Глаза... Глаза...

ГЛАЗА… ГЛАЗА…
 


Для нас едино- все: и в малом, и в большом.
Кровь общая течет по жилам всей вселенной…
Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир- весь мир сосредоточен…
И жизнь- повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества- от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.
Александр Чижевский. «Гиппократу». 1915 г.



«… И Маленький принц возвратился к Лису.                -Прощай,- сказал он.                -Прощай,- сказал Лис. -Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно          лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».                Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»



Есть о глазах расхожее суждение:
    Души в них видим четко отражение.
                Но ты учти: на это заблуждение
                Поймалось не одно уж поколение.
                Когда Души глаза бывают слепы,
                Становятся поступки все нелепы,
                А если оказались слишком зрячи,
                Судьба сулит тебе всегда удачи.
                Юрий Жданов. 31.05.2013    
                Из: «Ода Душе» (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2) 

 
Снова, после написанного  08.11.2011 рассказа «О глазах» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), возвращаюсь к мыслям об этих «зеркалах души». Почему они так меня притягивают? Что новое можно сказать о глазах? Их изучает наука, медицина, психология…, художники всех направлений искусства пытаются постичь и передать их «тайны», но остается что-то непостижимое в глазах, ускользающее от всех этих попыток проникновения в их неисчерпаемость…  И всё же… Что мешает поразмышлять о них?… Думаю, что и они сами будут не против, но своего отношения к этому нам не сообщат… Об их родословной можно сказать то же, что и о родословной Вселенной, так как они- родственники и ровесники, если толковать понятие «глаз» расширительно- как способность отражения окружающей реальности и самих себя. Эта способность в разной мере развита во всех населяющих Вселенную существах. Если бы возникло существо, обладающее, при его желании, всеми экстремальными способностями всех бывших и нынешних существ, в том числе и созданных фантастами… Обладающее не только всеми их физическими, но и нравственными, а точнее- поведенческими способностями. Какой бы это оказался монстр! Самый-самый зрячий, здоровый, сильный, умный, эрудированный, глупый, добрый, злой, ядовитый, целеустремленный, быстрый, медленный, агрессивный, миролюбивый, добродушный, подлый, снисходительный, непримиримый, завистливый, мстительный, … далее- по «каталогам» мыслимых и не очень качеств… Можно ли было бы хоть как-то общаться с таким существом?  А если бы всю Вселенную населить только такими монстрами? Каков был бы ее «Прогресс»?... Но Вселенную спасает, видимо, многообразие Её обитателей и «борьба видов»: пожирая друг друга, они обеспечивают «равновесие» и «гармонию»…  Необходимо поторопиться с созданием искусственного интеллекта («ИИ»)… Не опоздать бы… Хотя и здесь- бездна неопределенностей и очень опасных рисков… «Ну куды крестьянину податься?»- как говорит актер Борис Чирков устами крестьянина в фильме братьев Васильевых «Чапаев» (1934 год).   


                Но сосредоточимся на главном предмете наших размышлений- глазах. Область знаний о них и исследований- неохватна. И они нарастают как снежный ком. Каждое научное открытие порождает цепь новых. Процесс познания бесконечен, пока существуют познающие субъекты. Познание быстрыми темпами проникает как в неисчерпаемый макромир, так и в неисчерпаемый микромир… К чему приведут результаты познания? Огромные возможности постижения микромира открываются уже при освоении технологий нано-мира (мир частиц, размеры которых измеряются нанометрами- миллиардными долями метра, или миллионными долями миллиметра). Но разве на этом остановится процесс познания?  За ним последует постижение пико-мира (частицы- в тысячу раз меньше частиц нано-мира), затем фемто-мира (частицы- в тысячу раз меньше частиц пико-мира),  атто-мира (частицы- в тысячу раз меньше частиц фемто-мира), зепто-мира (частицы- в тысячу раз меньше частиц атто-мира)…   


                Этот штурм-Процесс Познания Природы позволяет осваивать не только мир клеток, молекул и атомов, но и элементарных частиц и их производных: тут даже фантастика серьезно отстает от реальности… Какие возможности в постижении сути и тайн глаза кроются в таком штурме-Познании?  Станет ли возможным научить видению любые клетки организма? Представьте чтение не глазами, а, например, пальцем, ладонью, ногой, животом, спиной… И не только чтение, но и способность видеть все окружающее любыми частями тела… Обладать способностью чудища Шижоу- странного волшебного существа из китайской мифологии- «зрячей плоти», сплошь покрытой глазами. Возможности  перспективных открытий столь велики, что фантазировать становится все труднее и труднее… Но нельзя пожаловаться на скудость человеческой фантазии: она с древнейших времен неистощима в мифах, легендах, сказках, поверьях, приметах, обрядах, пословицах и поговорках всех народов… Каких только таинственных и магических свойств не приписывают глазам… Одноглазые циклопы, стоглазый (по другим авторам- тысячеглазый) Аргос- герой древнегреческих мифов, смертоносные глаза Горгоны-Медузы, превращавшие людей в камни… Нет предела человеческим фантазиям и воображению: наша воля позволяет посылать мысль в любом направлении на любые расстояния и в любые времена, ей не требуется для этого транспорт и реквизит… А для полета реального глаза в макро- или микромиры нужны инструменты, многократно усиливающие его возможности: телескопы и микроскопы.  Сегодня орбитальные телескопы позволяют увидеть галактики, удаленные от земли на миллиарды световых лет, а нано-технологии- проникать в микромир клеток и молекул.



Первый серьезный прорыв в возможностях изучения глаза дало изобретение и применение микроскопа нидерландцем Антонио ван Левенгуком (1632-1723). Ему удалось создать микроскопы с увеличением видимых элементов почти в пятьсот раз. Он первым открыл эритроциты- частицы в крови, описал простейшие организмы (инфузории), бактерии, строение глаз насекомых… И неважно, что первыми из изученных им глаз оказались фасеточные глаза насекомых: достигнуто было главное- возможность дальнейшего постижения тайн микромира…  Вся Вселенная- это огромный живой организм, непрерывно развивающийся и изменяющийся. В ней нет разделения на миры макро- и микро-.  Такое разделение- лишь принятая нами условность. Каждая точка Вселенной не только взаимосвязана с другими, но и «видит» их своими многочисленными энерго-информационными связями-«глазами». А человеческий глаз- это всего лишь частный случай длительной эволюции этих всеохватывающих связей. Глаз отражает не только расположенное в его окрестностях, но и всю Вселенную.
Но как и Вселенная, глаза и тайны зрения- неисчерпаемы. Заглянуть в них- значит соприкоснуться с тайнами Мироздания, в котором находятся истоки способности зрения.                Сегодня наука о глазе и возможностях улучшения зрения- гигантская область знаний, на которую работают не только ученые, но и самые передовые технологии многих отраслей промышленности. А как много уже сказано и еще будет сказано о глазах искусством, психологией, философией, религией… Поэты и прозаики породили такое обилие описаний глаз и их выражений, передающих душевное состояние их обладателя, что возникли уже целые энциклопедии эпитетов, геометрических и цветовых характеристик, крылатых выражений, пословиц и поговорок, стихов, песен и романсов о глазах.
Любое произведение искусства оказывается бессильным в попытках исчерпывающе раскрыть тайну глаз. Живопись схватывает лишь одно мгновение, но и его она исчерпать «до дна» бессильна.         


                Вспомнилась встреча летом 1974 года с картиной Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»), прибывшей в московский Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Очень мало было времени, всего около пятнадцати секунд, у каждого посетителя музея, выстоявшего тогда многочасовую очередь для знакомства с «Джокондой». Лишь беглым из-под бронестекла взглядом одарила она каждого жадно взиравшего на нее и старавшегося как-то продлить эту встречу. Вот уже более пятисот лет люди, видящие эту картину, пытаются понять загадку взгляда и полуулыбки этой женщины. Каких только мнений не высказано за это время искусствоведами, историками и деятелями искусства, психологами, медиками…! В том числе и самых невероятных и противоречивых, взаимно исключающих мнений... Версий и мнений так много, что можно было бы составить посвященную им энциклопедию. Вот, например, лишь некоторые из высказываний… Искусствовед Михаил Алпатов: «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний…»  А вот мнение философа Алексея Лосева: «…Мона Лиза» с её «бесовской улыбочкой»… «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством».                Интересно мнение психолога Зигмунда Фрейда, тщательно изучавшего историю жизни и творчества Леонардо да Винчи и написавшего о нем книгу «Леонардо да Винчи»:
 «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется «леонардовской». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет… Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее…  Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».                Приведем мнение о «Джоконде» еще одного психолога- Пола Экмана, специалиста по человеческой мимике и микровыражениям. Он ввел этот термин и использует его в своей теории обмана. Микровыражения- это короткие непроизвольные выражения лица, появляющиеся на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоции. Они не поддаются сознательному контролю, появляются независимо от желания человека и отражают настоящее его отношение к происходящему. Вот что говорит этот психолог о «Джоконде»: «два других вида (улыбок) сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения; повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую- на предмет своего интереса. В жизни это выражение лица мимолётно- взгляд украдкой длится не более мгновения».



Бесконечная цепочка взаимосвязанных областей знания и исследований, художественных образов и фантазий порождена стремлением «объять необъятное» явление под именем ВСЕЛЕННАЯ ГЛАЗ. Как много связано с этой  вселенной: вся медицина, офтальмология, иридодиагностика, Всевидящее око, тонкие миры, третий (и другие) глаз, идеалы красоты, телекинез, видения в состоянии клинической смерти, искусственный глаз, биороботы, «эффект Розы Кулешовой», гипноз, «лучистое человечество» Циолковского, Единое Плотина, монада Лейбница, Энерго-информационное поле Вселенной, электронные оболочки Ильи Сельвинского, Биосфера и Ноосфера Вернадского, Гелиобиология Чижевского, Сознательное и Бессознательное, Миры и Антимиры…                Эта непрерывно раскручивающаяся Спираль Познания Бесконечной и Бессмертной Вселенной очень медленно допускает любознательное человечество к тайнам Мироздания…  А людям так хочется знать о беспредельной во Времени Судьбе не только Вселенной, но и о своей собственной судьбе… Поэтому так упорно во все времена люди ищут ответы на очень важные для них так называемые Вечные Вопросы: о Бессмертии, о Смысле Жизни, Об Истине, о Добре и зле, о Любви, о Вечности… 


                Не удалось и мне избежать соблазна как-то осмыслить для себя многие из этих вопросов. Это отразилось в некоторых моих рассказах (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) и стихотворениях (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2). Рассказы:  «Вот оно- биополе», «Причины и следствия», «Случайного не бывает», «О глазах», «О Бессмертии», «О Времени», «О Терпении», «Жизнесмертежизнь»… Стихотворения: «Хотел бы жизнь прожить в рассрочку», «Что есть любовь?», «Ода Сердцу», «В глубинах где-то подсознанья», «Зачем желаем жить и после смерти тела?», «Ода Мечтам», «Ода Душе», «Ода Времени», «Ода Смыслу Жизни», «Хочу я жизнями с росинкой обменяться», «Я не могу уйти, не сделав то», «Привязан к жизни я Вселенской пуповиной», «Любовью мы друг в друга прорастаем», «Я духом пролечу по тем местам», «Самопознанья дух стремит нас к высшей цели», «Хочу во множестве клонировать себя», «Хочу Вселенною, не меньше, оказаться», « Memento mori» (лат.- «помни о смерти»)…   


                Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), много размышлявший о космических перспективах человечества, считал, что в будущем у людей появится «возможность возникать в виде «духов» (хотя и материальных)», и тут же добавлял: «Иных мой разум не признает. Принять иное- значит отказаться от ЕДИНСТВА или простоты взглядов на вселенную». Он пытался найти и всеобщий этический закон для всех существ мироздания. И пришел к выводу: все мыслящие существа вселенной связаны необходимостью избегать зла другим, чтобы не причинять зла себе. 

                Помогайте же нам в этом, Глаза Души и Глаза Сердца!
Глаза…  Глаза… Что еще вы позволите узнать о себе неистощимо-любознательному человечеству?

  Юрий Жданов    15.09.2017


Рецензии
Мне понравилось.

Хрушкова Екатерина   15.09.2017 16:53     Заявить о нарушении