Введение-День географа
Желание стать географом в конце XX века у большинства людей вызывало недоумение, и человек, избравший эту стезю, вряд ли мог считаться умным. Взрослые, спрашивая: «кем ты хочешь стать», снисходительно улыбаются услышав ответ: «Географом! – Это пройдет»!
Христофора Колумба и Николая Пржевальского звали в экспедиции неоткрытые земли, которые в их времена существовали. Имена этих людей навек вошли в мировую историю, а портреты и барельефы заняли достойное место на стенах и пыльных шкафах музеев. Что же заставляет в наше время идти в географию «наследников Пржевальского»?
Когда я начинал писать географический дневник мне постоянно приходил в голову вопрос: зачем? Приятно выхватить отдельные моменты своей жизни, запечатлеть на бумаге один из лучших периодов жизни – молодость.
Период… Не живое слово – термин. Но за ним действительно стоит многое. Ты оставляешь на бумаге простые слова, но изредка заглядывая в них, ты становишься свидетелем удивительного превращения. Сухие строчки полевых заметок оборачиваются живыми образами минувшего. Нахлынувшие воспоминания вызывают из глубин сознания эмоции… И вот ты уже снова переживаешь жаркое крымское лето 1996-го, снежный март 1998-го на Карельском перешейке… Перед глазами встают лица друзей и знакомых далекой юности.
Со временем страницы дневника жизни перелистываются всё быстрее, образы людей меняются, как и ценность событий, превращая в калейдоскоп лица и годы, стирая в памяти мелочи.
Погружаясь в бездонный океан информации наступающего времени, личные впечатления растворяются в нём… и уже невозможно прочертить границу между реальностью и воображением автора. Между существующими людьми и образами…
С-Петербург, 2016
Введение
Вот и наступила старость… Нет–нет! Не та старость, которая приходит к каждому прошедшему жизненный путь, полный бурь и невзгод. Пришла старость студенческая. Смею утверждать – есть и такая!
Что такое старость, кроме физиологических изменений в организме? Зрелость, жизненный опыт. Взгляд на события и вещи сформировался. Жизненная активность снижена и стабильна – период жизненного поиска и беспокойства души пройден, и нет больше того жара исканий себя в этом мире – эти этапы пройдены.
Особенно отчётливо течение времени видно в общежитии. Одно поколение студентов сменяет другое: пятый курс исчезает, его место занимает первый курс. Как правило, чем старше курс, тем меньше от него шума. С годами всё слабее узы родительской опеки и всё чаще приходится самому заниматься поиском средств к существованию. Всё сложнее смотреть на жизнь беззаботным взглядом первокурсников. Не вернуть и новизну впечатлений, отличающей их взгляд на жизнь от взгляда выпускника. Вот уже почти и не осталось знакомых лиц. И, кажется, даже стены общежития шепчут: твоё время прошло.
В последнее время замечаю за собой черту свойственную старикам – ворчливость! Глядя на резвящуюся «молодежь» - студентов 1–2 курса – так и хочется сказать: «Бешеные какие-то… мы были не такие!», «Вот в наше время…». Но вслух я этого не произношу, всё-таки совсем недавно я и сам был таким.
Недавно? Или всё-таки это было давно?
Тёплое солнечное лето 1994 года. Красивый и нарядный город Петра встречает Игры Доброй воли и тысячи абитуриентов. Вчерашних школьников приехавших из других городов испытать студенческого счастья в северной столице России. Среди прибывших из Карелии – я. Моя мечта сбылась – я стал студентом Петербургского Университета. Какого? Разумеется Государственного! Уже давно я хотел стать студентом географического факультета. Дальние страны, неисследованные земли, экзотические пейзажи – всё это манило меня с детства. Но, увы, романтика ныне не в почёте. Пообщавшись со своими однокурсниками убедился, что многих из них привело на факультет вовсе не «щемящее чувство дороги».
Прошло пять лет. В общении со студентами разных факультетов и ВУЗов я убедился в существовании понятий: «дух факультета», «дух университета». Стены, в которых размещается ВУЗ, преподавательский состав, студенты разных курсов – всё это создаёт уникальное сочетание поведения и взглядов на жизнь, которое отличает студентов этого университета от других. И год за годом шлифуются в студентах качества присущие своему учебному заведению.
В моих товарищах существенней стала доля романтики. Во мне прагматики и реализма.
Я люблю свой факультет! И если бы мне предложили начать этот этап жизни заново – начал бы его так же!
Факультет вызывает у меня гордость. Нет – конечно, я уважаю и другие факультеты, как иначе? Уважая других – мы уважаем себя!
Представители каждой науки смотрят на мир через призму своих идей. Но мы же университетские – «universe», мы обязаны смотреть на мир вселенским масштабом. И география – «geography» - хорошо соответствует «universe».
Университет – основа основ! И для географов тоже, хотя в начале XX века это был отдельный, первый в мире географический институт. Именно Университет позволяет гордиться званием студента. В наше время студенты не относятся к элите, как это было до революции, а студенческие льготы урезаны до невозможного. И всё же имя и статус, приобретённые университетом за десятки лет его существования, наряду с планкой вступительных экзаменов, позволяют гордиться местом своей учёбы.
Только имея высокий уровень амбиций и соответствующий уровень школьных знаний ты решишься поступать в Университет. Во многом благодаря этому в стенах Университета оказывается особая категория людей.
К окончанию Университета становится ясно и другое: здесь ты научишься только тому, чему захочешь. Если ты уверен, что можешь научиться только тому, как сдавать экзамены и через день забывать предмет, то будь уверен – этому и научишься. Но если ты хочешь постигнуть науку – то будь уверен – это то самое место и ты не пожалеешь о выборе.
Я – географ, но я не застал дальних экспедиций – мираж далёких экзотических стран растаял ещё на первом курсе, и всё-таки я был на полевых практиках.
В памяти остались первые учебные практики на базах в Саблино и в Кузнечном. Это не просто наименования населённых пунктов, где размещаются учебные базы факультета. В этих словах – объединяющее начало, формирующее «полевиков» (географов, геологов и биологов).
Здесь вдали от городского шума, на лоне природы, где жизнь протекает по другим законам, происходит становление студенческого братства.
Здесь развиваются связи не только между курсами, но и между кафедрами, между факультетами.
Здесь в условиях непривычных большинству горожан, проявляются истинные качества – дружба, честность, любовь… - искренность их здесь намного выше, чем в городских джунглях. И именно эти романтичные годы остаются в памяти навсегда…
С-Пб, 2017
Свидетельство о публикации №217091502071