11. Невский проспект

После многочисленных телевизионных трансляций с площадей, на которых собирались противники различных правительств, ни у кого не возникает сомнения, что для победы над грабительскими и кровавыми режимами достаточно выбрать правильную декорацию и пригласить корреспондентов, желательно - иностранных. При хорошем освещении никто не усомнится в правоте протестующих, а полицейские будут лишний раз подтверждать свою брутальность и нечистоплотность начальства. В Петрограде 1917 года такие сценарии были бесполезны и не только в силу отсутствия цифровых камер и мобильных телефонов.

Питерские демонстранты не собирались топтаться на месте в ожидании, что кто-то признает их правоту. Во-первых, требования демонстрантов должно было выполнять уже другое правительство в совсем другой политической системе. Во-вторых, участники протестов не ждали никаких поблажек от полиции, которая разгоняла любую группу митингующих. В-третьих, корреспонденты из стран Антанты не были заинтересованы в ослаблении своего союзника и не заботились о соответствии полицейской шашки европейским ценностям. И наконец, на улице было холодно и сыро, что совсем не располагало к бесконечным митингам.

Высшие органы государственной власти России в основном назначались царем и ему подчинялись, и требовать от них каких-либо перемен было бессмысленно. А царь, находившийся в могилёвской Ставке, не шёл на уступки даже приближенным. К протестам могла прислушаться весьма умеренная Государственная Дума, но без властных полномочий этот орган не представлял никакой силы. Некоторые из думцев надеялись на то, что массовая демонстрация у стен Думы усилит влияние безвластного органа или хотя бы Прогрессивного блока, состоявшего из кадетов, октябристов и прогрессистов. Но на призыв поддержать законодателей откликнулось меньшинство.

Основная масса демонстрантов собиралась на главной улице столицы - Невском проспекте. Это не было похоже на современное "дефиле" с "селфи", полицейским эскортом и рамами металлодетекторов. Едва построившиеся колонны тут же разгонялись полицией, после чего люди собирались вновь на ещё свободном участке улицы. Количество демонстрантов росло по мере расширения забастовок. 24 февраля 1917 года в Петрограде бастовало от 150 до 200 тысяч рабочих. На улицах все чаще звучала "Рабочая Марсельеза", а над колоннами поднимали красные флаги. 25 февраля по официальным данным бастовало 240 тысяч рабочих. Стачка превратилась в общегородскую и могла перекинуться на другие города.

26 февраля М.М.Пришвин записал в дневнике: "Фабриканты говорят, что забастовка не экономическая, а политическая. А рабочие требуют только хлеб. Фабриканты правы. Вся политика и государственность теперь выражаются одним словом "хлеб". Как вначале вся жизнь государства была в слове "война!", так теперь в слове "хлеб!". Так что историк первую часть эпохи назовет Война и вторую Хлеб."

Столкновения с полицией становились жёще. То и дело городовые били демонстрантов, а те пытались забрасывать стражей порядка камнями, попутно круша витрины магазинов и стекла трамваев. Уже прозвучали отдельные выстрелы, и общее настроение питерцев свидетельствовало, что единичными жертвами дело не ограничится. Наблюдая за нарастанием кризиса, лидер столичных большевиков А.Г.Шляпников отказался от встреч с левыми думцами Чхеидзе и Керенским. Теперь все решалось не в кулуарах, а на Невском проспекте и других улицах Петрограда.

                Список литературы.

1. Д.Л.Каптарь. "Хлебный бунт" в феврале 1917 года как прообраз "Цветной революции". Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 50-57.

2. М.С.Чудакова. Правоохранительные органы России (февраль-октябрь 1917 года). Тамбов. Грамота, 2011. № 6 (12). В 3-х частях. Ч. I. C. 221-224.

3. Февральская революция глазами градоначальника А.П.Балка. Историко-документальный альманах "Русское прошлое". Книга 1. Л., Свелен, 1991. С. 7-72.

4. Телеграмма главного начальника Петроградского военного округа генерала Хабалова начальнику штаба верховного главнокомандующего генералу Алексееву 25 февраля 1917 г. No 486. Красный архив. 1927. № 2 (21). С. 4.

5. К.И.Глобачев. Правда о русской революции: Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М. РОССПЭН. 2009. 519 с.

6. Р.Ш.Ганелин. 25 февраля 1917 года в Петрограде. Вопросы истории. 1998. № 7. С. 94-109.

7. Д.В.Философов. Дневник (17 января – 30 марта 1917). Звезда. 1992. № 1. С. 197.

8. М.М.Пришвин. Дневники 1914-1917. СПб. Издательство "Росток". 2007. С. 367-368.

9. Из воспоминаний полковника Д.Ходнева. ГАРФ. Ф. 5881. Оп. 1. Д. 528. Л. 1–72. Автограф.

10. Г.М.Катков. Февральская  революция. М. Русский путь. 1997. 419 с.


Рецензии