Часть Пятая - Домой!

Человек устроен так, что ему почти невозможно полюбить с первого взгляда нечто не совсем соответствующее и где-то даже чуждое его личной шкале - эстетики, представлений, взглядов и вкусов - всего того, что мы обобщающе именуем "мировоззрением". Конечно, оно обосновано и складывается не на пустом месте. Но очевидно и другое: разменяв пятый десяток, всё-таки, частично утрачиваешь первородный детский восторг от соприкосновения с Инаковым и Незнакомым.

Будем считать абзац выше неуклюжим адвокатствованием отсутствию глубокой любви автора этих путевых заметок к Макарьевску и Свияжску.

Вероятно, в эпоху наивного, но по-своему прекрасного неофитства (2003-2011 годы), когда я с неподдельным энтузиазмом (технически и творчески) помогал делать православную программу на Радио, мои субъективные ощущения от посещения Макарьевского женского монастыря были бы иными. Но с тех пор много воды утекло - и много чего произошло (в том числе, в сфере общественной деятельности нынешней РПЦ). Не стану заострять внимание на этих вопросах - скажу лишь о том, что Макарьевский монастырь - идеальное воплощение (как на макете) того общества, что жаждет возвести (точнее - выдрессировать) нынешняя когорта "избранных" от РПЦ. Сытый государственный статус, сокровенное, низведённое до уровня идеологии, ленивое богословствование, бесконечное обрядоверие, лубок, миф, подчёркнутое "благочестие" и елейный пафос в одинаковых проповедях.

Тут всё "вылизано" до безжизненности. Эта внешняя красота совершенно не трогает и не вызывает - ни трепета, ни отклика (а о внутреннем судить не мне). Пока туристы шушукаются - чьи это шикарнейшие хоромы рядом с монастырём (владыка? игумен? игуменья?) я тоскливо усмехаюсь и бреду дальше, вспоминая прекрасную утреннюю экскурсию в Нижнем и вчерашние Васюки (Козьмодемьянск) чуть ниже по Волге.

Свияжск чуть более располагает к себе - но и он мало напоминает веками выживающую вопреки российскую глубинку. Остров облюбован под элитные дома высокими чиновниками Татарстана с местом для вертолётной площадки. Именно здесь войско царя Иоанна совершило последнюю высадку, набравшись сил и провизии для победного похода на Казань.

И... странное дело. Аккуратные домики и хоромы, ухоженные и заасфальтированные улочки, два православных храма, прекрасные виды на Волгу. Но душа здесь не отдыхает и не радуется. Как-то пафосно и искусственно. Пытаюсь подобрать точные слова - и не могу. Думаю о том, что жизнь - это то, что происходит в куда более скромном Козьмодемьянске, посреди хибар, народных промыслов, весёлых детишек, едва заасфальтированных узких улочек и деревянной лесенки от причала. Как, впрочем, и вера...

А ещё - я впервые за 5 дней остро заскучал и хочу домой. К счастью, в родную Самару нас теперь гонит даже течение вниз по Волге. 

Последний вечер на теплоходе Александр Герцен (я, впрочем, именую его "Дункан") становится самым сентиментальным. Днём в видеозале привычно заседает закрытый Женский Клуб с психологом, а супруга в двадцатый раз по-доброму язвит - сходи, туда, наконец - ты быстро найдёшь общий язык и станешь своим :) Я включаю плэйер и слушаю:

И самой тёмной ночью, и самым светлым днём
Как хорошо иметь свой Дом...

А на обратном пути в Казани подсаживается прекрасный дуэт женщин за 60 (не поворачивается язык назвать их пенсионерками) - вокал + фортепианный аккомпанемент. После ужина - живой концерт народных песен и романсов, в том числе - на заказ публики.

"Парней так много холостых на улицах Саратова"...

Я вздрагиваю. Отклик из зала женской части теплохода на этот народный хит мощней и слаженней всех вокальных наложений группы Queen :)

Ближе к полуночи, когда началась бестолковая дискотека, одна из "бабушек" (виртуозно солировавшая на рояле) подошла ко мне, задумчиво созерцающем звёзды на палубе.

- А Вы, молодой человек, подпевали тихо и из вежливости - я видела. Ничего не заказывали. Впрочем, вашему поколению незнание тех песен простительно - дружелюбно произнесла она...

Я вдохнул волжский воздух в лёгкие и ответил:

- Вы знаете, те романсы, что я люблю - не теплоходный формат. Совсем.

- Например? - в её глазах блеснули искорки интереса.

- "Напрасные слова". "Две вечных подруги - любовь и разлука". Наконец, "Романс" Бродского.

Конечно, она их знает. Потому что взглянула на меня с уважением.

- Спасибо Вам за прекрасный концерт...


Утро. Проходим гордость технарей - два шлюза ГЭС. Дом уже совсем близко. Вероятно, морякам неплохо быть хоть немного поэтами, чтобы во внешне одинаковых пейзажах всякий раз открывать нечто новое. Но для меня всякая поэзия на время отмирает: родные места и очертания обоих берегов (от ГЭС до Сухой Самарки) я узнаЮ моментально-безошибочно, и они не приедаются никогда без всяких высоких строк. Близ Самары нет искусственных водохранилищ, плит и волнорезов - только естественный ландшафт.

Наверное, именно тут мне и хотелось бы встретить свои последние дни. И я прошу прощения у всех читателей субъективных путевых заметок за то, что осознал, уже дописывая финальный абзац. На самом деле, они получились не столько о путешествиях и открытиях, сколько о любви к родному Среднему Поволжью.

В Самаре никогда не будет (при моей жизни - точно) чебоксарской чистоты, нижегородских мостов и Кремля, казанского архитектурного пафоса. Качественных дорог, разветвлённого метро и стадиона (не на куличиках, а в доступной черте города). Много чего не будет, увы.

Но я (отчего-то) безумно рад родной дыре...

 

На фото: последняя остановка в Свияжске - и домой с полным пакетом впечатлений!


Рецензии