Как Россия с Америкой дружили

Борис Тебиев
КАК РОССИЯ С АМЕРИКОЙ ДРУЖИЛИ

(Из истории военно-технического сотрудничества России и САСШ)

В конце сентября – начале октября 1863 года почти одновременно к берегам Северной Америки в район Нью-Йорка (29 сентября) и в район Сан-Франциско (1 октября) прибыли сразу две эскадры парусно-винтовых кораблей Российского императорского военно-морского флота. Первую из них возглавлял контр-адмирал С.С. Лесовский, вторую – контр-адмирал А.А. Попов.

В состав эскадры  С.С. Лесовского, проделавшей путь от Кронштадта   к восточным берегам «Нового света», входили три фрегата: «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», два корвета: «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Эскадра А.А. Попова, сформированная во Владивостоке, подошла к западным берегам Америки в составе четырех корветов: «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик»  и двух клиперов: «Абрек» и «Гайдамак».
 
Экспедиция русских эскадр к американским берегам была одним из эпизодов больших политических игр, которые разворачивались как вокруг Америки, так и вокруг России. Не дружеское отношение Англии и Франции (в союзе с Австрией) к российской политике в охваченной шляхетским восстанием Польше, и не дружеское отношение тех же стран к американскому Северу, который вел нелегкую войну с сепаратистами рабовладельческого Юга, привели к сближению позиций России и позиций Северян. Россия тех лет являлась единственной крупной державой, которая стояла за территориальное единство Северо-Американских Соединенных Штатов, поддерживая федеральное правительство  президента А. Линкольна. 

Присутствие российских военных кораблей у берегов Америки суще-ственно умерило пыл англо-французских покровителей сепаратистского Юга, готовых в любое время начать военную интервенцию против Севера. Оно явилось фактором сдерживания, а в конечном итоге, оказало определенное влияние на победу северян и сохранение территориальной целостности страны.

В 1865 году Гражданская война в Америке завершилась капитуляцией  южан. С этого времени Соединенные Штаты уже не нуждались в русской военной помощи и поддержке. Однако между  странами устанавливаются новые по характеру отношения, отношения сотрудничества и взаимопонимания, распространявшиеся на многие сферы общественной жизни, в частности, на сферу военно-технологического и экономического сотрудничества. Россия нуждалась в передовых американских технологиях и производствах, Америка – в пропаганде своих достижений. Бездарно проиграв Крымскую войну 1853-1856 годов, Россия на протяжении ряда послевоенных десятилетий вела активную работу по перевооружению армии и флота передовым современным оружием. Визит российских кораблей в Америку положил начало взаимовыгодному сотрудничеству двух держав, продолжавшемуся на протяжении ряда десятилетий.

Во время Гражданской войны в Америке появился ряд новых образцов оружия, в первую очередь  - стрелкового, заинтересовавших российское Военное министерство. Для его изучения в Америку были командированы два российских военных агента – член Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) – полковник Александр Павлович Горлов (1830-1905) и секретарь Оружейной комиссии, выпускник Михайловского артиллерийского училища,  поручик Карл Иванович Гунниус (1835?-1869).

Изучив изобретения Кольта, Ледли, Моргенштерна, Пибоди,  Ремингтона, Спенсера и других американских инженеров (всего – 25 систем), русские агенты (они же конструкторы-оружейники) остановили свой выбор на винтовке известного американского изобретателя, полковника Хайрема Бердана, к тому времени уже поставлявшейся на экспорт. Винтовка Бердана была не идеальной, но лучшей из всех возможных. Войдя в контакт с изобретателем, А.П.Горлов и К.И.Гунниус предложили вместе с ним доработать систему. Доработка, в процессе которой было внесено 35 усовершенствований, длилась около полутора лет.

После окончания испытаний К.И. Гунниус, получиший чин капит-на, выехал в Россию с образцами винтовки и патрона, а полковник А.П. Горлов остался для организации работ на американских заводах. В России, привезенные К.И. Гунниусом образцы, были одобрены авторитетной комиссией  и приняты в 1868 году на вооружение под названием «Винтовка Бердана, тип № 1». Заказ на изготовление 30 тыс. таких винтовок для русской армии был оперативно размещен на заводе Кольта в Гартфорде. Прикомандированные к заводу офицеры из России осуществляли приемку винтовок на предмет качества, и прошедшие ее образцы клеймились особым клеймом.
 
В 1869 году из Америки в Петербург пришло известие: изобретатель Х. Бердан предложил изменить конструкцию совместного с русскими инженерами детища путем замены откидного затвора продольно-скользящим, что значительно упрощало перезаряжение. Вскоре полковник Х. Бердан и сам приехал в России, где продемонстрировал усовершенствованный образец представителям военного ведомства. Решение было однозначным в пользу доработанного образца.

Появившаяся на свет конструкция «Винтовка Бердана, тип № 2» была признана технически более совершенной и заменила тип № 1. В 1870 году  она была принята к производству для оснащения русской армии. Заказ на тип № 1 был выкуплен Россией лишь частично. Значительная его часть была распродана в Америке под маркой «русской винтовки», зато «Винтовка Бердана, тип 2» стала производиться в больших количествах. Поступая на вооружение стрелковых частей русской армии, она обозначалась как «Пехотная винтовка системы Бердана № 2». Вскоре появились ее модификации, предназначавшиеся для драгунских, казачьих и кавалерийских частей (карабин системы Бердана). Всего винтовок и карабинов системы Бердана было выпущено около 3 млн штук.

По своим характеристикам «берданка» существенно превосходила  все имевшиеся к тому времени в Европе аналоги. Имея калибр 4,2 линии (10, 67 мм) винтовка обладала простой конструкцией, отличной меткостью (до 1500 шагов), скорострельностью 8-9 выстрелов в минуту.  В течение двух десятилетий, вплоть до появления трехлинейной магазинной винтовки С.И. Мосина, однозарядная винтовка Бердана оставалась основным стрелковым оружием русской армии. Она хорошо зарекомендовала себя во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Большой интерес у агентов российского военного ведомства вызвали револьверы американской оружейной фирмы  «Смит и Вессон», основанной в 1852 году в Спрингфилде. Они имели калибр 4,2 линии (10, 67 мм) и шестикамерный барабан для патронов. Впервые на эту систему обратила внимания русская делегация во главе с императором Александром II, познакомившаяся с ней на Всемирной выставке 1867 года в Париже.
 
На основании сделанного А.П. Горловым представления в мае 1871 года Россия заключила контракт с  американской фирмой  на общую сумму 510 тыс. рублей на поставку 20 тыс. револьверов системы «Смит-Вессон»  усовершенствованного образца 1869 года. Так же, как и винтовка Бердана, револьверы системы «Смит и Вессон» вскоре после знакомства с ними были приняты на вооружение российской императорской армии. Револьверы имели три модификации. По заказам России в Америке было выпущено 250 тыс. револьверов системы «Смит и Вессон» всех трех модификаций, после чего их производство освоил Тульский оружейный завод. Револьверы «Смит и Вессон» состояли на вооружении русской армии вплоть до начала ее перевооружения в 1896 году более удобной и надежной бельгийской системой «Наган». После этого они остались на вооружении полиции.

Одновременно с изучением и усовершенствованием стрелкового ору-жия полковник А.П. Горлов, вскоре, впрочем, получивший чин генерал-майора, занимался изучением и других видов вооружений, появившихся в Америке в годы Гражданской войны. В частности, его внимание привлекла  скорострельная пушка – «картечница Р. Гатлинга», запатентованная в 1862 году. По заказу русского правительства на заводе Кольта в Гартфорде в 1869 году было изготовлено и доставлено в Россию 20  десятиствольных картечниц.  А.П. Горлову же было поручено внести в них по собственному усмотрению какие-либо усовершенствования. Переделав стволы картечницы под бердановский патрон, А.П. Горлов улучшил затворы и выбрасыватель, повысив тем самым надежность 4,2 - линейной скорострельной американской пушки, являвшейся прообразом пулемета и получившей в русской армии, взявшей ее на вооружение,  название «Пушка образца 1871 года». Примечательно, что картечницы Горлова-Гатлинга оставались на вооружении русских крепостей и во время Первой мировой войны 1914-1918 годов.

Говоря о деятельности в Америке российских военных специалистов А.П. Горлова и К.И. Гинниуса, нельзя не отметить уникальности ситуации, в которой они оказались. Если многим российским военным агентам, нахо-дившимся с аналогичными миссиями в странах Западной Европы, приходи-лось  действовать в обстановке строгой секретности, дабы не быть уличен-ными в промышленном и военно-техническом шпионаже, то русские офицеры в Америке работали вполне легально. Заключая от имени российского правительства контракты с американскими частными фирмами на выполнение военных заказов и технических разработок, они оказывали американским предпринимателям существенные услуги, нередко спасая их от финансовых трудностей и даже банкротства. Одновременно с русскими заказами американские производители получали и хорошую рекламу своей торговой марки, со временем становясь, как это произошло, например, с компанией «Смит и Вессон», крупнейшими мировыми производителями оружия. 

Интересной страницей военно-экономических взаимоотношений между Россией и Америкой стала секретная командировка в Соединенные Штаты в 1878 году группы российских военных моряков во главе с капитан-лейтенантом Леонидом Павловичем Семечкиным, кораблестроителем и личным адъютантом генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича. К этой миссии Л.П. Семечкин имел непосредственное отношение не только как доверенное лицо руководителя морского управления, но и как автор одобренного императором Александром II проекта строительства в САСШ быстроходных боевых кораблей, необходимых русскому флоту для возможного ведения крейсерской войны с Англией, потенциальной союзницей Турции в военном столкновении с Россией из-за Балкан.

В связи с недостатком времени и нехваткой средств (на операцию в Америке правительством было выделено 3 млн долларов) одновременное строительство четырех военных кораблей крейсерского класса оказалось затруднительным. Л.П. Семечкин, в свое время побывавший в Америке с эскадрой С.С. Лесовского, имевший связи среди американских финансистов, промышленников и правительственных чиновников, нашел выход из создавшегося положения: в Америке было решено построить один быстроходный крейсер и приобрести  для переделки в крейсера три высококлассных гражданских железных парохода. Такие пароходы с помощью филадельфийского банкира У. Баркера вскоре нашлись. Это были «Стэйт оф Калифорния», «Колумбус» и  «Саратога».

Первый из них был перекуплен прямо на стапеле судостроительной верфи  завода «Вильям Крамп и сыновья» («William Cramp & Sons»), располагавшегося на окраине Филадельфии (штат Пенсильвания), на левом берегу реки Делавер, в 170 км от места ее впадения в Атлантический океан. Это была одна из старейших (основана в 1825 г.) и самых крупных судостроительных компаний Америки, специализировавшихся на сооружении стальных океанских лайнеров. Второй пароход русским уступила торговая фирма из Филадельфии «В.П. Клайд и К°», третий – Торговый дом «Д.Е. Уорд и К°»  из Нью-Йорка.

Секретная сделка была проведена успешно, хотя в мировую печать просочились фантастические сведения о планах русских установить контроль над мировыми океанами и воспрепятствовать тем самым британской морской торговле. Указанные грузопассажирские корабли были переоборудованы в крейсера российского военно-морского флота на верфи завода «Вильям Крамп и сыновья». При этом они получили новые звучные наименования:  «Европа», «Азия» и «Африка». Одновременно с ними на стапелях завода обрел  жизнь быстроходный парусно-паровой крейсер русского Императорского флота «Забияка». Заметим, что предприятие Крампов сотрудничало с морским ведомством России и ранее. Примерно за год до описываемых событий здесь был перестроен и модифицирован русский военный клипер «Крейсер».

Примечательно что, не имея большого опыта строительства военных кораблей, но обладая новейшими рациональными технологиями корабельного производства и средствами механизации, американские судостроители всецело прислушивались к советам и указаниям русских специалистов, помощников Л.П. Семечкина: лейтенантов А.Р. Родионова; и А.М. Хотинского, и поручика Корпуса корабельных инженеров Н.Е. Кутейникова. Американские грузопассажирские суда имели прочные палубы, обширные грузовые трюмы и длинные рубки для пассажиров на  верхней палубе.

Переоборудование гражданских кораблей под крейсера требовало демонтажа рубки, полной перепланировки внутренних расположений, переделки рангоута на трехмачтовый. По своей роли на флотах, связанной с выполнением задач независимо от основных военно-морских сил, крейсера должны были иметь на борту большие запасы угля при минимальном его расходовании котлами, а также полугодовые запасы провизии.

Оснастить российские крейсера необходимым вооружением команде Л.П. Семечкина не удалось. Помешали два обстоятельства: отсутствие в Со-единенных Штатах приличной, с точки зрения русских моряков, палубной артиллерии, и трения с американским правительством, которое при всем благосклонном отношении к гостям из России не желало всерьез портить отношения с Англией, самой могущественной страной XIX века. В Петербурге крейсера решили вооружить по их прибытии в Кронштадт. Однако какое-то минимальное вооружение для самообороны по пути в Россию им было все-таки необходимо. Для этих целей были приобретены 20 четырехствольных и 6 восьмиствольных картечниц системы Фаррингтона калибра 10,7 мм с боеприпасом по 5 тыс. патронов от русского варианта винтовки Бердана на каждую. По предположению некоторых историков оснащение российского флота изготовленными в Америке крейсерами обусловило согласие Англии принять участие в работе Берлинского конгресса 1878 года, способствовавшего установлению европейского мира, продолжавшегося 34 года.
 
Новый этап военно-экономического сотрудничества двух стран насту-пил на рубеже XIX и ХХ веков. В эти годы в рамках реализации государ-ственной программы обновления российского военно-морского флота на судостроительном заводе «Вильям Крамп и сыновья» были построены эскадренный броненосец Императорского флота «Ретвизан» водоизмещением 12.902 т., и легендарный крейсер «Варяг», водоизмещением 6500 т. В это же время устанавливается сотрудничество российского морского ведомства с американской стальной империей Эндрю Карнеги по производству брони для российских тяжелых артиллерийских кораблей (броненосцев).

С начала 1900-х годов морское ведомство России устанавливает тесные связи с американской фирмой Джона Голланда («Holland Torpedo Boat Co»), известной своими удачными проектами сооружения подводных лодок. На первом этапе переговоров с Дж. Голландом достигнуть соглашения о постройке в Америке подводных лодок для России не удалось: американцы поставили условие приобрести у них сразу 10 подводных кораблей, что для бюджета морского ведомства являлось обременительным. Однако впоследствии взаимоприемлемые решения о сотрудничестве были найдены.

12 сентября 1903 года правление Невского судостроительного и меха-нического завода в Петербурге подписало договор с фирмой Дж. Голланда о праве завода в течение 25 лет осуществлять постройку подводных лодок по проектам американской фирмы. 10 февраля 1904 года правление завода предложило Морскому техническому комитету построить подводные лодки по проекту «Голланд 7Р». Особых возражений это не вызвало, но было вы-сказано предложение: прежде чем приступить к строительству, приобрести в Америке подводную лодку этого проекта. Такая покупка была совершена. Это была подводная лодка «Фултон», построенная в 1901 году. В России она получила новое наименование – «Сом». Вскоре Невский завод получил заказ на постройку сразу пяти лодок подобного типа. Эти лодки были заложены в один день – 10 мая 1904 года. Все они получили «рыбьи» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга» и «Лосось». В 1907 году к ним прибавилась еще одна лодка этого типа – «Судак». В выборе проекта подводой лодки Невский завод не ошибся. Подлодки типа «Сом» отличались от лодок других проектов сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, продуманностью деталей и узлов, хорошими мореходными качествами.
 
В 1911 году  Невский завод приступил к строительству малых подводных лодок  по проекту «Holland 27B». Первоначально они предназначались  для охраны Кронштадтской крепости. В 1913 году в Николаеве началось строительство трех подводных лодок по проекту «Holland 31A» (тип «Нарвал»). В 1915-1916 годах Россия закупила в Америке 11 подводных лодок проекта «Holland 602F» (тип «АГ» - «Американский Голланд»). Эти лодки в разобранном виде доставлялись через Владивосток по железной дороге на Балтийский завод, где производилась окончательная сборка.
 
Фирма Дж. Голланда была не единственным американским предприятием по разработке и созданию подводных лодок. У нее был сильный конкурент – учрежденная в 1897 году американским изобретателем Саймоном Лэком фирма «Lake Torpedo Boat Company». Весной 1904 году российским морским ведомством у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка  «Protector», переименованная в «Осетр». При этом был заключен контракт на поставку России еще пяти лодок данного проекта. Лодки строились на верфи  «Columbian Iron Works & Dry Dock» в Балтиморе, после чего разбирались и в таком виде доставлялись в российский военно-морской порт Либаву, где в специально оборудованных мастерских осуществлялась сборка. Взаимные претензии сторон и недоговоренности несколько затянули выполнение контракта, тем не менее, он был выполнен, и в состав российского подводного флота в 1905 году влились новые корабли. 

Параллельно с военно-техническим сотрудничеством в области кораблестроения на рубеже веков развивается и укрепляется российско-американское сотрудничество в других областях военного хозяйства. Особенно активным это сотрудничество становится с началом Первой мировой войны 1914-1918 годов. В эти годы между правительством России и предприятиями Америки было заключено большое количество контрактов на поставку вооружений и военной техники, пороха, взрывчатых веществ, оружейных патронов и артиллерийских снарядов. В годы войны по заказам России в Америке было изготовлено 34.952 пулемета различных систем и необходимое к ним оборудование на сумму более 33,5 млн руб. Крупные заказы на изготовление русских винтовок трехлинейного образца выполняли американские фирмы «Вестингауз» (769.520 шт.) и «Ремингтон» (840.307 шт.).

Отмечая особенности военно-технических связей России и Америки военного периода, один из крупных специалистов в этой области генерал В.С. Михайлов (1875-1929) в «Очерках по истории военной промышленности» писал, что до войны ни одна европейская страна, кроме России, не размещала в Америке военных заказов. Результатом этого являлось довольно слабое к началу ХХ века развитие здесь военной промышленности. Она ограничивалась лишь несколькими арсеналами и небольшим числом частных заводов, которые обслуживали потребности небольшой американской армии. В Америке имелось ограниченное число инженеров, мастеров и специалистов-рабочих, знающих и опытных в технике военного производства. В своих расчетах на Америку, отмечал В.С. Михайлов, военному ведомству России приходилось опираться лишь на традиционное обаяние «американской техники» и веру в ее чудеса.

Однако была и еще одна, вполне реальная, «точка опоры». В выполнении военных заказов для России американским производителям оказывали постоянную помощь российские военные специалисты и приемщики военной продукции. Уже к концу 1914 года при российском посольстве в Вашингтоне была создана «Комиссия содействия исполнению русских заказов». Позднее были учреждены «Комитет по заготовке в Америке предметов боевого и материального снабжения армии и флота», обладавший широким кругом полномочий, а также «Особая артиллерийская комиссия по приему заказов в САСШ».

Волей сложившихся  обстоятельств именно Россия оказалась у истоков создания американского военно-промышленного комплекса, оказавшего ей важные услуги с трудные периоды истории.

Литература

1.Басалай С.И., Тебиев Б.К.  Военно-промышленный комплекс императорской России накануне эпохи Великих реформ // Вестник экономической интеграции. 2012. № 11-12.  С. 106-112.
2.Басалай С.И., Тебиев Б.К. Развитие российской экономики после Крымской войны 1853-1856 годов // Вестник экономической интеграции. 2013. № 4. С. 118-125.
3.Военная промышленность России в начале XX века. 1900-1917. Сборник документов. М.: «Новый хронограф», 2004.
4.Генерал В.С. Михайлов (1875-1929): Документы к биографии. Очерки по истории военной промышленности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 
5.Гончаров В. Американская экспедиция русского флота // Морской сборник. 1914. № 8.  С. 25-58.
6.Ильина Т.Н. Военные агенты и русское оружие. СПб.: ООО «Издательство «Атлант», 2008.
7.Крестьянинов В.Я. Крейсера Российского Императорского флота. 1856-1917. В 2 ч. СПб., 2003.          
8.Пядышев Б.Д. Военно-промышленный комплекс США., М. 1971.
9.Семенцов О.Ю. Военно-техническое сотрудничество России и США в 1860-1870 гг. // Военно-исторический журнал. 2011. № 10. С. 33-38.
10.Энциклопедия российско-американских отношений. ХVIII –ХХ века / Авт.-сост. Э.А. Иванян. М., 2001.
11.Bradley J. Guns for the Tsar. Dekalb (Illinois), 1990.


Рецензии