Миха-граф

Получить письмо здесь, в глухом таёжном лагере для зеков,- настоящий праздник.Тяжелая ежедневная работа на лесоповале изматывала до предела физические силы заключенных. А письма были отдушиной, лучиком солнца из свободной жизни. Вот и Для Михаила Богданова сегодня такой день. Только письмо это не столько обрадовало, сколько принесло в сердце неодолимую боль и грусть.
«Мишенька, слаба я совсем стала и немощна, - писала мать. - Вот уже две недели нет сил подняться с постели. Спасибо, соседи за мной ухаживают: чай вскипятят, в комнате подметут, постель поправят. Два приступа сердечных случилось со мной, а докторов поблизости нет. Чуть не покинула мир земной. Сердце моё износилось и истосковалось, все думаю о тебе. Только б увидеть тебя, поговорить, там и умирать не страшно»
Трижды прочитал Михаил это коротенькое письмо, написанное корявым почерком дрожащей, неуверенной рукой матери. И сердце его сжало точно железными клещами. Нет у Михаила ни братьев, ни сестер. Отец погиб на фронте, когда Мише было всего четыре года. На белом свете их осталось двое: больная мать и он - зек.
...В эту ночь Михаил так не смог заснуть. В голове бушевали мысли. Что делать? Так и лежал с широко открытыми глазами до той поры, пока не зазвенел рельс, звук которого означал подъем для заключенных. Через полчаса на работу. Ни с кем Михаил не поделился своими мыслями и планами. Друзья-зеки, почуяв неладное, пытались расспросить его о причинах. Но он отмалчивался, ссылавшись на сильную головную боль.
"А вечером, во время поверки, объявили: из лагеря совершен побег, вернее два, не связанных один с другим. Ушел Иван Бойко, у
которого срок был 12 лет. И другой - Михаил Богданов, известный в лагере под кличкой Миха-граф. Он отсидел лагерях тринадцать лет, и оставалось ему до освобождения чуть больше года. Странным оказалось то, что в почтовом ящике лагеря обнаружили письмо следующего содержания: « Начальнику лагеря гражданину Провотворову. Ухожу по очень важному делу. Вернусь через месяц.
Миха-граф»
Срочно из солдат охраны были созданы группы поиска беглецов. Приказ отдан категоричный: найти, возвращать в лагерь необязательно, действовать по
обстоятельствам. И поиски начались.
Лагерь заключенных назывался «Таёжный» . Почти вплотную с трех сторон к нему подступала непроходимая тайга. Пройти через неё мог только безумец: беглеца поджидала неминуемая смерть от дикого зверья, болотных топей, голода. Однако Миха- граф решился.
Богданов был смелым и решительным по складу характера человеком. В лагере ему почти три года пришлось спать на одних нарах с Георгием Шустовым, с которым он очень сдружился. Георгий - бывший геолог, Ни один десяток лет ходивший с партиями по тайге, где ориентировался как в собственной квартире, знал её превосходно. Он-то за несколько лет, проведённых вместе, и научил Миху-графа, как выжить в тайге, не умереть с голоду, спастись от таежного зверя. Миха оказался способным учеником.
...Седьмой день Богданов шел по тайге, порой
блуждая и натыкаясь на непроходимые топи но все-таки находил правильный путь к большой реке. Он надеялся и верил, что удача будет с ним. Ещё через полдня пути лес стал редеть и подниматься в гору. Вдали показались березы, растущие вперемешку с елями, кедрами и соснами. «Я иду верно, - подумал Михаил, - скоро должен быть хребет Багульный, а за ним - река Одега. А там уже недалеко остается до деревеньки, где живет мама. И я, наконец, увижусь с ней».
Перейдя распадок, Михаил очутился на небольшой поляне. Решил сделать привал, дать отдохнуть натруженным ногам. И вдруг он увидел в метрах пятнадцати себя стоящего на краю опушки волка. Это был очень крупный матерый зверь с паленой мордой. Оскалив клыки, он прямо сверлил человека желтыми огоньками глаз. «Вот и все. Прощай, Миха-граф, - прошептал Богданов. Оружия у меня нет, кроме перочинного ножа, а с ним сопротивление бесполезно»,
Михаил не то, чтобы сильно испугался, ему просто было обидно: свидание с матерью,видимо, не состоится. Глядя в глаза волку он сказал: «Пойми ты, наконец, волчина,у меня мать больная. Вернусь назад, тогда и ешь..."
Но зверь не внял мольбам человека. Волк лязгнул зубами, шерсть на загривке вздыбилась, Чуть присев и прижавшись к земле, медленно стал он приближаться к Михаилу, а затем сделал мощный стремительный прыжок. От сильного удара Богданов упал на влажную землю. Появилась резкая боль в плече, перед глазами поплыли темные круги. Почти потеряв сознание, он чувствовал на себе чужую тяжесть. А потом Михаила полностью поглотила черная
кромешная мгла...
Очнулся Михаил опять же от жгучей боли в плече. С трудом открыл глаза и увидел над собой лесное «чудище».
Вроде лицо человека, но сплошь заросло смоляной с проседью шерстью. Выделялись лишь нос да пухлые губы, растянутые в улыбке, а из-под черных бровей сверкали ярко-голубые глаза.
-Ну, что? Вставай, горемыка, - проговорило чудище приятным баском. - Вставай, знакомиться будем.
Михаил поднялся при помощи незнакомца. - Скажи спасибо мне, - продолжил тот, указывая на тушу огромного волка, лежащую метрах в пяти от них.
За спиной у «чудища» висела, поблёскивая на
солнце воронеными стволами, видавшая виды «ижевка».
-Если бы я не подошел вовремя, то каюк твоей персоне, - пророкотал мужик.
-А как же я выстрела не слышал?- спросил его Михаил.
-Выстрела, говоришь. Да как бы ты его
услышал, ведь он так тебя ошарашил, что Богу душу можно было отдать.
Через час Миха-граф со своим спасителем Романом Звягиным в его доме уже пили душистый, заваренный на травах чай. Роман вкратце рассказал Михаилу свою биографию. Отсидел здесь, в сибирских лагерях, восемь пет. Освободился, построил дом, женился. Теперь промышляет охотой и рыбной ловлей.
На столе попыхивал пузатый самовар. Угощая спасённого, хозяйка как-то нервно и недоверчиво посматривала на него, то и дело выбегала в сени. В очередной раз вслед за женой вышел и хозяин. Михаил краем уха уловил часть их разговора.
-Только попробуй, - грозил Роман. - Если что случится с гостем, я тебя самолично
застрелю.
Михаил знал, что местным жителям выплачивают деньги за помощь в поимке беглецов из лагерей. «Молодец, Рома! » - подумал Миха.
В этот момент открылась дверь, из сеней в избу, как будто ничего и не произошло, вошли супруги. Роман обратился к гостю:
-Пора, Михаил, я тебя провожу.
Выходя, Роман прихватил двустволку и патронташ. Перевалили хребет, спустились в балку, присели, закурили.
-Так ты понял? - обратился Роман к Михаилу. - Тут меньше двадцати вёрст. Иди прямо на восток и окажешься на разъезде Вьюжный. Держись так, чтобы Большая Медведица от тебя была слева. Пройдешь с версту вправо от разъезда, там будет крутой поворот, и дорога начнётся в гору. В этом месте поезда всегда идут медленно, ты без проблем сможешь °есть на ходу. Доберёшься, куда тебе надо. Левый отлогий берег Ангары. Тайга местами "одходит вплотную к берегу. Предрассветная безлунная ночь. Глухо шумят вершины вековых сосен. Из тайги вышел человек, остановился и долго всматривался в темень
противоположного берега.
Виднелись еле приметные черные силуэты домов. «Это моя деревня»...
Многое изменилось за тринадцать лет разлуки с родной деревенькой. Трёхлетние девочки стали невестами. Голопузые пацаны теперь служат в армии. Здесь живёт его мать- старушка. Сколько он ей доставил хлопот и страданий. «Но ничего, мама, я вернусь к тебе через год насовсем. Искуплю свою вину, и мы с тобой ещё поживём».
Но Миха не знал, что дом матери находится под тщательным наблюдением вооруженных людей. Он спустился к Ангаре, прошел вверх против течения метров сто пятьдесят. На отмели две лодки. Сел в одну из них и начал грести к противоположному берегу. Выбрался на берег, осмотрелся и зашагал по еле
заметной тропинке к деревне. На востоке забрезжил рассвет. Михаил ускорил шаг,чтобы добраться к дому под покровом темноты. Вот и банька. У Михи учащенно забилось сердце от предчувствия скорой встречи с матерью. Минуты две - и он будет Дома.
В предрассветной тишине раздался выстрел... Мать вздрогнула. Ей показалось, будто пуля попала ей в сердце. Стало трудно дышать.Сердие замерло. Она схватилась за грудь слабеющими руками, с трудом приоткрыла глаза и увидела возле кровати Белого ангела.
...Через неделю в семи километрах от деревни Боровая в реке Ангара обнаружили труп утопленника. Его волною прибило к берегу. В нём опознали Михаила Богданова. На деревенском кладбище выросли два свежих могильных холмика. Сына похоронили рядом с матерью.


Рецензии
Прочитав рассказ о Михаиле Богданове, заключённом,у которого при смерти его единственный родной человек - мать, у меня вспыхнула буря эмоций. Поначалу это надежда на то, что встреча Михаила с матерью всё-таки произойдёт. Но надежда сменилась настоящей печалью, сожалением и грустью, поскольку Михаил Богданов так и не встретился с мамой, которая перед смертью хотела лишь увидеться и поговорить с сыном. В итоге сын оказался не в силах пережить смерть матери и покончил с собой, ведь мать для него была всем, ради встречи с ней он сбежал из тюрьмы, пробирался через непроходимую и опасную тайгу. Особенно сильную грусть я почувствовал после этих слов: «Но ничего, мама, я вернусь к тебе через год насовсем. Искуплю свою вину, и мы с тобой ещё поживём»,-ведь после прочтения рассказа они кажутся ещё более печальными. Этот рассказ показывает некие черты настоящей жизни, что всё может идти не так как мы хотим, что жизнь бывает грубой и несправедливой.

Рафис Каримов   03.10.2017 21:48     Заявить о нарушении
Сильный рассказ.

Николай Павлов Юрьевский   29.11.2019 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.