Случайное. продолжение

«Я не джентльмен…» предупреждает Набоков в «Лолите». Я не специалист в области литературы, я обычный технарь, предупреждаю я. И, тем не менее, поскольку меня страшно задела тема декадентства, на которую меня вынесло знакомство с Верленом, я осмеливаюсь говорить о нём – о декадентстве (страшно даже об этом помыслить, но тем не менее…)
Слегка познакомившись с творчеством Верлена, с его биографией, пробежавши по «Наоборот» Гюисманса, просмотрев ужаснейшие фильмы «Зелёный слоник» и «За Маркса», а также «Про уродов и людей», которые якобы относят к неодекадентству, из меня вырывается следующее.
Конечно же, творчество декадентов возникало и возникает на стыке эпох. Конечно, это творчество утончённых аристократов. Конечно, это уход от реальности и подключение местицизма. Но это правдивое и реальное явление. Создатели этих произведений реально на своём духовном опыте испытали эту неизбежность перехода от стройного, но уже застоявшегося течения к новым , безусловно разрушающим прежние ценности, течениям. Причём авторы – истинные аристократы духа. Их дух действительно выходит за рамки схоластической морали и стремится проявить себя в реальности. Зная, что в мире нет подходящих слов для выражения этих  духовных  сгустков, они саркастически, страдая от безвыходности, начинают использовать неблаговидную лексику и привлекают для этого не принятые к использованию в культурной жизни модели сознания. Это тонкое лавирование между наивысше духовным и мерзостно греховным, эта тончайшая грань между невидимым, но реально существующим, и всё же, в силу невидимости, неизбежно мистическим,  и между тёмным, постыдным, и потому скрывающим себя, греховным, эти творцы осуществляют лишь с одной единственной целью – не потерять, не растоптать истинную любовь, которая Господь есть. Если рассматривать их биографии, то все они в конце жизни полностью отходят от всякого сомнения и входят в истинно духовный религиозный мир. Такое искусство не для всех. Там только просвещённый понимает просвещённого. Взбудоражив же греховную стыдливо скрываемую человеческую склонность, они оставляют за собой след, по которому устремляется всяческая душевная мерзость непросвещённого человека. И трудно становится человеку распознать: так всё же  разврат это и сигнал к вседозволенности, или же это самые высшие стороны истинно религиозного аскетизма.
Особенно это распознание затруднено на нашей русской почве. Русский человек чист и прост. Ему не свойственны замысловатые искания истин. Видя и понимая это, Троцкий, а вторя ему, и Горький клеймят это искусство, как впрочем, и всякую религию вообще, называя её мракобесием, и отрекаются от него, как не достойного для советского общества. Если же вглядеться более внимательно, то можно увидеть очень яркие черты декадентства в творчестве Чехова. То же видение неизбежности, та же боль о неотвратимой потере и растаптывании лучших аристократических традиций. Та же попытка выразить невыразимое, но в рамках (!). Чехов знает русского мужика и любит его. Поэтому непросвещённый не находит в его творениях следа вседозволенности и просто не понимает его.
Но, тем не менее, меняются взгляды, меняются эпохи, и советскому строю тоже приходит конец. И снова брожение, и снова проявление духа. Вот тут-то и становится важным умение отделять котлеты от мух.
Наш теперешний министр культуры призывает: пусть каждый школьник, правда оговаривается, старших классов, посмотрит фильм «Зелёный слоник». Я посмотрела и глубоко убеждена, что каждому школьнику это совсем не обязательно. Взрослому-то и то не каждому это нужно.
Светлана Баскова – художник и кинорежиссёр новатор. «Зелёный слоник» снимали где-то в подвале, актёры работали бесплатно. Но этот фильм был показан на многих фестивалях и даже премирован. Мы все не маленькие и понимаем, если снятый в подвалах бесплатный фильм пошёл на большую сцену, то тут не обошлось без одобрения, а может быть даже без прямой указки правительства.
И это одобрено и считается декадентством. И это не правда.
В фильмах Басковой «Зелёный слоник» и «За Маркса» нет правды. Ситуация с ребятами, попавшими «на губу», хоть и намекает на неизбежность для желающих жить и выжить, как единственное средство, употреблять свое г…, а для непокоряющихся – распятие, но намёк этот слишком груб, слишком антиаристократичен. То же самое в фильме «За Маркса». Понятно, что образы руководителей представлены гротескно, но явно чересчур. В этих фильмах нет декадентского просвещения, декадентского страдания. И самое главное в них нет любви, всепобеждающей, всепрощающей, которая в произведениях декадентов является основой.
Так что, не каждую чернуху можно считать произведением искусства. Гротескность, высказывание невысказываемого - это великое мастерство. Им сложно овладеть, снимая неоплачиваемые фильмы по подвалам.


Рецензии