Протокол допроса фариона м. м. от 10. 06. 1965 г

186
ад-2

К о п и я


                ПРОТОКОЛ
                допроса свидетеля

                село Котюжаны. 10 июня 1965 года.

              Допрос начат в 10 час. 05 мин. окончен в 15 час. 50 мин.
                с перерывом с 12 до 13 час. 30 мин.

      Следователь следотделения УКГБ при СМ УССР по Винниц¬кой области капитан ШЕПИЛОВ в помещении сельсовета с соблюдением требований ст.ст. 85,167 и 170 УПК УССР допросил в качестве свидетеля.

     ФАРИОНА Мефодия Моисеевича, 1921 года рождения, уроженца села Котюжаны          Барского района Винницкой области, украинца, гр-на СССР, беспартийного, с образованней 6 классов, шахтера шахты № 8-1 бис пос. Белозерск Донецкой области, проживающего в пос. Белозерск, Добропольского р-на Донецкой области ул. Маяковского 3. кв. 7, паспорт УШ-ВЩ № 515401 выдан 16.Х.61 г. Мур-Куриловецким РОМ Винницкой области на 10 лет, со слов не судимого.

      В соответствии с ч.1У ст.167 УПК УССР ФАРИОНУ М. М. разъяснены обязанности свидетеля, предусмотренные ст.70 УПК УССР, и он предупрежден об ответственности по ст. 179 УК УССР за отказ или уклонение от дачи показаний и по ст. 178 УК УССР
за дачу заведомо ложных показаний  /подпись/.

       По существу поставленных вопросов поясняю, что с 1940 по 1941 годы я служил в Советской Армии, затем в начале войны попал в плен к немецким войскам, некоторое время находился в лагерях для военнопленных, затем из лагеря в г. Гайсин Винницкой области я был отпущен домой и примерно в октябре 1941 г. я возвратился к себе домой в село Котюжаны.

      Примерно через неделю после возвращения домой меня староста села Котюжаны ФАРТУШНЯК Юхим /отчество не знаю, он был осужден, затем возвратился домой и умер/ назначил в местную полицию села Котюжаны, оказав, что и комсомолец, служил в Советской Армии, а теперь должен служить немцам, а если не согласен, то мне дадут шомполов 25 и все равно заставят служить в полиция. Таким образом, я до начала 1942 года служил в местной полиции

       стр.2-я.

села Котюжаны, а затем примерно в январе 1942 года меня в числе других пятерых полицейских направили в пос. Мур-Куриловцы на курсы полицейских. Меня и МЕЛЬНИ¬КА Тихона Терентьевича оставили там на этих курсах, а остальных троих отправили обратно в село Котюжаны, так как они проживали на территории села, которая была оккупирована румынскими войсками.

      Я и МЕЛЬНИК Тихон окончили курсы полицейских, где мы учились один или полтора месяца, а по окончании курсов были назначены полицейскими рядовыми, я остался в Мур-Куриловецкой районной полиции, а МЕЛЬНИКА Тихона направили полицейским Снитковской полиции. С этого времени я и служил рядовым полицейским Мур-Куриловецкой районной полиции до марта 1944 года, т.е. до освобождения нашей территории Советскими войсками.

      Начальником Мур-Куриловецкой районной полиции являлся ХОТНЯНСКИЙ /имя, отчество и откуда он родом я не знаю, слышал от полицейских, что он до войны являлся офицером Советской Армии, служил в пос. Мур-Куриловцы.

      Мур-Куриловецкая полиция подчинялась Барской окружной полиции, находящейся в гор. Бар Винницкой области. Из разговоров полицейских я слышал, что начальник Барской окружной полиции являлся человек по фамилии АНДРУСЕВ.

      О массовых расстрелах советских граждан еврейской национальности мне известно следующее. Первый массовый расстрел их проходил недалеко от пос. Мур-Куриловцы около дороги на опушке леса. Очевидцем этого расстрела я был и расскажу об этом.

      Летом 1942 года /месяц и число не помню/ однажды утром гетто, где содержались граждане еврейской национальности, было окружено полицейскими и затем из гетто улицу вывели граждан еврейской национальности, а часть их оставили в гетто. Там оставили разных специалистов /портные, парикмахеры и другие/, а всех остальных под охраной полицейских и немцев повели из пос. Мур-Куриловцы по шоссейной дороге на гор. Могилев-Подольский.

      Выйдя, за пос. Мур-Куриловцы с этой дорога повернули вправо на дорогу, ведущую на село Галайковцы. По этой дороге их отвели примерно около двух километров, затем около опушки леса свели их с дороги вправо и там недалеко от дороги их посадили на землю.
   
      Я шел тогда позади колонны с русской винтовкой в руках. Там, на опушке леса недалеко от дороги я видел три или четыре большие ямы /их размеры я указать не могу, ибо не помню/.

      стр. 3-я.

      У ям находились несколько человек немцев /кто они я не знаю/, среди которых был комендант Мур-Куриловецкой жандармерии немец ЛЕПАХ, там же с ними около ям находились ХОТНЯНСКИЙ, МОСТОВОЙ Леонид Захарович - он был начальником Снитковского полицейского участка и полицейские Мур-Куриловецкой полиции СТОРОЖЕНКО Григорий и  СТОРОЖЕНКО Иван /отчества их не знаю, они родные братья/.

      Там же около ям находился человек высокого роста, полного, плотного телосложения, я спросил у полицейских /у кого не помню/ кто этот высокий мужчина, то мне ответили, что это начальник Барской окружной полиции АНДРУСЕВ и с этого времени я стал знать АНДРУСЕВА в личность, помню, что  волос у него был, кажется, русый, зачесанный назад. Подробных его примет сказать не могу, ибо не помню из-за давности времени и опознаю ли я его в настоящее время не знаю, так как в памяти не сохранились у меня черты его лица.

      После привода советских граждан к ямам их заставляли раздеваться до гола, затем группами примерно по пять человек вели к ямам, заставляли их заходить в ямы и там их расстреливали. Я стоял в оцеплении места расстрела в числе других полицейских примерно метрах в 30-40 от ям и примерно на таком же расстоянии от дороги с правой стороны.

      Помню, что расстрел советских граждан начал какой-то немец, говорили что он приехал из города Бар. Как именно он расстреливал я уже не помню, или он заходил в ямы и там стрелял или он сверху стрелял в ямы я оказать точно не могу, так как этого не помню. Расстреливали ли советских граждан ХОТНЯНСКИЙ, АНДРУСЕВ, МОСТОВОЙ я не знаю и не видел.

      У места расстрела было жутко стоять, женщины рвали на себе волосы, плакали, дети плакали, все прощались друг с другом и поэтому я просто не мог равнодушно смотреть на все это, отворачивался в сторону от ям и не смотрел на эту бесчеловечную расправу над беззащитными советскими гражданами.

      Через некоторое время после начала расстрела часть граждан побежали от ям в лес, который находился рядом с ямами, бежавших было несколько человек /сколько именно не могу оказать/, по убегающим кто-то /кто не знаю/ сфтрелял, но никто из убегающих убит не был, они сразу скрылись в лесу. Кто именно убежал от места расстрела я не знаю. Таким образом, все советские граждане, приведенные к месту расстрела, кроме убежавших, были расстреляны.

      Сколько часов длился расстрел не помню, начался он утром и закончился днем, но во сколько времени не помню, да у меня и часов не было . Кто из полицейских не ходил к месту расстрела, а оставался в пос. Мур-Куриловцы я не помню, но большинство полицейских как Мур-Куриловецкой полиции, так и Снитковского, Галайковецкого и Бахтынского полицейских участков конвоировали советских граждан к месту расстрела и стояли в оцеплении места расстрела.

      стр. 4-я.

      Упомянутые мною братья CTOPOЖEHKO Григорий и Иван находились, как я показал выше у ям вместе с ХОТНЯНСКИМ, МОСТОВЫМ и другими и они заставляли советских граждан раздеваться, подводили их к ямам и заставляли заходить в ямы, но я не видел, чтобы они заходили в ямы и расстреливали людей.

      Вообще они рьяно относились к службе в полиции, были случаи, когда они избивали советских граждан еврейской национальности, но конкретно привести факты эти я не могу, ибо не помню, но это выло еще до расстрела советских граждан. Кроме указанных иною выше лиц у места расстрела были полицейские СТОЛЯР Иван, ПРИСЯЖНЮК Иван, ПРИТУЛЯК Павел и кто еще не помню.

      Я упустил еще сказать, что за день до расстрела советских граждан я в числе других полицейских во главе с ХОТНЯНСКИМ /нас было человек тридцать/ и с нами человек десять немцев на подводах поехали из пос. Мур-Куриловцы в село Снитков, где забрали из гетто все еврейское население и вместе с полицейскими Снитковской полиция увели их в пос. Мур-Куриловцы, где их всех завели на территорию гетто, а потом их расстреляли в числе других граждан, Помню, что из полицейских Снитковской полиции МЕЛЬНИК Тихон, КОЛЕСНИК Иван, ГРИГОРАЖ /имя не помни/ и другие конвоировали советских граждан из села Снитков в пос. Мур-Куриловцы, но были ли они на месте расстрела я не помню.

     Всего при первом расстреле было расстреляно очень много советских граждан, среди которых были женщины, дети, мужчины и старики, но сколько именно человек я не знаю.

     Второй расстрел советских граждан происходил осенью I942 года /месяц и число не помню/ около села Попова Барского района Винницкой области, но очевидцем этого расстрела я не был, а где я находился в тот день и чем занимался я не помню и сказать не могу. Как там проходил расстрел, кто расстреливал советских граждан я не знаю.

     Помню осенью 1942 года я однажды был дома в селе Котюжаны, но от односельчан /от кого не помню/ слышал, что из Котюжанского детского дона забрали шесть детей еврейской национальности и увезли в пос. Мур-Куриловцы но кто их забирал я не знаю.

     КОЛЕСНИКА Ивана /отчества не знаю/ я знал как полицейского Снитковской полиции, он сам из села Морозовка.

     стр. 5-я.

     Барского района, знаю, что он с 1942 по 1944 годы все время служил полицейский Cнитковской полиции НО О его преступной деятельности как полицейского мне ничего не известно, так как я служил в Мур-Куриловецкой районной полиции. Взаимоотношения у меня со всеми названными мною выше лицами были нормальные и личных счетов я к ним не имею.

     Дополнить больше ничего не могу. Сейчас я нахожусь в отпуске до 23 июня, приехал в гости к родным и в село Котюжаны.

     Протокол допроса МНОЮ Прочитан, показания с моих слов записаны правильно на понятном мне русском языке  /подпись/

     ДОПРОСИЛ: капитан    /ШЕПИЛОВ/

     КОПИЯ ВЕРНА: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДОТДЕЛЕНИЯ УКГБ
     ПО ВИННИЦКОЙ ОБЛ. – капитан   /подпись/ /ШЕПИЛОВ/                  

     СПРАВКА: Подлинник протокола допроса свидетеля ФАРИОНА находится в уголовной деле № 26 по обвинению АНДРУСЕВА Григория Васильевича.

     СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДОТДЕЛЕНИЯ УКГБ ПО ВИННИЦКОЙ ОБЛ.– капитан /подпись//ШЕПИЛОВ/
               


Рецензии