Славка

  Залихорадило мой участок. Владельцы транспортных средств, особенно мотоциклов, осаждали районный отдел милиции. Каждый из них заявлял о том, что замок на гаражной двери взломан, а из гаража исчез мотоцикл "ИЖ-49" или мотороллер "Вятка".
  Вслед за пострадавшими в милицию приходил тот или иной гражданин, а нередко особы женского пола с сообщением об обнаружении брошенного на обочине дороги около дома № 56 по улице Великой, или на проспекте Мира.
  Выезжавшие на указанное место сотрудники милиции вместе с потерпевшими обнаруживали в исправном состоянии транспортное средство. Обрадованный владелец угнанного мотоцикла включал двигатель своего любимца и уезжал на работу, а довольный исходом дела сотрудник милиции возвращался на место службы.
  Кажется, не такое уж опасное деяние: угон транспортного средства, однако, руководство милицейских подразделений беспокоило довольно частое его совершение - за одну ночь исчезало до пяти транспортных средств. Основное - оставался неизвестным угонщик. Надо было обнаружить этого хулигана, явно издевавшегося не столь над владельцами транспортных средств, сколько над нами, сотрудниками милиции.
  Я обратил внимание на то, что транспортные средства с моего участка угонялись из гаражей, стоявших на склоне горы, и ни одного угона с равнинной местности. Свои соображения доложил начальнику уголовного розыска.
  - Что думаешь предпринять? - осведомился он.
  - Приблизить к таким местам патрульные наряды, да и не плохо бы провести рейд, а лучше всего организовать засаду силами общественных помощников милиции совместно с участковыми уполномоченными и оперативниками.
  - Не откладывай в долгий ящик, и прямо сегодня вечером соберёмся и проведём первый рейд, только сейчас пригласи ко мне всех участковых и оперативников, - приказал начальник уголовного розыска.
                *  *  *
  В беседах с владельцами гаражей мне удалось установить интересную деталь. Около гаражей многие из них видели незнакомого мальчишку лет семи - восьми, заглядывавшего в гаражи, а порой спрашивавшего, кто из них научит его заводить двигатель. У некоторых клянчил сигаретку. Его просто выпроваживали из гаражей, убеждая в том, что ему ещё рано заниматься курением табака. Однако ни один из них не поинтересовался его именем, где и с кем он живёт.
  Я просмотрел свои записи, произведённые, когда я работал в должности инспектора уголовного розыска по делам несовершеннолетних. Перетряс всю имеющуюся в отделе картотеку на лиц, состоящих на учёте. Однако не попал в поле моего зрения ни один, хотя бы чуток схожий по приметам и по способу совершения преступления малолетний правонарушитель.
  С результатами своей работы пошёл к начальнику уголовного розыска Буткееву Николаю Константиновичу.
  - Сходи-ка ты в детскую комнату милиции, а потом и и в комиссию по делам несовершеннолетних при исполкоме. Возможно, там какие-либо материалы заинтересуют нас, а я соберу наших ребят и поинтересуюсь, нет ли у них на примете такого "медвежатника", - предложил Буткеев.
  - В детской комнате находилась старший инспектор Лидия Трофимовна Непейвода. Она быстренько перелистала все материалы, по которым решения принимались в комиссии при исполкоме райсовета. Но и в них не оказалось интересующего нас лица.
  Неожиданно Лидия Трофимовна что-то вспомнила, извлекла из письменного стола несколько исписанных листов бумаги под скрепкой:
  - Вот, готовим материал на комиссию в отношении Некрасовой Лидии Михайловны, которая воспитанием восьмилетнего сына Вячеслава не занимается, пьянствует, собирает в своей комнате пьяные компании, а сына выгоняет на улицу. Соседи говорят, что Славка бродит по улице допоздна, даже стал курить.
  - Фотография Славки есть?
  - Нет, никто из нас со Славкой не беседовал. Я взяла справку в школе-интернате, из которой видно, что Некрасов часто пропускает уроки. Мать его в школу не приходит, на вызовы не реагирует. Не пришла она и к нам, хотя мы неоднократно её вызывали и повесткой, и через соседей на словах. Придётся обратиться к участковому, чтобы он доставил её вместе с сыном к нам, - с возмущением высказалась Лидия Трофимовна.
  - Сегодня вечером будет проведён рейд, возможно, Славка окажется на улице в поздний час, - сразу же доставим его к вам. А чтобы его отдать матери, не повезём его домой, а к вам привезём самоё Некрасову. К 18 часам приходите в отдел, там будут участковые, весь уголовный розыск и наши внештатные помощники, - сообщил я и пошёл в отдел...

  Пятница. Вечер. В ленинской комнате районного отдела милиции людно. Здесь все участковые уполномоченные, инспекторы уголовного розыска, внештатные помощники милиции.
  За трибуной заместитель начальника милиции Филатов:
  - Сейчас, товарищи присутствующие, я оглашу группы, в которые входят в обязательном порядке инспекторы уголовного розыска, участковые уполномоченные и наши внештатные помощники, изъявившие желание оказать нам помощь и поработать в ночное время. При патрулировании территорий особое внимание обращайте на подростков, находящихся на улице в позднее время. С гражданами всех возрастов общаться вежливо и культурно, а с несовершеннолетними ещё вежливее. Старшим групп, которыми назначаются инспекторы уголовного розыска, о результатах работы доложить рапортами. Участковые уполномоченные прилегающих посёлков и территории промышленной базы ЗСМЗ и его непосредственной территории включаются в группы патрулирования жилой части района. Задерживаемых лиц несовершеннолетнего возврата доставлять в детскую комнату.

  Пока оглашались наименования участков и составы групп, на улице совсем стемнело.
  Готовясь к проведению патрулирования района, я для себя определил участок гаражей, расположенных на улице Мира вдоль ограды школы-интерната, из которых угнано наибольшее количество мотоциклов.
  Вверенную мне группу я разделил на две подгруппы, одну из которых попросил возглавить участкового Гладкова.
  - Вы начинайте патрулирование с верхних гаражей. Мы - с нижней части, - предложил я.
  Включено уличное освещение. Только гаражи не освещены. Неоднократные обращения в исполком и беседы с владельцами гаражей положительных результатов не достигли - освещать гаражи никто не собирался. Вот и в этот вечер с совещённой улицы группы патрулирования канули в кромешную тьму.
  Вдруг с верхней части гаражей донёсся голос Гладкова:
  - В вашем направлении движется мотоцикл с коляской.
  Действительно к нашей группе приближался мотоцикл, силуэт которого удалось рассмотреть в непосредственной близости. Ни фара, ни габаритные огни водитель не включил. Двигатель мотоцикла не работал.
  На мой окрик:
  - Остановитесь!
  Мотоциклист и не думал тормозить транспортное средство, продолжал движение.
  Ничего не оставалось, как нам самим пришлось остановить мотоцикл: внештатный помощник Николов Гена ухватился за коляску и ручку заднего сидения и остановил мотоцикл, за рулём которого оказался паренёк небольшого роста.
  Горе-водителя сняли с мотоцикла, который вывели на освещенную улицу.
  - Назови-ка своё имя и фамилию, уважаемый мотоциклист, - предложил я.
  - Иванов Иван. Живу в Прокопьевске. Здесь был у бабушки. Домой хотел уехать на мотоцикле. Там мотоцикл отдал бы милиции.
  - Где живёт твоя бабушка?
  - Тут, рядом, пойдём - покажу.
  В то время ни у кого из сотрудников милиции не было мобильных телефонов. Рации устанавливались только на патрульных машинах. Такое явление не способствовало быстрому разбирательству по тому или иному правонарушению.
  Владелец мотоцикла не оставил ключ в замке зажигания, поэтому мной было принято решение: помощника Николова я оставил для охраны мотоцикла, Гладкова отправил в отдел милиции для установления владельца гаража по номеру угнанного мотоцикла и вызова его к месту расположения гаражей. Сам же я повёл мнимого Иванова в детскую комнату милиции.
  Как только мы вошли в детскую комнату милиции, находившиеся там Анастасия Михайловна и Лидия Трофимовна, в один голос заявили:
  - Только этого не хватало! Ты почему, Слава, так поздно находишься на улице? Это Некрасов Вячеслав, которому от роду восемь лет. Тебя мама выгнала из дома?
  - А нам он назвался Ивановым Иваном, собрался даже показать, где живёт его бабушка, к которой он приехал из Прокопьевска, - внёс некоторую поправку в тему беседы. - Всё-таки сам назови своё имя и фамилию.
  - Некрасов Вячеслав, проживаю в доме 118 на улице Минеральной.
  - Давно ли ты, Вячеслав, взламываешь запоры гаражей и угоняешь мотоциклы?
  - Да, нет, не так давно. Может быть, две недели назад я впервые в одном из гаражей взломал замок. Кое-как вывел из него небольшой мотоцикл. Заводить мотор не умею, да, и хозяин не оставил ключ в замке зажигания. Пришлось просто прокатиться до того места, до которого мотоцикл докатился без работающего двигателя. Там я его и бросил. Так делал и с другими мотоциклами.
  - Кто тебе помогал взламывать замки? Неужели ты это делаешь один? Чем же ты орудуешь при этом? - спросила Анастасия Михайловна.
  - Никто мне не помогает. Без всяких помощников обхожусь. У дворника взял ломик, с которым впервые пришёл к гаражам на улице Мира. Попробовал один замок - не поддаётся. Подошёл к другому гаражу, тоже не смог взломать. У третьего гаража замок изломался от небольшого моего усилия. Ломик спрятал под этим гаражом, а на мотоцикле уехал, - с гордостью объяснил Некрасов.
  - Почему же ты назвался Ивановым, - поинтересовался я.
  - Я ведь не знал, что вы из милиции. Подумал, что это владельцы гаражей. Поведу к надуманному дому, а там вдруг удастся убежать, пока будут разговаривать с хозяином квартиры, который меня, конечно, не узнает.
  - Лидия Трофимовна, пока беседуйте с этим угонщиком, а я пойду в отдел, попрошу дежурного отправить за его матерью, чтобы она увела его домой. Все материалы об угонах мотоциклов я скомпоную в один пакет и передам для обращения в комиссию по делам несовершеннолетних, - обратился я к старшему инспектору детской комнаты.
  - Мою маму сейчас не сможет найти никто. Уже с вечера она изрядно выпила. Теперь где-нибудь у подружек продолжает гулять. Даже я не знаю, где она находится, - вмешался в разговор Славка. - Теперь кому-то из вас надо будет сидеть со мной до утра. А лучше отведите меня в милицию, там я и переночую.
  - Разберёмся, - заверила Лидия Трофимовна.
                *  *  *
  И разобрались. Материал в отношении Некрасовых направлен в комиссию по делам несовершеннолетних. Мать и сына поставили на учёт. Для направления в спецшколу Славка был слишком мал. Мать Славки Лидия Михайловна Некрасова обещала исправиться, но дальше обещаний дело не сдвинулось с места.
  Славка постепенно совершенствовал свою "деятельность" по нарушению правопорядка, однако, всегда признавался в содеянном. Так было долго. Мотоциклы он стал угонять не только с моего участка. Он научился заводить двигатели с ключами в замках зажигания и без таковых.
  Свою "деятельность" Славка начинал с наступлением тёплых весенних дней. То ли яркое весенне солнце обжигало его сознание, то ли сладковатый аромат молодой листвы берёз и тополей действовали на Славку - и он с удвоенной энергией принимался взламывать гаражи, угоняя мотоциклы.
  Работать с ним становилось всё труднее и труднее.
  - А вы докажите, что это сделал я, - часто говаривал Славка.
  На вопросы стал отвечать грубостью, а иногда просто сидел перед участковым или оперативником и молчал, глядя в окно, в потолок, куда угодно, избегая взгляда собеседника.
  Не было у Славки друзей. В школе и во дворе своего дома он ни с кем не общался.
  Над владельцами мотоциклов и мотороллеров издевался. Теперь он мог транспортное средство угнать из любого гаража, а не только из стоящих на склоне горы "Маяковая". Творил зло и милиции, увеличивая количество преступлений. "Работал" Славка только ночью. Орудия взлома, как и прежде, прятал под рядом стоящий гараж, чтобы на следующий раз не ломать голову над вопросом; "Где взять ломик"?
  Владельцы угнанных транспортных средств были довольны тем, что мотоциклы обнаруживались быстро и находились в исправном состоянии.
  Впервые раз Славка устроил нам "козью морду": угнал мотороллер "Вятка", который сотрудники милиции всего города искали целых трое суток.
  По всем районным отделам милиции, тогда было пять районов в городе, разосланы сообщения с указанием государственного номера угнанного транспортного средства, его наименование и цвет. Каждому сотруднику нашего районного отдела была вручена ориентировка с целью быстрейшего обнаружения "Вятки".
  Я уже работал следователем. В кабинете одного из оперативных работников я случайно увидел Славку. Поинтересовался, по какому вопросу он находится в милиции. Сотрудник объяснил, что кроме Славки этот мотороллер угнать никто не мог, а он сидит и молчит.
  С разрешения оперативника я предложил:
  - Слава, пойдём в мой кабинет, поговорим.
  - Согласен, - улыбаясь, ответил Славка.
  В моём кабинете он попросил:
  - Дайте мне сигарету или папиросу, - очень курить хочется.
  - Ты меня сразу уговорил, закуривай, - протянув ему пачку с сигаретами "Ява", предложил я, - но с уговором, после того, как покуришь, мне расскажешь, где бросил угнанный мотороллер. Да, я совсем забыл спросить, сколько же тебе лет?
  - Целых семь лет прошло, когда вы, Валентин Егорович, со своими ребятами задержали меня на угнанном мотоцикле. За это время я немного подтянулся ростом и годами. Мне скоро исполнится пятнадцать лет. С трудом окончил пять классов. Дальнейшее обучение продолжу в спецучилище, куда меня скоро направит Лидия Трофимовна.
  - Ну, вот тебе на, тебя отправят куда-то, а ты скрываешь, где бросил угнанный тобой мотороллер. Без тебя, Слава, нам будет очень трудно его найти.
  - Я не думал, что можно так плохо искать большую вещь, которую каждый день видит масса народу. Позвоните дежурному, пускай он выйдет на автостоянку напротив входа в ГАИ и проверит, нет ли там какого-нибудь мотороллера. Трое суток назад я доехал на нём до этой стоянки, поставил его передней частью к здания. Три дня меня таскают в милицию, а мотороллер стоит здесь, и никто его не осматривает и не забирает.
  - Олег Петрович, сходи сам, или направь своего помощника на стоянку автотарнспорта напротив ГАИ: необходимо проверить, нет ли там разыскиваемого нами мотороллера, - позвонил я и попросил дежурного по милиции.
  Славка тем временем, улыбаясь, пускал к потолку табачные круги дыма. С очередным клубом дыма Славка выдавил из себя:
  - Вы добрый, Валентин Егорович. Был бы у меня такой отец, я бы никогда и ничего бы не угонял. Может быть, и мама никуда бы не уходила, глядя на ночь. Да и меня не выгоняли бы из дома.
  - Конечно, плохо трудно жить, когда нет отца. Нас у мама двое: я и сестра. Но никто из нас никогда не помышлял совершать правонарушения, - мою речь прервал вошедший в кабинет оперативник Байков:
  - Ну, пошли со мной, Славка, - расскажешь, как ты умудрился морочить нам голову столько времени.
  - Сейчас будут ругать меня, кричать, что так долго не рассказывал.
  Договорить ему не дал Байков, подтолкнув его к выходу:
  - Иди. Рассказывать будешь мне.
  - До свидания, Валентин Егорович, - уже за дверью выкрикнул Славка.

  Славку увели. Мне стало очень жаль этого паренька, мало знавшего в этой, только начинающейся для него жизни, хорошего. Пьянство матери, постоянные ссоры её с соседями. Пьяные рожи матушкиных хахалей виделись Славке и во сне, и наяву. От этих рож он и уходил на улицу вечерами. Потом решил: раз ему плохо - пусть будет плохо и другим.
  Что его ждёт? Специальное училище, которого в нашем городе нет. Детская колония? Нет и таковой в хорошем городе Новокузнецке...


Рецензии