуга, храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Подъезжая к храму, невольно испытываешь волнение от того, что открывается твоему взору. Наше зрение привыкло фиксировать крупные архитектурные формы в городской среде, которые своим величием и размерами подавляют человека, душа не реагирует на них, они воспринимаются иногда как большое архитектурное нагромождение. Здесь же, на окраине Старой Вичуги, в купе деревьев возвышается величественный и строгий, прекрасный в своей простоте  классического, архитектурного решения, аккуратный и ухоженный храм – замечательный памятник православной духовности и русской культуры первой трети XIX века.  Издалека он кажется небольшим и уютным, но по мере приближения к храму его пропорции удлиняются, чему способствуют глава  с крестом на церкви и шпиль с крестом на куполе трехъярусной колокольни.  Вид храма хорош во все времена год: весной, в майские дни и светлые ночи все вокруг него находится в прозрачной  сиреневой дымке; летом – окружающая его зелень деревьев сливается с зеленым цветом куполов и контрастирует с оранжево – теплым светом стен храма; осенью – цвет осыпающегося золота листвы придает храму торжественно – строгий  вид; белый покров зимы четко подчеркивает классичность его архитектурных форм. Природа, как хороший художник, способствует в разные периоды своего времени смене настроения  у человека при виде этого уютного храма.
Одно престольный храм во имя преподобного Сергия Радонежского  был заложен на месте существовавшей деревянной церкви в 1828 году, а его завершение состоялось в 1832 году. Святой антиминс был освящен в том же году преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским.  Строительство храма велось на средства предпринимателя Стефана Ивановича Кротова, основателя прядильно-ткацкого и красильного производства в Вичуге, кинешемского купца 2-й гильдии. С.И. Кротов являлся также церковным старостой храма преподобного Сергия Радонежского. С именем этого вичужанина связаны и благородные его дела, характеризуемые рядом вкладов  и пожертвований в пользу храма Сергия.
Храм первоначально был приписан к Николаевской церкви села Вичуги, своего причта он не имел и богослужение в нем осуществлялось духовенством Николаевской церкви. В разное время в храме Сергия Радонежского служили священник Дмитрий Борков (до 1845 г.), священник Дмитрий Лебедев (с 1854 г.) протоирей Иван Беликов (до 1860 г.), затем протоирей Александр Горицкий (до 1862 г.) и др.
В советское время новые власти стремились ликвидировать православную церковь и насадить воинствующий атеизм. Барометр общественного сознания был насильственно изменен в направление марксистской идеологии, разорвавшей цепь времени в истории России. Расстрел священников в Шуе, закрытие многих церквей и роспуск приходов, разрушение многовековых  исторических, религиозных памятников привели к утрате многих нравственных ценностей в жизни россиян. Постигла подобная участь и храма Сергия Радонежского. В 1936 году решением правления колхоза им. Буденного были сняты колокола с храма и переданы  государству для укрепления обороноспособности страны. В 1937 году вышло решение Вичужского райисполкома о прекращении церковного звона в Старой Вичуге. Решением того же райисполкома закрыли кладбище при Храме Сергия Радонежского, а ограду старого кладбища райфинотдел продал фабрике им. Красина. При всем «громадье планов» в Вичуге и в районе храм Сергия не закрыли, только он единственный функционировал в годы советской власти. Во время Великой Отечественной войны религиозная община храма собирала деньги и теплые вещи в фонд Красной Армии и детям фронтовиков. В Отчете о работе Управления  Совнаркома по делам русской православной церкви за 1944 год говорилось о деятельности религиозных общин по сбору денег и теплых вещей в фонд обороны, среди которых упоминалась и община храма Сергия Радонежского (настоятель Н.П.Сперанский). Всем этим общинам от имени Сталина объявлялась благодарность.
Храм Сергия Радонежского как памятник культовой архитектуры был поставлен на учет в конце 40-х годов, в 1974 году он был принят на государственную охрану федерального значения. В 1991 году храм был официально передан Русской Православной церкви (Московской Патриархии).
При входе в храм  внимание обращается на  его роспись, выполненную масляными красками в начале прошлого столетия, в стилистике живописи М.Нестерова. Характерным в росписи являются композиции, напоминающие отдаленными репликами сцены храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Купол храма расписан розетками, между которыми в сиянии изображен Саваоф, держащий на руках Спасителя. Кроме того, в куполе представлена  «Новозаветная Троица», в барабане между окнами – святые, в основании купола – орнаментальный пояс и «Деисус» в медальонах, в парусах –евангелисты. На срезанных гранях пилонов помещены композиции «Успение Богоматери» и «Преображение». В люнете над западной стеной изображено «Воскрешение Лазаря», а ниже, на самой стене, - «Собор святых». На Царских вратах сквозной прорезки – образ Благовещения. Над ним позолоченное изображение Духа Святого в виде голубя.
В храме находится иконостас, который выполнен во 2-й половине XIX века, иконы – во 2-й половине XIX - начале XX века. Между колоннами иконостаса  - образ Сергия Радонежского в ризе и венце. К сожалению, время не пощадило многие детали декора. Иконостас выполнен в упрощенных формах провинциального классицизма. Над иконостасом расположено »Распятие».
Храм Сергия Радонежского хранит многие старинные, большой духовной ценности, намоленные иконы. Особенной благодатью обладает чудотворная икона Покрова Божией Матери. В храме имеются также иконы с образом Вседержителя, Александра Невского, святой мученицы Софии и трех ее дочерей – Веры, Надежды и Любови, преподобного Тихона Луховского чудотворца, святителя Николая, Марии Магдалины  и другие. Иконы написаны по образцу греческих и живописного искусства.
На колокольне храма - 5 колоколов. В 1863 году для храма Сергия Радонежского был отлит колокол весом в 111 пудов. Звучит ли сегодня колокол так же, как звучал когда-то, во время приезда в эти места молодого, но уже известного любителям музыки, Сергея Рахманинова. Напоминают ли эти колокола своим звуком первые такты знаменитого 2-го концерта для фортепьяно с оркестром, всемирно известного произведения великого русского композитора. У исследователей творчества этого композитора есть версия, что именно в этих местах во время прогулки Рахманинов услышал звуки колокола, плывущие над лесом, и это настолько  поразило его, что он положил их в основу вступления к концерту для фортепьяно с оркестром. Не могли не посещать этого храма молодые П.Сорокин и Н.Кондратьев, будущие всемирно известные ученые, которые в начале прошлого века обучались в учительско-церковной семинарии, недалеко расположенного местечка, Хреново. Вероятно, посещали этот храм и представители предпринимательской династии Коноваловых, оставивших значительный след в Вичуге, и не менее известные представители династии славного рода Татищевых.
Храм преподобного Сергия Радонежского встречает свое 185-летие в новом веке. Происходит благоустройство как внутри его, так и прилегающей к нему территории. Отреставрированы некоторые иконы в храме. Оживляется деятельность церковной общины. Неоднократно культурные акции в храме проводил камерный хор Шереметев-центра (руководитель Е.Н.Бобров) совместно с фирмой «Консультант» (руководитель А.И.Иванников). Работе по благоустройству храма способствовали его благотворители, среди которых Администрация Вичужского района и поселка Старая Вичуга, АО «Красинец» и многие другие.


Рецензии