Первые и последние

«Благословенна ты от Господа! Это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего…». (книга Руфь)

   Как бы мы не относились к числам и их символам, нас всегда больше интересуют числа - первые и последние. Как правило, в нашей жизни они становятся самыми знаковыми – первый раз в первый класс, первый в соревнованиях, первый поцелуй и первая любовь. Ну а потом, с некоторой грустью - последний звонок, последняя сигарета или последний бой, он трудный самый. Любопытно, когда мы пытаемся помыслить о личной жизни, то первый день (рождения) мы не помним, а последний день нам неведом. То есть, как будто линия жизни непрерывна, вечна, хотя в русле «исторического» времени мы знаем, что рожденный должен умереть. Но не все так трагично в этой связке первых и последних дней, если мы пытаемся согласовать эти дни с Библией.
   И так, прежде чем распутать эту связку и расшатать в сторону вечной жизни, нам необходимо рассмотреть координаты этих дней. Буквально, от начала Книги о днях творения сказано: «И был вечер и было утро – день первый». Потом были другие дни творения и седьмой отдан нам – людям. В первые времена были созданы – земля, растения, животные, люди и человек, который был несовершенен в делах и мяслях. А последние времена были запечатаны незнанием, не пониманием тайны домостроительства Божия в человеческом обществе, пока не наступило время, и не появился Он и Его Слово. Но, тот первый человек уже умел радоваться жизни – первому плоду, снопу, животному из своего стада. И, чтобы приобщить человека к Творцу и научить его делиться своей радостью с Ним, ему было сказано приносить первые плоды урожая Богу. И делать это надо было с рассуждением: «Спустя несколько времени, земледелец и первенец Каин принес от плодов земли дар господу. И (пастух) Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Авеля и дар его не призрел». Почему? Да потому что Каин принес легковесный дар, то что не требует особого труда, а труд пастуха Авеля нуждался в заботе и пастырстве. И в этой ревности к Творцу, Каин убил Авеля. Ну, не понял первенец, что Богу милее дар в который вложен личный труд и забота человека. По этой причине все первые патриархи земли были пастухами.
   О первом человеке Адаме сказано, что он первый среди смертных и кто за ним - туда же, если только не придем к пониманию, что есть Другой – Первый воскрешенный и вознесенный в жизнь вечную: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке – первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем, последний же враг истребиться – смерть. Первый человек (Адам) из земли, перстный, второй человек Господь (Христос) с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного», - многообразно учили апостолы.
   Очень любопытная тема «первенцев», к которым в Библии было особое отношение. Далеко не случайно закон Моисея требовал – «отделяй все первородное из скота и лучшее отдавай». Первородный сын пользовался особыми правами и преимуществами – ему особое достоинство, лучшее и большее наследство, наследие престола, тоже ему. Благословение от отца так же считалось правом первородного, хотя эти права могли быть перенесены на другого, младшего брата. Исав потерял (продал) свое первородство младшему брату Иакову за похлебку, а первенец Рувим сын Иакова потерял свое первородство за свою агрессивность. Странно получается, все первенцы как-будто что то не понимают и потому «отвергаются» и теряют свое первородство. Но в этих трагедиях жизни первенцев все не так просто - «не так, отец мой, не так – ибо это первенец, положи на его голову правую руку. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ». А случилось это с детьми Иосифа и внуками Иакова, когда он благословил младшего Ефрема правой рукой, а первенца Манассию левой рукой, которые выросли в Египте. Для такого благословения Иакову необходимо было перекрестить руки, но так благословляются все народы во Христе. Как сказано в Евангелии – первые будут последними, а последние первыми. А еще там же поясняется, что первые не смогут достичь совершенства без последних.
   В Писании не раз сказано – «поражу всякого первенца» и «поразил Египет в первенцах его». Почему это произошло с Египтом, об этом мы подробно говорили в другом месте, а сейчас заметим, что первенцы, как правило, были более просты в жизни, воинственны и любили первенствовать. Но, с другой стороны много раз сказано – «освяти Мне каждого первенца; отдавай Мне первенца; на первенце положу основание», ну и конечно, далеко не случайно сказано – «всех первенцев из сыновей твоих выкупай». И это так, если учесть что в истории народов должно появиться другому Первенцу, который своей кровью выкупит всех – «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших и кровию Своей искупил нас Богу».
   Возможно, нас не интересуют священники, их саны и дела, но есть смысл присмотреться к первосвященникам из Писания. В рассмотрении их судеб открываются многие тайны человеческого общества. Первым был Аарон, первенец в семье и брат «косноязычного» Моисея, который говорил откровения брату, а тот народу. В главном, первосвященник считался посредником между Богом и человеком. Он молился за всех и мог входить в Святое Святых. Очевидно, у Аарона было не мало заслуг, но те недостатки, которые он имел, не позволили ему войти в землю обетованную. Ему было сказано взойти на гору и умереть. Мы уже говорили о тельце, которого он сделал из украшений женщин, насильно отнятых у них, но вспомним, что главным в его служении было «входить в Святое Святых». И делал он сам это неплохо, потому что породил четырех сыновей, а на воспитание их, очевидно, ему не хватало времени. Так вот, два его первенца Наддав и Авиуд внесли «чуждый огонь и принесли пред лице Господа», за что и были умерщвлены этим огнем. В последствии, от тайн Слова мы узнаем, что Святое Святых – есть чертог брачный (союз между мужчиной и женщиной), а огнем, погубивших первенцев были их гомо отношения. И опять первенцы не справились с главным жизненным заданием Творца.
   Было множество и других первосвященников, в чем то они были хороши, а в чем-то совершали ошибки и не справлялись с жизненным заданием. А потому, по сути человеческой истории, ну просто обязан был появиться Другой, совершенный Священник. И конечно же, это был Он – Иисус Христос. Мы просто не можем не привести эти изумительные слова Евангелия: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха».
   Вспоминая историю жизни первых людей их первенцев и первосвященников, мы начали говорить о людях и их делах - первых и последних. В Писании невероятно много и многогранно говорится об этом. Вот, основные глаголы, которые сочетаются с первенством: «Мы первые вооружимся и первыми пойдем на войну», - говорят некоторые вожди израильского племени. Другие становятся первые в тяжбе и выбирают первые места в собрании или на пиру. Все они попадают под Евангельское определение – «любящих первенствовать». И в этой же Книге находим обширное учение о том что – «кто хочет быть первым, будь последним». Важным моментом в жизни человека становятся его последние дела. В Ветхом Завете мы часто читаем, вот «последние дела – Давида, Соломона, Ровоама, Асы» и так далее. Которые описывают их деяния и поступки, худшие или лучшие первых: «Это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего», - говорится о женщине Руфи, которая обратила внимание на мужчину и прилегла у ног его во время праздника на сеновале. Только не надо здесь проталкивать аскетическую мораль и быть первым в тяжбе, а иначе мы вспомним знаменитый суд женщины, приведенной к Иисусу аскетами: «Кто без греха, брось в нее камень, первым», - сказал Он фарисеям.
   Быть первым в хороших делах, тоже не плохое занятие: «И поднялись они в первый раз, по повелению Господню» и успешно прошли определенный участок в пустыне Фаран. Так решаются многие проблемы по «повелению» свыше. Лукавые и боязливые, тоже благословляются на жизнь. Воцарение царя Давида на престол было сложным и противоречивым и когда это произошло, то хитрый Семей, который прежде хулил и отвергал Давида, первый «поспешил на встречу царю» и первым засвидетельствовал его избранность. И царь даровал ему жизнь. Нечто подобное происходит и с современными людьми, некогда хулившие Бога, но нашедшие в себе силы найти Его и засвидетельствовать свое признание. Вот так, последние становятся первыми, если только это признание делается искренне. А чтобы все нашли и пришли к Господу, необходимо поступать как апостол Андрей. Он первый был среди учеников Иисуса и «первый находит своего брата Симона, и говорит ему – мы нашли Мессию, что значит Христос».
   Далеко не праздным будет наше желание разобраться, а какова – первая, наибольшая или лучшая заповедь, если есть таковые. Фарисеям и законникам, тем которые пребывают во внешнем служении, на этот вопрос Иисус отвечал – «Возлюби Бога твоего, сия есть первая и наибольшая заповедь». Книжникам, которые пребывают в (на)писанном слове, он отвечал по-другому: «Первая из всех заповедей – слушай, народ Мой!», а потом уже – возлюби и так далее. Понятно, когда мы не умеем «слушать», читать и понимать, то упраздняется смысл слова. Апостол Павел первой заповедью с обетованием назвал почитание родителей, и тогда «будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
   И вот, мы подходим к главному в определении «первых и последних». Иисус сказал шикарную притчу ученикам, очень важную для нас, людей последнего времени: «Ибо Царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано по утру нанять работников в виноградник свой». И далее, говорится, как хозяин четыре раза в течение дня выходил на улицу и нанимал работников, стоявших праздно в стороне. С первыми работниками он договорился за динарий, а последующим говорил – «и что следовать будет, дам вам». Наступил вечер, начиная с последних, все получили по динарию и первые начали роптать, что работали больше и перенесли тягость всего дня. Хозяин сказал – возьми свое, как договорились, я же хочу дать последнему тоже, что и тебе. Мораль сей притчи – не важно, давно ли ты пришел к Господу и служишь Ему или в конце жизни, плата - Царство Небесное, для всех одна. И далее, Он сказал знаменитые, но не всегда понимаемые слова: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». В других притчах о первых и последних, ставится вопрос о народах, которые будут более искренни в служении и вере – «и придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».
   Потом, от дел людей появилась история – первый закон (первозакон) дополнялся вторым (второзаконие) и далее, в наши времена разросся многими подзаконными актами. Первая Скиния воплотилась в различного рода религиозных зданиях – молитвенных домах, храмах, мечетях, синагогах. Первый завет и заповедь нашли свои отражения в морально-религиозных учениях. Об этом нужно много говорить, но мы скажем словами апостола Павла, что «все это были образы для нас, а описано в наставление нам, достигших последних времен». Говоря об устройстве первой скинии, первом завете и законе, он писал что «она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего» и все это завершается в лучшей, совершенной и последней жертве - Христе. Какой бы предмет Библии мы не рассматривали, он всегда замыкается на Христе, который есть – все во всем, и ради которого создавалась земля и писалось Слово.
   И в завершение. Как бы мы не рассматривали историю «первых и последних» людей и народов, она неизменно замыкается на последнем времени. Характеристика этого времени в Евангелии очень обширна, но есть один важный момент, на котором необходимо остановиться. Современный человек в познании последнего времени в основном замыкается в рассматривании природных знамений, которые происходят в природе. Но, в главном, когда речь идет о высших обетованиях Неба, то характеристика последнего времени должна исходить из глубины Евангельского учения. Апостол Иоанн, далеко не случайно был избранный ученик Христа, в произведениях которого заложены основные тайны Слова, пишет: «Дети! Последнее время. И как вы слышали. Что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем, что последнее время». И дополняет их внешнюю характеристику – «они вышли от нас, но не были наши». И далее, в другом месте послания, что особенно важно, развертывает их внутреннюю характеристику в учениях: «И духа заблуждения узнавайте так – всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во (от) плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Эта характеристика настолько важна, что во втором послании он опять повторяет эту характеристику антихриста. Помня, что эти учителя «вышли от нас», легко догадаться в чем суть их учения. Учение, которое мы подробно рассматривали в другом месте, сейчас только напомним, что это учение косвенно и прямо удаляет человека от высших обетований Отца, а именно – от Небесного Пира и Брачной Вечери Сына. Важна не характеристика знамений и не догадливость некоторых тайн Слова, но изменение и направление самой жизни. И вот, только тогда - последние станут первыми, а первые последними, где в лице «первых и последних» становимся мы, восставшие от «второй» смерти.


Рецензии