Хиппи или стиляги

Фотография. Встреча после десяти лет начала школы. Лето 1981 г.


   1 мая 2009 года добавил в сеть ВК фотографию нашей встречи одноклассников на десятилетие начала школы. Вот какой отклик на это получился.

   2 мая 2009 Антон Звягин
     – стиляги ;)

   2 мая 2009 Александр Морозов
     – Скорей хиппи. Да, причесон модный в то время.

   По правилам ведения переписки надо было ответить и как-то прокомментировать, и я написал следующее.

   10 мая 2009 Иван Шестаков
    – Под фразами «стиляги» и «хиппи» имелись в виду, наверно, причёски парней?
Если думать или представлять себе, что в то время было, как сейчас: что хочешь – то и носи, как нравится – так и одевайся, и никому дела нет, то всё было не так, даже прямо скажу – совсем не так. До твоего внешнего вида дело было всем: от октябрят-активистов до советских и партийных работников в лице, как минимум, завуча школы. Потому что внешний вид, как известно, – есть отражение твоего внутреннего мира, а внутренний мир борца коммунизма должен быть идеальным и незапятнанным. Отсюда все и напасти.
   Отступление. Помнится, я и сам был ярым активистом и участником в «промывании мозгов». Справедливости ради, хочется отметить, что молодых людей действительно надо опекать: и нас, когда мы были молодыми, и молодёжь теперь, и молодёжь в будущем. Но надо участвовать в их жизни, создавать условия и заинтересовывать, а не загонять с милицией под какие-то придуманные и не реальные рамки.
   Вернёмся к причёскам. Казалось бы, волосы растут быстро, но отрастают почему-то медленно, а тут мода на длинные причёски. Изюминкой было, чтобы волосы вились, всё равно куда и как – лишь бы не прямые сосульки. В баню ходили раз в неделю. За неделю волосы от грязи, у кого они вились – начинали распрямляться, а у кого не вились, конечно же, начинали скручиваться. Таким вот образом можно сказать, и регулировался поток посетителей общей бани (шутка).
   Мы с седьмого класса волосы отращивали, восьмой закончили, приехали в Согру в девятый класс – патлатые, как тогда мы сами о себе (вернее о волосах) говорили. А в девятом классе урок военной подготовки (военка), и ведёт его бывший директор школы, фронтовик – Аркадий Иванович Дунаев. Каждое занятие по военке начиналось с построения и осмотра внешнего вида учеников. Если посмотреть на парней из других мест: Согры, Паловы, Ламбаса, то все с аккуратными причёсками, а из Красной парни все патлатые. Расстаться с волосами – с детищем многолетнего труда, сил нет – уж лучше смерть!

   Думал, что этого комментария будет достаточно, но он вызвал отклик:
   «10 мая 2009 Александр Морозов
    – Да, Иван, суровые у вас были правила. У нас всё же попроще. Вообще-то даже не помню, чтобы кто-то запрещал носить, а вот то, что волосы грязные, тут в самый раз и могли, так сказать, пристыдить. Баня действительно раз в неделю, вечером в тазике мыли. А рассказ интересен, спору нет, и продолжения ждём. Народ согласен?» – и пришлось продолжить.

   10 мая 2009 Иван Шестаков
   – До смерти, разумеется, не дошло. С утра в интернате перед каждым занятием по военке открывался импровизированный салон причёсок. Чтобы не расстаться с волосами, их укладывали, зачесывали, заливали лаком для волос, словом, зализывали так, что зрительно волосы действительно становились короче, а главное, не лезли на белый воротничок рубашки. «Белый воротничок» не ради красного словца, здесь была задействована психология. Необычное явление, а точнее, закономерность, заметил Витька-Формула. Если рубашка не белая, то почему-то твои зализанные волосы не устраивали Аркадия Ивановича, и он отправлял тебя прямо с урока, приводить себя в порядок, то есть подстригаться. А вот если ты надел белую рубашку, да ещё и с галстуком, так это же совсем другое дело – внешний вид вместе с причёской был безупречен, и тебя ставили в пример. Казалось бы, вот оно спасение от бед – надевайте ребята белые рубашки, но…
   А белых рубашек было всего пара штук на весь интернат и на всех, желающих сохранить свои патлы, их не хватало. В то время в магазине не как сейчас, что хочешь, то и купишь, в то время был на всё дефицит, кстати, мы жили как раз в развитом социализме – я описываю события 1979…81 годов.
   Так мы промучились целый год и волосы всё же отстояли: на военку надевали белые рубашки, мастерили причёски под полубокс, а после урока распускали свои кудри, то есть «расставляли сети» для девчонок. Нам, парням, казалось, что только кудрявые патлы привлекают их, и если с ними расстаться, то никакой привлекательности для одноклассниц в тебе нет, что ты сразу выглядишь, как белая ворона – пошло и безобразно. Это сейчас, спустя годы, понимаешь какое это заблуждение – просто чушь настоящая.

   На этом пока (это ещё не всё) заканчиваю про причёски. Если интересно продолжу в следующий раз.

   Никто не откликнулся на это, но я продолжил.

   10 мая 2009 Иван Шестаков
   – Десятый класс начинался с тех же проблем по военке – мода на длинные волосы не проходила, а только усиливалась, приобретя очертания участников ВИА «Машина времени». Для нас с Петровичем это имело огромный смысл. Ведь участникам ВИА, пускай и школьного, играть на танцах и выступать на концертах аккуратно подстриженными это всё равно, что придти на партийное собрание без партбилета – внутреннее противоречие сущности и бытия. Каждодневные переговоры с Аркадием Ивановичем привели только к половинчатому успеху. Так как он сам хорошо играл на баяне, то мне, как баянисту, сделал исключение и разрешил носить длинные волосы в аккуратной причёске. Что это за «аккуратная причёска» не знаю, но одна белая рубашка освободилась. О бренчании же в школьном ансамбле и речи идти не могло – никаких поблажек. Девчонки повозмущались-повозмущались, но Петровича, как ударника-барабанщика, отстоять не удалось.
   К счастью для волос, Аркадий Иванович вскоре ушёл с военруков, уступив место Павлу Егоровичу.
   Надо заметить, что Горковская школа значительно демократичней Илешской. В Горковской не было мощного прессинга идеологии: с большинством учителей можно было поговорить, так сказать, на равных и главное, без назидательного тона с их стороны. Таким учителем и был Павел Егорович. Ведь главное в учениках – стремление стать внутренне лучше, а не внешне. Придя к нам на одну из репетиций и послушав, как мы играем, Павел Егорович заметил это стремление и на следующем очередном уроке военки сделал нам замечание о длине волос в надежде, что мы начнём сопротивляться. Мы, конечно же, начали. К нам присоединились девчонки, и Павел Егорович в присутствии всего класса сделал для нас с Петровичем исключение, взяв с остальных ребят слово, что все они приведут причёски в порядок. Разумеется, держа в кармане фигу, ребята это слово дали. Вот таким образом наши кудри, а вскоре и кудри одноклассников приобрели легальное положение. Эти кудри и можно увидеть на фотографии, как раз после окончания 10 класса. А уже 25 августа я был подстрижен наголо, так как стал курсантом Егорьевского авиационно-техничского училища гражданской авиации – там байки про моду не проходили.

   К рассказу надо относиться как к субъективному описанию событий с элементами выдумки. Так про грязные волосы, конечно, выдумка.

   А через несколько лет пришёл отклик, на который я почему-то не ответил:
   4 июл 2011 Антон Звягин
    – может снова отрастите? ))) (элемент выдумки)

   На этом конец истории с фотографией, выложенной в сеть ВК.


Рецензии