Ступени времени. картина 3

                Добравшись до гостиницы, Надежда и Антон обнаружили
                всех своих в номерах. Как оказалось, Антонина
                успела с детьми  погулять и накормить их. Пришедших
                засыпали вопросами –

Антонина – Удалось ли вам найти Татьяну Даниловну и если да, то как она вас приняла?
Анастасия – Купят ли и мне  такую же шляпку, какую купили маме? (Она успела разглядеть шляпную коробку).

Борис – Пойдем ли мы все с тетей Надей в Красный Крест и когда?
Елена – А Татьяна Даниловна всем нам детям тетушка? и она красивая и богатая?
Антон – Дайте отдышаться, все расскажем.

Надежда – В Красный Крест я пойду одна и вероятно только завтра  так как ещё предстоит узнать где он находится.
Ксения – А вот и нет, а вот и нет – мы уже знаем, где Красный Крест.

Антонина – Да, действительно, Красный Крест находится буквально в двух шагах от гостиницы, на улице Читаховской, соединяющей Михайловский проспект с параллельно ему расположенной Великокняжеской улицей.

Надежда – В таком случае не буду откладывать и сделаю этот визит сейчас же, вот только найду нужные для этого случая бумаги.

                Бумаги, конечно же, тут же находятся. Уложив их в
                сумочку и сдвинув новую шляпку несколько на лоб,
                Надежда отправляется по делу, которое может решить
                многое в их судьбе –

Антонина – Антон, а все ж как вас приняли у Татьяны, по-родственному?

Антон – Ну при встрече расцеловала нас по-родственному, а потом нас с Надей разделили – Надей занималась Татьяна, а мной её супруг – Яков Самойлович.

Антонина – Что ты имеешь ввиду под « занималась»?

Антон – Мы были в разных комнатах и Яков как историк с энтузиазмом мне
рассказывал о Тифлисе и истории создания его строений, а женщины, как мне сказали, беседовали о детях – у Татьяны с мужем растет дочурка Женечка. А потом мы вчетвером пили час с пирогами и никаких вопросов о том, как мы предполагаем существовать, лишенные всей недвижимости российской, нам то ли из деликатности, то ли из других соображений не задавался. Понимай, как хочешь.

Антонина – Нет, это не деликатность.

Антон – Тогда давай считать, что, не имея возможности нам помочь, она не хотела расстраиваться и узнавать о нашей несостоятельности. Со стороны нам стало известно, что никаких коммерческих дел она действительно не ведет, но имеет акции банков и нескольких других компаний.

Антонина – Даст Бог и Надежда устроится на работу в Красном Кресте, а где искать работу нам?

Антон – Когда Татьяна представила нам своего супруга Якова и сказала, что он преподает в гимназии, у меня мелькнула мысль через него попытаться узнать – реально ли мне устроиться в гимназию в качестве педагога французского языка. Но как-то потом постеснялся обременять его просьбой.

Антонина – И все-таки такая просьба неизбежна. Без рекомендаций устроиться всегда более сложно. Придет Надежда и к этому вопросу мы ещё вернемся.

                А в это время Надежда поднимается по белой мраморной лестнице
                здания, в котором расположился международный Красный Крест и
                спрашивает кого-то из повстречавшихся  как пройти к кабинету
                управляющего. Её любезно сопровождают до приемной начальника.
                Надежда входит в приемную, здоровается с секретаршей и
                говорит,что хочет повидать управляющего. Секретарь просит её
                назвать цель визита, чтобы доложить начальнику. Тогда Надежда
                вручает ей свои рекомендации и просит передать их ему.
                Секретарь, взяв бумаги, скрывается за дверью кабинета и тут же
                возвращается.Минут через 6-7 в дверях кабинета появляется сам
                управляющий и просит госпожу Якубицкую пройти к нему. Уже в
                кабинете управляющий говорит –

Управляющий – Я с интересом просмотрел Ваши бумаги – их подписывает один из пяти директоров головной Цюрихской штаб-квартиры нашей организации и характеристики настолько лестные, что я готов тут же предложить Вам, Надежда Симфориановна, один из ответственейших у нас постов. Правда, Ваши медицинские навыки и знание европейских языков тут вряд ли понадобятся, но Ваши навыки общения с людскими массами и общения с представителями правительства очень пригодятся.

Надежда – Хотелось бы поконкретнее, господин Никогосов.

Управляющий – Как Вам известно, 1915 год принес большие беды армянскому населению Турции. Оттуда хлынул поток беженцев в соседние страны. Некоторое время переселенцами в России занимался генерал Пашкевич, который отвел им хорошие земли в горах на границе с Турцией. Но среди переселенцев-армян много жителей городов, мелких ремесленников, и они не оседают в деревнях, а перебираются в города и в особенности в Тифлис. Их неконтролируемое проникновение и расселение по городу очень беспокоит городские власти и поэтому нашей организации приходится вести учет находящихся в городе переселенцев, помогать им как-то обустраиваться, если возможно строиться и работать. Вот такую сложную работу я готов Вам предложить в качестве одного из моих заместителей.
 
Надежда – Что ж, работа как работа. Вот только я приехала из Крыма только вчера и не одна – нас трое взрослых и пятеро детей. На пару дней мы остановились в гостинице, но теперь предстоит обрести более постоянное жильё и желательно поблизости от Вашей конторы. Кроме того нужно определить детей в гимназии и обзавестись кое- каким скарбом.

Управляющий – Частью этих вопросов могут заняться наши сотрудники, местные всегда знают какие гимназии и доходные дома предпочтительней. Поэтому предлагаю Вам завтра же прийти сюда – я Вас познакомлю со знающими местные условия людьми. И завтра же займете свой кабинет с телефонной  связью с нашими отделами.

Надежда – А мне сказали, что такое новшество есть в Тифлисе только в доходном доме Мелик-Азарянца.

Управляющий – Сведения устарели. Есть новый рекорд. Господин Манташев уже успел проложить телефонный кабель от своего дома в Сололаки до конюшен в Дидубе.

                Провожая Надежду, управляющий вышел с ней в приемную,
                где к ним бросился полный мужчина, прося управляющего
                безотлагательно принять его.

Управляющий – Дорогая Надежда Симфориановна, это один из Ваших подопечных, господин Бабаян. Он хочет построить фабрику. Ему нужна помощь нашей организации. Пожалуйста, завтра же с утра займитесь его делом.

Бабаян – Ба, зачем завтра? Вы начальник  - пишите голове города, чиновник в горсовете утверждает,  Бабаян строит фабрику.

Надежда – Господин Бабаян, а какая площадь земли нужна под Вашу фабрику и какое количество электрической мощности нужно для работы фабрики? Какое количество воды и как она будет отапливаться?  Каково число работников фабрики? И самое главное, что на Вашей фабрике предполагается выпускать?

Бабаян – Ба, зачем столько вопросов? Просто хочу небольшую фабрику папирос.

Надежда – Производственное оборудование уже закуплено? Проект здания существует? Строительные материалы уже заказаны? В каком месяце фабрика заработает на полную мощность?

Бабаян – Ба, есть деньги, есть желание, должна быть фабрика.

Надежда – Уважаемый господин Бабаян – пока все эти вопросы не будут изложены на бумаге и в чертежах, никакого разрешения от мэрии не будет. Нужно готовить проект!

Бабаян – Производственные машины можно заказать во Франции, после чего и определится необходимая электрическая мощность, площадь и число работников. Но кто это сделает?

Надежда – Уважаемый господин Бабаян, вот об этом давайте подумаем вместе завтра. Приходите сюда часам к 10-ти утра.

                Несколько ошеломленный Бабаян отходит в сторону.
                Никогосов продолжает провожать Надежду до самого выхода
                из здания.

Управляющий – Надежда Симфориановна, Вы вовремя подоспели. Я передаю дело в надежные руки. А что касается Бабаяна, то он просто преуспел на торговле турецким табаком и успел перевести свои активы заграницу. В производстве он ничего не смыслит. Попытайтесь найти для него надежного помощника.

Надежда – Это дело трудное, ведь помощник должен быть «и швец и жнец и в дуду игрец». Где найти нам такого, работника не очень дорогого? Ну да что-нибудь придумаем.

                Они прощаются. Он возвращается в здание, она спешит
                домой. Её домочадцы всев сборе и буквально
                бросаются к ней, как только она оказывается на
                пороге. Надежда улыбается и все успокоенные этим
                замирают в ожидании подробностей –

Надежда – Все произошло так хорошо, что лучшего невозможно было даже себе представить – меня назначают заместителем самого управляющего местным отделением Красного Креста. С завтрашнего утра приступаю к новой ответственной работе. Мне вменяется в обязанность помогать устраиваться армянским переселенцам, покинувшим Турцию после известных событий 1915 года.

Антон – Прошло почти четыре года, а армяне все ещё бегут из Турции? Где же Лига Наций?

Надежда – Теперь они прибывают не из Турции, а из поселений, которые были им предоставлены российским правительством в горах, на границе с Турцией.

Антон – По-видимому, это те, кто раньше жил в городах, им трудно стать сельчанами. И что – все они бездомные и нищие?

Надежда – Оказывается не все, вот, например, некто Бабаян собирается построить табачную фабрику и просит помощи у Красного Креста в организации этого дела. И этим придется заняться мне. Бабаян придет завтра ко мне на работу часам к 10. По этому-то делу я и хочу посоветоваться с тобой.

                Надежда и Антон переходят в другую комнату и
                садятся на диван –

Антон – Давай начнем сначала, что за табачную фабрику хочет построить тот тип: обрабатывающую и расфасовывающую табак; изготавливающую папиросные гильзы, папиросы или сигареты?

Надежда – Он хочет выпускать папиросы и производственное оборудование намерен заказывать во Франции.

Антон – Насколько мне известно, во Франции, не так уж и давно я там был, папиросы называют «русскими сигаретками», а сами выпускают и курят только сигареты.  Поэтому и фирм выпускающих оборудование для производства папирос там быть не может.

Надежда – Но ведь где-то это оборудование выпускают.

Антон – Подозреваю, что только в России, но вряд ли возможно сейчас его заказать. Идет страшная гражданская война на всей территории России.
Надежда – Неужели все так безнадежно?

Антон – Почему же, уверен, что кое-кто из владельцев папиросных фабрик в той же Феодосии, где их целых три, с удовольствием продаст оборудование любому желающему, а сам переберется в Европу, подальше от большевиков.

Надежда – Ну так ведь оборудование будет не новое.

Антон – Да, не новое, но зато вполовину цены.

Надежда – А как осуществить перевоз оборудования?

Антон – Ну в этом нам поможет наш друг Коста. Кстати, когда он должен к нам заглянуть?

Надежда – Скорее всего он появится послезавтра.

Антон – Вот и хорошо. Завтра все доходчиво втолкуем господину Бабаяну, а завтра или послезавтра поговорю с Костой и сведу его с Бабаяном.

Надежда – А если Косту это не устроит?

Антон – Почему бы это? Да и покровитель у него в Крыму есть – твой супруг. Так что все должно получиться.

                Утро следующего дня. Надежда уже находится на
                работе в своем кабинете.Звонит телефон. Она снимает
                трубку. Голос управляющего –

Управляющий – Добрый день, Надежда Симфориановна! Мне уже доложили, что Вы на месте, а так как Бабаян придет к Вам только к 10, советую Вам нанести визит нашей Алисе Георгиевне для процедуры оформления в наш штат, с ней о Вас я уже переговорил. Её комната в левом крыле здания.

Надежда – Да, день добрый, сейчас же до прихода Бабаяна и схожу.

                Надежда тут же, взяв с собой необходимые бумаги,
                отправляется к Алисе Георгиевне. Зайдя в нужную
                комнату, она здоровается с обеими дамами там
                находящимися и начинает говорить –

Надежда – Меня к вам направил господин Никагосов для…

Алиса – Да, у Вальтера Ивановича все четко, я уже в курсе, давайте Ваши документы - будем оформлять Вас его заместителем. Одно меня тревожит – он распорядился, чтобы Ваш оклад был как у первого заместителя, а первый заместитель у нас давно есть. От очередного Цюрихского контролера я получу замечание. Извините, это просто мысли вслух, в конце концов приказ о назначении подписывает  Вальтер Иванович, а он требует безоговорочного подчинения, что присуще немецкому характеру.

Надежда – Но ни фамилия, ни внешность в нем немца не выдают.

Алиса – Да, но тем не менее корни у него немецкие, как впрочем и у меня. В Тифлисе немцы обосновались давно. Есть кирха, есть даже немецкая мужская гимназия.

Надежда – Тема гимназий меня очень интересует, нам с братом нужно устраивать наших пятерых детей. Не посоветуете -  в какие бы стоило?
 
Алиса – Дети наших сотрудников учатся в ближайших – женская, великой княгини Ольги Федоровны, находится направо от нашего угла по улицеВеликокняжеской, идущей параллельно  Михайловскому проспекту.Мужская - налево  №32 по той же улице.

Надежда – Благодарю Вас, Алина Георгиевна, непременно воспользуемся Вашим советом.

                Надежда  выходит из комнаты, оставив нужные
                бумаги Алисе и спешит к своему кабинету, ведь
                должны подойти Бабаян и Антон. Их ещё нет и
                Надежда усаживается в кресло за своим рабочим
                столом. Через несколько минут стук в дверь и
                появляется Бабаян –

Бабаян – Здравствуйтегоспожа, я почти не спал, все думал -сумеем собрать все документы или нет?

Надежда – А я по Вашему вопросу советовалась с одним знающим человеком, который сейчас сюда подойдет для разговора  с нами.

                Раздается стук в дверь и в кабинет входит Антон –

Антон – День добрый! Надеюсь не помешаю.

Надежда – Только тебя и ждем.Господин Бабаян охвачен беспокойством и даже плохо спал ночью. Господин Бабаян, знакомьтесь – это мой родной брат Антон Симфорианович Рачинский. Он сравнительно недавно был во Франции и утверждает, что там папирос не выпускают, а только сигареты.

Бабаян – Нет, никаких сигарет, я хочу такие …

                И он кладет на стол пачку папирос «Зефир» -

 Антон – Это папиросы «Зефир» Петербургской фабрики «Лафермъ», которую ещё в середине века открыл с компаньонами голландец  Гулман де Вальбелла. Последова тельность изготовления папирос такова - вначале изготовляется гильза, а уже в нее помещается табак, при изготовлении сигарет «табачная палочка» обертывается бума гой. Шов папиросной гильзы зажимается «в замок» и не склеивается, а шов сигарет склеивается, а бумага пропитывается специальным составом и поэтому не выглядит белой как у папирос.

Бабаян – Да, вот такие папиросы я и хочу выпускать – тут две гильзы соединены между собой. Одна из папиросной бумаги и в ней измельченный табак, а вторая из более плотной бумаги, поэтому можно держать папиросу в руках, табака не попадает  в рот, а самое главное – появляется мундштук.

Антон – Все это так, но папиросы выпускает только России и оборудования для их изготовления в Европе не выпускают.

Бабаян –Только Россия, но там сейчас война. Что делать?

Антон – У меня появилась одна неплохая идея. Как Вам, господин Бабаян, вероятно известно, мы с сестрой прибыли в Тифлис два дня назад из Крыма, а там только в одной Феодосии я насчитал три папиросных фабрики. Уверен, их владельцы с удовольствием, боясь скорого прихода большевиков, демонтируют и продадут Вам оборудование.

Бабаян –Но это будет старое оборудование.
Антон – Ну почему же, фабрики же открылись недавно, обойдется оно гораздо дешевле, да и по чертежам этого оборудования впоследствии, когда придет время, можно будет заказывать новое.

Бабаян –Идея хороша, но кто мне даст возможность перевезти все сюда – там же в Крыму военное положение. Да и успеем ли до прихода большевиков?

Антон – Обдумайте все, просчитайте все риски, включая вопросы оплаты оборудования и если захотите, я свяжу вас с человеком, который переправил из Крыма в Грузию всю нашу семью не далее как два дня назад.

Бабаян – Вы думаете он сможет перевезти сюда машинное оборудование?

Антон – Уверен на все 99,9%. Причем переправит и Вас туда для переговоров с владельцами фабрик и доставит Вас обратно.

Бабаян – Звучит здорово, но нужно все продумать. Так, когда Вы меня сведете с этим человеком?

Антон – Я жду его появления не далее как завтра. Как мы с ним сможем Вас повидать?

Бабаян – О! это не трудно, я живу в доме Мелик-Азарянца. Приходите в любое время.

Антон – А продуман ли у Вас вопрос сырья, я имею в виду не только папиросную бумагу и бумагу для мундштуков, но и сам табак.

Бабаян – Хороший вопрос, если осенью мы с Вами запустим фабрику, то, конечно, сразу же на полную мощность она не заработает, но и простаивать не будет. Я уже снабдил завезенными из Турции сортами табака своих армянских родичей, которые осели в горах Грузии. Надеюсь, кое-что раздобыть и в Крыму, раз мы туда едем.
Антон – Вы предполагаете наше с Вами дальнейшее сотрудничество по делам фабрики?
Бабаян – Естественно, ведь Вы поедете со мной в Крым и примите участие в демонтаже производственных машин, я в чертежах разбираюсь довольно плохо.

Антон – Вот не знаю, я ведь предполагал преподавать в гимназии.

Бабаян - В таком случае назовите мне сколько там Вам дают и я эту сумму удвою.

Антон – Да и эта предстоящая поездка с Вами в Крым – семья ведь ещё не устроена.

Бабаян – Ну какие тут  проблемы. Ваша супруга и занимающая высокое положение сестра легко с этим справятся.

Антон – Как-то слишком легко Вы все решаете.
Бабаян – Напомню Вам, что в эту авантюру втягиваете меня Вы, господин Рачинский.
Антон – Я только предложил вариант.
Бабаян – А я только на него и клюнул с отчаяния.
Антон – Может все-таки заняться сигаретами и заказать все во Франции?
Бабаян – Че! (на армянском« нет») только папиросы. В них культурный шик!

Антон – Итак, мой смелый до отчаяния вариант мы беремся исполнить за счет дерзких и быстрых действий. Пусть только барон  Врангель продержится месяца два и мы все осуществим!
Бабаян – Осталось только уломать вашего перевозчика, которого я немного боюсь. Этот человек мне незнаком. Но это Ваш человек, и если Вы гарантируете безопасность, а Вам – человеку благородного происхождения я абсолютно доверяю, то дело пойдет.

Антон – Спасибо за признание. Гарантом обычно некомфортно, неспокойно быть, но здесь придется. Что ж, едем.

Бабаян – А не взять ли нам с собой парочку моих людей?

Антон – В Крыму военное положение и каждый человек может  вызывать подозрение. Поэтому лучше обойдемся без них.

Бабаян – Итак,  уже завтра жду Вас с Вашим перевозчиком. Надеюсь из уважения к Вам он не запросит бессовестно много.

Антон – Надеюсь, с ним легко сговоримся. А сейчас пора по домам.Надежда, ты готова?

                Втроем выходят из кабинета, а выйдя на
                Михайловский проспект Надежда и Антон
                переходят на другую сторону и идут к гостинице –

Надежда – Антон, я никогда не видела тебя таким.

Антон – Что ты имеешь в виду? Решительным или возбужденным?

Надежда – Обычно тебе присуще хладнокровие и взвешенность. Я весь ваш разговор промолчала, но иногда хотелось тебя остановить.

Антон – Это когда я легко согласился поехать с ними?

Надежда – Не только, меня удивила твоя уверенность в согласии Косты.
Антон – А что, признаться такая уверенность у меня есть и дай мне Господь  в этом не ошибиться.

Надежда – Я вижу, ты всерьез думаешь остаться в этом табачном деле.

Антон – Оклад преподавателя гимназии не способен обеспечить существование моей семьи, а больше ничего не приходило мне на ум. Вот я и оказался не в силах отказаться от удвоенной суммы.

Надежда – А хватит ли её? Правда Татьяне и Якову вроде бы хватает, но у них всего один ребенок, да и часть капиталов предков в свободной досягаемости.

Антон – В конце концов, я не обязан всю жизнь служить на одном месте, можно будет и сменить службу при возникшей возможности.

Надежда – А каково твое мнение о Бабаяне?

Антон – Хозяин он видно хваткий, знает чего хочет, жестковат будет в обращении, но я надеюсь, что сумею себя поставить должным образом и заставлю с собой считаться.

Надежда – В конце концов ты прав – кто не рискует, тот не пьет шампанского!

Антон – Мне не до шампанского, детей поднять бы.

Надежда – Успокойся Антоша, я тебя поддерживаю в  этом сегодняшнем твоем решении. У вас все получится и Врангель не подкачает.

                К этому времени они уже подошли к гостинице и пожав друг
                другу руки, шагнули в вестибюль. Им предстояло
                рассказать все Антонине, успокоить её и доказать, что
                все решено правильно.
                Утром следующего дня посыльный пришел с сообщением, что
                их хочет видеть Коста. Антон поспешно привел себя в
                порядок и вышел к нему –

Коста – Добрый день, Антон Симфорианович, извините, что я несколько рано, но дел невпроворот.

Антон – Сестра уже знает о Вашем визите?

Коста – Да и уже готовит письмо для Станислава Николаевича.

Антон – Прекрасно, но у меня к Вам серьезнейший безотлагательный разговор. Могут Ваши дела подождать?

Коста – Я весь внимание, но давайте сядем в кресла.

Антон – Мы тут с сестрой познакомились с одним состоятельным армянином покинувшим Турцию после известных событий и вознамеривавшимся построить в Тифлисе папиросную фабрику. Я надоумил его приобрести оборудование для этой фабрики у одного из владельцев подобной фабрики в Крыму, так как считаю, что некоторые из них могут бояться потерять все с приходом большевиков и легко на это согласятся.

Коста – Я уже понял. Вы надеетесь, что перевозку оборудования осуществлю я.

Антон – Вы считаете, что я не имел на это права?

Коста – Ну почему же? Перевезти туда что-нибудь или кого-нибудь в моей компетенции. А вот оттуда – буду решать не я.

Антон – Но, если Вы согласны, то вероятно Станислав Николаевич сможет этому поспособствовать.

Коста – Все будет зависеть от фронтовой обстановки. Впрочем, пока ещё изредка суда, направляющиеся в Батум или Поти к нам заходят и на них можно будет пару машин, составляющих папиросное оборудование, перевезти. Но риск все-таки есть.

Антон – В принципе, как я вижу, Вы согласны. А на когда планируете отплытие?

Коста – Да завтра же и отправимся. А сколько человек нужно отсюда взять?

Антон – Двоих – меня и самого заказчика, некоего Бабаяна.

Коста – Ну, если я с ним договорюсь, то поехали.

Антон – В таком случае нам нужно перекусить и отправляться к заказчику. Он проживает в доме Мелик-Азарянца.

                Антон и Коста направляются в ресторан гостиницы и наскоро
                завтракают, а затем Антон  заходит в комнаты их проживания
                и сообщает Антонине и Надежде, что отправляется с Костой к
                Бабаяну –

Антон – Не знаю сколько времени займет этот визит, но если они договорятся, то мы, вероятно, сегодня же и отбудем.

Надежда – Не забудь, что я пишу письмо Станиславу и его необходимо вам будет забрать с собой. Если ты не поедешь, это должен сделать Коста.

Антон – Естественно дорогая, не беспокойся, я не упущу этого из виду.

                Антон и Коста направляются в дом Мелик-Азарянца,
                обнаруживают Бабаяна в биллиардной гостиницы и  втроем
                направляются в апартаменты Бабаяна -

Антон – Господин Бабаян, хочу Вам представить господина вольнонаемного императорской русской армии Косту Карибиди, который на днях доставил мою семью и семью моей сестры из осажденного большевиками Крыма в Поти. Он уже мною посвящен в наши с Вами планы о приобретении в Крыму и переброске сюда табачного оборудования и готов сотрудничать с нами. Считает наши планы вполне реальными, но не может гарантировать, что получит разрешение на плаванье своего судна в Грузию. Все будет зависеть от фронтовой обстановки.

Коста – Моя команда и буксир находятся под началом полковника, зятя уважаемого Антона Симфориановича, но на войне как на войне – не все зависит от него. Может быть, придется искать возможность переброски груза на проходящих иностранных судах, в чем я готов вам помочь через своих портовых знакомых. Я считаю, что игра стоит свеч.

Бабаян – Стоит-то стоит, но в случае неудачи проигрываю только я.

Коста – Но почему же – я готов в таком случае не получить оплату за перевозку вас туда в Крым и хлопоты по срочному выявлению желающего продать оборудование, а так же за помощь мою и моих людей в демонтаже оборудования. Да и Антон Симфориано- вич оставляющий здесь семью и рискующий застрять в Крыму – разве не в накладе?

Бабаян – Все правильно, если план удастся, крупно выигрываю – я. Кстати, а кто там владеет папиросными фабриками, с кем придется иметь дело?

Коста – Так случилось, что папиросными магнатами в основном стали караимы – немного- численные потомки древних хазар живущие в Турции и Крыму. Так, например, по фамилиям двух караимов, учредителей Дувана и Катыка названо известное на всю Россию папиросное производство «Дукат». Но не менее известен другой производитель папирос караим некто Стамболи.

Бабаян – Стамболи, это по-турецки звучит как - прибывший из Стамбула. О нем я слышал, ещё живя в Турции.

Коста – Но есть и греческий предприниматель и я с ним знаком.

Бабаян – Господин Коста, а как много места занимает оборудование для производства папирос? Я думаю, что раз Вы не задали мне подобный вопрос, который не мог не интересовать перевозчика, то прекрасно это знаете.
 
Антон –Поделитесь, пожалуйста, этими знаниями с нами.

Коста – Действительно, я бывал на фабрике и наблюдал за машинами в действии. С того момента как  русский инженер Семенов изобрел гильзонабивную машину и был придуман  «шовчик мендельсона» изготовление папирос как минимум производится на двух машинах: гильзовой и папиросной.

Бабаян – А что ещё может быть в поточной линии?

Коста – В действительности в линию по изготовлению папирос входит и машина по упаковке папирос в коробки. Длина той линии, которую я видел не превышала 5-6 метров, а в ширину была не более 0,8 метров.

Бабаян – То есть погрузка их на судно не вызовет никаких проблем?

Коста – Абсолютно никаких, портовая механизация не понадобится. А каким образом Вы господин Бабаян думаете расплачиваться с хозяином машин? Не будет ли затруднений с этой стороны? Не сорвется ли сделка?

Бабаян – У меня есть активы в здешнем банке Манташева и в банке в городе София. Я надеюсь, что один из этих вариантов продавца должен устроить.

Коста – В таком случае давайте договоримся об оплате моих услуг и по рукам. Отправимся в Поти сегодня поездом, он отходит достаточно поздно, так что Вы Антон Симфорианович вполне успеете попрощаться с семьей.

Бабаян – Антон Симфорианович, Вы ещё не назвали сумму, которую я буду Вам выплачи вать ежемесячно, поэтому вручаю Вам значительную сумму в турецких лирах, а впоследствии определим какое время она охватывает.

                Достает бумажник и отсчитав несколько крупных купюр
                протягивает их Антону –

Антон – Благодарю, Вы очень внимательны, мне необходимо оставить их семье.

Коста – Итак, заскакиваем в гостиницу герра Ветцеля, а затем на вокзал.
Бабаян – Господа вы идите, а мне нужно в администрации договориться, чтоб номер оставили за мной. Я приеду прямо на вокзал и возьму билеты на всех нас.
Коста– В таком случае встретимся прямо на перроне, поезд отходит в 11.15 по местному времени.


                Коста и Антон прощаются с Бабаяном и выходят. Уже
                выйдя на улицу Коста говорит–

Коста – Как видно наш наниматель человек дельный и понимает как с кем себя держать. Но мне непонятно почему он считает, что большевики в Закавказье не придут?

Антон – Неужели их приход в Закавказье так очевиден? А Врангель,англичане и так далее?
Коста – Дай Бог вашему теленку да волка съесть! Но верится мало.

Антон – Но Бабаян очевидно верит.
Коста – Блажен кто верует.


Рецензии