Знакомство

ЗНАКОМСТВО
Мы с моим старинным приятелем Юркой сидели на кухне моей пока еще холостяцкой квартиры. За окном сгущались летние сумерки, а перед нами на столе располагалась початая бутылка коньяка и две тарелочки, на одной из которых были разбросаны дольки горького шоколада, а на другой, аккуратными кружочками располагался нарезанный лимон.
- Как же так, Темыч? – тяжело вздохнул мой друг: - Поверить не могу. Грустную новость ты мне сообщил.
- Да, Юрка, я и сам долго поверить не мог в то, что бабушки Маруси больше нет, - взглянул я на темные тени за стеклом: - Так все неожиданно получилось. Поехал в деревню вместе с Ольгой, чтобы их познакомить, а узнал такую вот неприятную новость.
- Вот как вышло, - отозвался приятель: - Заехал к тебе по пути в командировку, а ты огорошил меня таким сообщением. Ну, давай, - поднял он рюмку с темно-янтарной жидкостью: - За добрую память хорошего человека.
Мы, не чокаясь, пригубили коньяк, и я, вернув стопку обратно на стол, поинтересовался: - Юрка, а ты помнишь, как все начиналось? Это ведь благодаря тебе я познакомился с бабушкой Марусей. Даже представить себе не могу, сколько бы всего интересного прошло мимо меня, если бы я в тот день отказался от твоего приглашения. Я ведь и на самом деле мог бы ни когда не узнать ее.
- Конечно, помню, Темыч. Помню, так, как будто это было вчера, - мой друг задумчиво водил пальцем по ободку рюмки.
 
Семь лет тому назад в самый первый день своего очередного отпуска, я носился по квартире, пытаясь собрать все свои вещи, которые могли бы мне пригодиться для сплава по реке. Именно этим занятием я вместе со своими приятелями решил заняться в ближайшие несколько дней. 
В самый разгар поисков дождевика, в дверь позвонили. Решив, что за мной уже приехали, я громко крикнул с балкона: - Иду! Иду! Сейчас!
Так и не обнаружив злополучной одежды от непогоды, я прошел через комнату и открыл входную дверь.
- Юрка! ЗдорОво! – обрадованно произнес я, увидев на пороге хорошо загоревшего парня: - Давай, входи, - я пропустил его в квартиру.
- Привет, Темыч. Что у тебя здесь происходит? Ты переезжаешь? – поинтересовался друг, окинув взглядом прихожую.
- Да, нет, слава Богу, - закрывая дверь, и поворачиваясь лицом к Юрке, ответил я: - Я с сегодняшнего дня в отпуске. Решили с друзьями отправиться в сплав по реке. Пытаюсь вот собраться.
- Счастливчик, - усмехнулся приятель: - А у меня все наоборот. Догуливаю последние дни. Только что вернулся  с Югов.
Я не успел ни чего ответить, поскольку внезапно зазвонил мой сотовый.
- Сейчас, секунду, - обратился я к Юрке, и схватив трубку, коротко бросил: - Алло.
Некоторое время я стоял посреди прихожей, молча выслушивая сообщение собеседника, а потом разочарованно проговорил: - Я понял, спасибо, что позвонил.
- Что случилось? – поинтересовался приятель, после того, как я отключил связь: - Ты прямо в лице весь переменился.
- Поездка отменяется. Павел, наш идейный предводитель сломал ногу и загремел в больницу, а кроме него возглавлять такой поход никто не берется, - признался я другу, и побрел в сторону комнаты.
- Темыч, да ладно, чего ты нос-то повесил? – последовал за мной Юрка: - Весь отпуск впереди. Найдешь еще, чем себя занять.
- Да я просто так рассчитывал на эту поездку. Готовился к ней почти полгода. Дождевик даже купил. Правда, найти его не могу, - забубнил я, присаживаясь на диван.
- Слушай, - присев рядом со мной, произнес мой друг: - А у меня тут идея появилась. Я знаю, куда тебе стоит скататься с пользой для дела.
- Да, ладно, Юрка, - махнул я рукой: - Зачем тебе мои проблемы? Пойдем лучше чайку попьем, или чего покрепче, с горя.
- Да, нет, я серьезно, - не сдавался приятель: - Ты же грибы собирать любишь. С удочкой не прочь посидеть на берегу. Правда, ведь? Я ни чего не путаю?
- Ну, люблю, - согласно кивнул я.
- Это место, как раз для тебя, - безапелляционно заявил Юрка: - Вот увидишь! Там такие леса. А речек вообще сразу две.
- И где такое чудо? – начал проявлять я неподдельный интерес.
- Часов шесть езды, - ответил приятель: - Но попадаешь, как будто в другой мир. Это деревня. Я сам случайно туда попал. Проезжал мимо с коллегой, он меня и познакомил с местной старушкой. Она дом сдает летом. Любому постояльцу рада. А бабка мировая. Столько всего понарассказать может. Заслушаешься.
- Деревня? – скривился я: - И что я там делать буду? Скука, наверное, смертная. Коровы, да куры. Я житель городской, ты же знаешь. 
- А как же лес и реки? – напомнил мой друг: - Сам рассказывал, что любишь на выходных сгонять куда-нибудь за город.
- Это хобби. А жить пару недель у какой-то старушки. Не знаю, мне кажется, это уже перебор, - продолжал я упрямиться.
- А ты попробуй. Да и кто тебя заставляет проводить там весь отпуск? Поживешь пару дней, не понравится, вернешься обратно в свою душную и пыльную квартиру. Темыч, я даже готов сам лично отвезти тебя туда. С удовольствием снова встречусь с бабушкой Марусей, - воодушевленно произнес Юрка.
Глядя на его запал, я с сомнением в голосе произнес: - Ну, ладно. Попробовать-то можно. Все равно у меня других вариантов нет.
- Вот и отлично! – вскочил с дивана мой друг: - Тогда собирайся и поехали. Я как раз на машине, - он всегда был легким на подъем.
- Может все-таки чаю? – вспомнил я о правилах гостеприимства.
В этот самый момент, неизвестно по какой причине, открылась верхняя дверца стенки, и с полки на пол вывалился потерянный мной дождевик.
Юрка весело посмотрел в мою строну, в его глазах плясал озорной огонек.
 
Через пять с небольшим часов мы с другом свернули с трассы на второстепенную дорогу и автомобиль приятеля затрясся по ухабистой дороге.
На небо набежали хмурые тучи и полил противный частый дождь.
- Вот и погода даже испортилась, - проворчал я, вглядываясь в пейзаж за окном. Впереди показались деревенские избы, пространство до которых представляло собой засеянное пшеницей поле. За избами просматривался плотный вековой лес.
- Ни чего, - оптимистично отозвался приятель: - Скоро тебя и обогреют, и напоят, и накормят, и в баньку отправят. 
- Прямо чувствую, как попал в сказку, - помотал я головой.
- Как знать, Темыч, возможно, это не так уж и далеко от истины, как ты думаешь, - загадочно улыбаясь, проговорил Юрка.
Я внимательно посмотрел на друга, пытаясь понять, что именно он имеет в виду, а затем, перевел скучающий взгляд за окно со своей стороны. Мы как раз проезжали старый давно не крашеный мост через речку.
Спустя три минуты мой приятель припарковал свою машину у небольшого дома. Сквозь струи дождя, стекающие с ветрового стекла я сумел разглядеть палисадник, окруженный ровным забором, в котором, склонившись почти к самому крыльцу, росло какое-то дерево. 
- Приехали, - констатировал Юрка, пару раз надавив на клаксон, и выключив двигатель.
- Живописное местечко, - вздохнул я, потянувшись за дождевиком, который лежал сверху в моей дорожной сумке, расположившейся на заднем сиденье.
Вытащив свой немногочисленный багаж из автомобиля, я с другом взбежал на уютное крыльцо. Приятель перегнулся через перила со стороны развесистого дерева, оказавшемся при ближайшем рассмотрении яблоней, с веток которой свешивались разноцветные плоды, умытые крупными каплями непрекращающегося дождя, и громко постучал в окно.
- Это, видимо, вместо звонка, - усмехнулся я, наблюдая за Юркиными действиями.
- Здесь все проще, - улыбнулся он мне в ответ.
Совсем скоро до моего слуха из недр дома донесся звук открывающейся двери, а затем последовали негромкие шаркающие шаги.
- Кто тама?! – вскоре поинтересовался старушечий голос.
- Бабушка Маруся, это я Юра! – громко ответил мой друг.
- Сейчас, Юра, сейчас, - донеслось из-за толстой деревянной двери, и кто-то принялся отпирать засов.
Наконец дверь распахнулась, и я увидел аккуратную старушку небольшого роста. На ее голове красовался белоснежный платок в синий цветочек, а одета она была в разноцветный халат, поверх которого на поясе был повязан передник.
- Добрый день! – поздоровался  с бабушкой приятель: - Не забыли еще про меня?
- Как же, касатик – ласково улыбнулась старушка: - Помню. Память пока не подводит. А я смотрю, знакомца ты своего ко мне привез, - кивнула она в мою сторону.
- Так точно, бабушка. Его Артемом зовут. Вот, на постой к вам напросился, - не моргнув глазом соврал Юрка.
Я, несколько опешив от такой откровенной лжи, перевел укоризненный взгляд со старушки на моего друга.
- Артемка, стало быть, - утвердительно кивнула бабушка, по шире распахивая входную дверь: - Ну, проходите, гости дорогие. Чего ж на пороге-то топтаться.
 Приятель с готовностью вошел в дом следом за удаляющейся вглубь помещения старушкой. Я же замешкался  у порога, поднимая с пола свои сумки.
- Ну, ты чего там? Уснул что ли? – шепотом поинтересовался Юрка, возвращаясь обратно: - Давай сюда, половину своего багажа, - протянул он руку: - Помогу по-приятельски.
Я машинально вытянул вперед руку, в которой находилась дорожная сумка, и в ту же секунду до моего слуха донесся недовольный голос бабушки Маруси: - Чтой-то вы удумали? Кто ж это вещи через порог передает? Греха на вас нет!
- Извините, - неосознанно я, так и не передав поклажу своему другу, отдернул руку обратно: - А почему нельзя? – в ту же секунду взыграло во мне любопытство.
- Юра, - укоризненно погрозила пальцем старушка моему приятелю: - Тебе-то уж я, поди, сказывала? Али нет еще?
Старомодная манера общения хозяйки дома начинала мне нравиться.
- Простите, бабушка Маруся, запамятовал, - на ее же манер отозвался Юрка.
- Молодой еще, запамятовать-то, - проворчала старушка: - Порог, это граница между домом и чужой землей, - посмотрев на меня, объяснила хозяйка: - Нельзя передавать через него вещи, а еще здороваться и сидеть на нем. Не  к добру это. Беду накликать можно. Или впустить в дом гостя незваного.
- Какого гостя? – войдя, наконец, в дом и закрыв за собой дверь, поинтересовался я.
- Много их тама шастает. Всех и не счесть, - махнула сухенькой ручкой бабушка Маруся, и вошла в комнату, расположенную за оббитой клеенкой дверью.
Мой друг поспешил следом за ней.
Я же на несколько секунд задержался, для того, чтобы осмотреться вокруг. Как оказалось, я находился в классических русских сенях. В просторном помещении, где присутствовал деревянный стол, располагающийся у дальней стены, старенький холодильник выпуска пятидесятых годов прошлого века, длинная скамейка, а также всякая бытовая мелочь: железные  ведра и тазики, коробки со стиральным порошком, несколько пар обуви, включая калоши и сапоги, трехлитровые банки и прочий скарб. На вешалках висели фуфайки, куртки и даже овечий тулуп. В сенях также имелось четыре двери, включая ту, через которую мы вошли в дом. Оставив сумки в деревенской прихожей, я поспешил следом за приятелем и бабушкой Марусей.
Светлая комната, в которой я очутился резко контрастировала с тем помещением, которое я только что покинул. Огромное количество окон, убранных светлыми занавесками придавали комнате особый уют. Я отметил про себя скромную обстановку жилого помещения. Стол, стоящий почти посередине, кровать, на которой уютно устроилась хозяйка дома, диван, который облюбовал Юрка и старенький посудный шкаф с комодом, где стоял такой же старый телевизор. На стенах находился маленький отрывной календарь, мирно тикающие часы и рамка с фотографиями. В дальнем левом углу среди икон едва заметным огоньком, светилась лампадка.
- Ну, проходи, гость дорогой, Артемка, - радушно указала в сторону дивана старушка: - Знакомиться будем. Я, стало быть, бабушка Маруся.
- Очень приятно, - я прошел в указанном направлении и устроился рядом с приятелем.
- Чем заниматься любишь? – поинтересовалась старушка, не сводя с меня взгляд.
- Он у нас грибник знатный, - ответил за меня мой друг: - В лес попадет, за уши оттуда не вытащишь.
- Это хорошо, - одобрительно кивнула хозяйка: - Природу, стало быть, любишь. Подружимся, значит. А с этим делом у тебя как? – она залихвацки щелкнула себя по шее.
- Все  в порядке, - снова заговорил вместо меня Юрка: - Употребляет только по праздникам.
- Вот и ладно, - обрадовалась старушка: - Я сама жуть как это дело не одобряю. Стало быть, найдем мы с тобой общий язык. Только молчалив уж больно. Чего сам-то не сказываешь? Все Юра за тебя говорит.
- Стесняется, - засмеялся в ответ приятель.
- Ни чего не стесняюсь. Ты мне слова вставить не даешь, - огрызнулся я на друга.
- А вот и Мишка пришел с тобой познакомиться, - моментально прекратила нашу перепалку хозяйка.
Я бросил взгляд на дверь, решив, что Мишка это какой-нибудь родственник бабушки Маруси. Но дверь оказалась запертой, а в комнате кроме нас троих никого больше не было. Я вопросительно посмотрел на Юрку, который добродушно кивнул в сторону небольшой кухоньки. Из-под занавески, разделяющей два помещения, выглядывала белоснежная кошачья голова.
- Мишка, это кот? – на всякий случай уточнил я.
- Он самый, - похлопала ладонью по углу своей кровати старушка.
Кот Мишка, издав утробное урчание, подбежал к ногам хозяйки и запрыгнул на указанное ей место. Бабушка Маруся ласково потрепала Мишку за ухом, а он тут же принялся сладко мурлыкать.
- Смотри, Мишка, это Артемка. Он поживет с нами некоторое время, - объяснила коту старушка: - Кстати, ты надолго к нам наехал? – поинтересовалась она у меня.
- Поживу несколько дней, а понравится, останусь на недельку-другую, если разрешите, - неожиданно для самого себя ответил я.
- Чего же, не разрешить? Смотрю, человек ты хороший. Гости, сколько душе угодно будет, - разрешила хозяйка.
Полчаса спустя мы уютно расположились за столом. Бабушка Маруся угостила нас ароматным чаем собственного производства, к которому прилагались оладьи со смородиновым вареньем. За неторопливым разговором мы засиделись до позднего вечера, после чего старушка отправила нас спать в комнату с непривычным для меня названием клеть. Комната находилась за дверью с небольшим порогом в сенях. Стены комнаты были обклеены пожелтевшими газетными листами, а обстановка оказалась более чем спартанской. Я устроился на ночлег в просторной кровати, а Юрка уснул на диванчике с круглыми ручками-подушками.
По какой-то причине я проснулся поздней ночью. Из окна на меня смотрел тонкий месяц, окруженный звездами. Дождь прекратился, и полную тишину нарушал только скрежет и попискивание мышки на чердаке.
«А, может быть, мне здесь и понравится», - посетила меня неожиданная мысль перед тем, как я вновь погрузился в крепкий сон.
Наутро мой приятель сел в машину, и укатил обратно в город.
Мы с бабушкой Марусей проводили его, выйдя на крыльцо. В воздухе пахло свежестью и витали цветочные ароматы. День обещал быть теплым и ясным.
- Ну, что ж, Артемка, пойдем, познакомлю тебя со своим хозяйством, - предложила мне старушка, едва автомобиль друга скрылся из вида.
- А оно у вас большое? – удивился я. Мне показалось странным, что бабушка Маруся в ее-то годы вообще в силах содержать какое бы-то ни было хозяйство.
- Огородик есть, банька, - начала перечислять хозяйка: - А из живых душ, окромя Мишки, Лизка имеется, коза моя, а еще петушок с курями да цыплятами, - она не спеша направилась в сторону сеней. 
Слушая ее неторопливую и плавную речь, я направился за ней следом, уже в этот самый момент ни на секунду не сомневаясь, что здесь мне очень даже понравится.
 
- Спасибо тебе, Юрка, - искренне поблагодарил я своего друга.
- За что? – не понял приятель, вынырнув из своих воспоминаний, и отстранив палец от рюмки.
- За знакомство с бабушкой Марусей. Если бы не ты, я бы ни когда не узнал о ее существовании, - уточнил я.
- Хорошим она была человеком. С любым могла общий язык найти, - вздохнул мой друг.
- А сколько всего знала, и в памяти хранила, - добавил я.
- Ну, давай, еще по маленькой, - предложил Юрка, наполняя стопки коньяком из бутылки: - Хоть и не приветствовала она это дело, но, думаю, что не в обиде за нас будет. По-хорошему, ведь поминаем бабушку Марусю.
За окном моей квартиры наступила настоящая ночь, а мы с Юркой так и продолжали свой разговор о нашей хозяйке, вспоминая ее добрым словом. 


Рецензии