Мой адрес не дом и не улица
Я побродил по улицам старой Риги, сел в электричку, почти пустую, и глубокой ночью вышел на станции Кретинга, уже в Литве. Автобус привез меня и еще нескольких отпускников прямо к Дому творчества. В вестибюле за массивным письменным столом сидела усталая женщина в кофте, наброшенной на плечи. Она выдала каждому по листку бумаги. Мы должны были, не таясь, излить на ней свою биографию в цифрах и фактах.
По столу беззастенчиво прогуливалась белка, обнюхивая телефон, авторучку, газету. Ее сообщница с такой же тщательностью обследовала пол. Регистратор встала из-за стола и, добродушно ворча, выпроводила их на улицу.
Художники в Доме творчества жили своей колонией.
Выезжали на пленэр, флиртовали, заводили для вдохновения короткие курортные романы, обсуждали свои работы, порядочно пили. У них был староста, избранный на демократической основе, — талантливый и мудрый молдаванин Филимон Хэмурару. Он превосходно иллюстрировал сказки для детей.
Со мной в одном номере жил тщедушный тракторист из Казахстана Белекей Шарипов, а по соседству весь в болезнях почтальон из курской деревни Зарубин и добродушный и наивный богатырь-киномеханик из Бердичева Александр. Его сразу стали звать "Саша с Уралмаша". Каждый проводил время как хотел. Я повадился ходить в костел, слушать орган. В огромном ухоженном парке было озеро. Оно замерзало, поселившихся там лебедей со всех сторон теснил лед. Я приходил сюда их подкармливать. Часами бродил вдоль берега моря в поисках янтаря. Собрал десять-пятнадцать капель. Побывал в Клайпеде и Лиепае. В одном из его кафе ради экзотики принял приличную порцию рижского бальзама. На сердце и в желудке потеплело.
В Паланге я чувствовал себя статистом, снимавшимся в фильме "Мертвый сезон". Чистенький, аккуратный и малолюдный в декабре "западноевропейский" городок. По первому же девственному снегу утром прошуршала на велосипеде простоволосая крепкая женщина в телогрейке и брюках. И тишина.
Отдыхающие в Доме творчества мужчины — художники и управленцы, инженеры и механизаторы — настойчиво атаковали юную статную красавицу: глаза с поволокой, бровь соболиная, здоровый цвет лица, походка "от винта", плывет по улице, якобы никого не замечая. С годами она обещала стать пышной, но не менее обольстительной женщиной. В том декабре она была строга и неприступна: медсестра... из Уфы готовилась выйти замуж. Башкирию в Литве представляла еще и Груня — комсомольский работник из Толбазов, добродетельная и несколько диковатая девушка.
Вечерами, прогуливаясь по Паланге, старики и молодежь, коммунисты и беспартийные вожделенно посматривали на огни ночного ресторана "Бируте": Каждому хотелось перешагнуть порог этого "вертепа", вкусить чуток сладкой жизни. За вход брали (боюсь ошибиться) то ли рубль, то ли червонец. Товарищи при деньгах (дам и господ тогда не было) отважно отдавались "Бируте", просиживая в ресторане до самого закрытия, до четырех утра. Их обслуживал официант, смахивающий на кадрового офицера абвера: военная выправка, мускулистая грудь, чисто выбритое лицо, редкие светлые волосы на голове. И при этом слегка презрительная мина, снисходительно-барское отношение к быдлу, которое приперлось в ресторан.
По субботам и воскресеньям из Вильнюса приезжали модные бит-группы (предшественники рок-групп). Они пели песни на английском языке из репертуара "Битлз", Тома Джонса, Энгельберта Хампердинка, Фрэнка Синатры... Иногда, чтобы потрафить россиянам, бородатый солист начинал импровизировать на ломаном русском языке:
По диким степям
Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой
на плечах...
Россияне умилялись, готовы были пустить слезу, горячо аплодировали, а, выйдя под утро из "Бируте", кричали что есть мочи на всю Палангу:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене молодого
З ума-розуму звела.
…Раньше я пользовался любой возможностью, чтобы хотя бы на день-другой завернуть в Москву. Так было и на этот раз. Я отказался от самолета Рига— Уфа и из Клайпеды поездом отправился в столицу. 31 декабря остановился в одной из гостиниц ВДНХ — самых доступных и любимых "простым народом". В номере, кроме меня, обосновались грузин и армянин — мужчины без возраста. Познакомились и по обыкновению советских людей заговорили о политике и политиках. Вспомнили Леонида Ильича, Владимира Ильича, и перед нами с роковой неизбежностью замаячил образ Сталина. Грузин восхищался его твердой волею и проницательным умом. Армянин и я называли его тираном, маньяком-убийцей. Мы начали хватать друг друга за грудки, назревала драка: южный темперамент — штука легко воспламеняющаяся. Вдруг армянин показал нам на часы: до полуночи оставалось несколько минут. Мы враз успокоились и полезли в свои чемоданы и авоськи, а грузин вдобавок распахнул створку окна и извлек из пространства между рамами сверток. На столе появились хлеб, водка, колбаса, яйца, сулугуни и вино. Разлили водку по стаканам и выпили за новый год, пожелав друг другу здоровья, счастья и добра. Потом выпили за дружбу. И любовь, добавил грузин. В ту ночь мы верили, что нет на свете такой силы, которая смогла бы нас поссорить.
Зарождался новый, 1971-й год.
Свидетельство о публикации №217091600819