Статья о творчестве Пиндара

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(518 – 438 гг. до н. э.)
Пиндар – греческий лирический поэт. Он родился в местности Кенокелаф, недалеко от Фив. Происходил из аристократической семьи. Воспитывался и учился в Фивах, после жил в Афинах; там получил музыкальное образование. В Афинах начал заниматься поэтической деятельностью, где пробывал соревноваться с поэтессой Коринной, поэтами Симонидом и Вакхилидом. Пиндар занимался хоровой лирикой.
Самое раннее  из известных произведений Пиндара – Пифийская ода 10, написанное для Гиппокла  Фессалийского из рода Алеадов, победителя в двойном беге в 498г. до н. э.
В 478 – 474 гг. Пиндар жил у аристократов  острова Эгины. Затем по приглашению уехал на Сицилию жил при дворах Гиерона 1 в Сиракузах и Ферона в Акраганте. Там он прославлял в своих песнях победы, одержанные на играх этими владыками (Олимпийские оды 1, 2, 3; Пифийские оды 1, 2, 3) или их родственниками и друзьями (Олимпийская ода 6, Немейские оды 1, 9). Он также писал хвалебные и пиршественные  песни.
Ода на победу колесницы Гиерона была написана в 470 г. (Пифийская ода 1).
«Град соседний именем этой горы нарек
  Славный строитель его. Это имя
  Крикнул глашатай пифийских игр,
  Где победил  Гиерон
  В конском ристанье»…
  «Пусть с Гиероном с грядущем будет всегда
  Бог-совершитель. И пусть ниспошлет ему случай благой, что бы всех
  Мог он желаний достигнуть. В дому Дейномена,
  Муза, воспой мне коней четверку
  Славных. Ведь там не будет чужда
  Радость отцовских побед»…
Александрийские ученые разделили творчество Пиндара на 17 книг по жанровому принципу: гимны – 1 книга, пеаны (песни в честь Аполлона) – 1 книга, дифирамбы – 2 книги и т. д. Полностью сохранились только книги, содержащие эпиникии (песни в честь побед на играх). От остальных уцелели лишь фрагменты. Особой популярностью пользуется фрагмент дифирамба, прославляющего «фиалками увенчанные Афины».
Составляющие почти четверть всего творческого наследия Пиндара, эпиникии были наиболее известны. Они были поделены на книги по названиям больших общегреческих игр, с которыми они были связаны: Олимпийские, Пифийские, Немейские, Истмийские. Большинство составляют эпиникии двух родов: короткие, несодержащие  мифического повествования, которые пелись сразу после победы, и длинные, развернутые песни, которые обычно исполнялись на родине победителя на устроенном по этому случаю празднике.
Эпиникии Пиндара – это праздничные и официальные песни, с большой религиозной окраской, составленные согласно традиционным правилам хоровой песни. Они имеют строфическое  строение, представляют собой триаду – строфа, антистрофа, эпод. Каждая песнь имела собственный ритм и мелодию. В каждой из них были определенные составляющие: сообщение о победе и сведения о победителе, прославление атлета, его рода и отчизны, молитвы и просьбы к богам, нравственные заповеди и наставления.
В Александрийской библиотеке усердно изучали творчество Пиндара. В каноне лириков ему присуждено первое место. В 4 веке нашей эры Пруденций пытался подражать Пиндару в написании эпиникиев  в честь святых мучеников. К наиболее выдающимся подражателям поэта принадлежал «французский Пиндар» Пьер Ронсар.


Рецензии