КазИс советского детектива
Издревле существует в образованной и культурной среде такое известное выражение - «жена Цезаря вне подозрения». Казалось бы, какое отношение оно может иметь к советскому художественному детективному фильму «Берегись автомобиля».Режиссёр - постановщик Э.А. Рязанов? Совместный сценарий Э.А. Рязанова и Э.В.Брагинского.
Оказывается, самое непосредственное. И обязаны мы этим казусу именно советского детектива.Точнее, главному герою кинокомедии следователю Максиму Подберёзовикову.
Он мог бы значительно раньше "вычислить" Юрия Деточкина, если бы... Если бы только хорошо знал этот афоризм, а главное, подверг его сомнению. Другим словом, замахнуться на жену Цезаря, как режиссёр народного театра, в котором активное участие принимали детектив Подберёзовиков и преступник Деточкин, осмелился замахнуться на самого Вильяма Шекспира и поставить на любительской театральной сцене «Гамлета».
Однако, не будем нарушать логическую последовательность повествования и забегать вперёд.
В кабинете советского следователя Подберёзовикова находится пострадавший Дима Семицветов. У него прямо из гаража угнали «Волгу».
Не ту Волгу, которая плавно несёт свои воды прямо в Каспийское море, а «Волгу» в кавычках и на колёсах. Ещё её официально называют легковым автомобилем. Именно автомобиля и предлагают кинозрителям остерегаться создатели фильма. Они так и назвали свою киноленту «Берегись автомобиля». В смысле, берегите автомобиль, автомобиля берегитесь. Это напрямую касается и студентов, а также преподавателей ГИТИСа, ИБО улица, особенно её проезжая часть, всегда полна неожиданностей для водителей, пешеходов и,конечно, ГАИ. Или как она сейчас именуется –ГИБДД.
Кстати,ВАИ почему-то не переименовали,хотя они-близнецы-братья, как зеркальные братья Бобчинский и Добчинский.
А с тех пор, когда за руль автомобиля вдруг массово сели женщины, опасность моментально переместиться с этого света на тот свет, а с земли - на небо, увеличилась в разы.
Общение советского детектива и пострадавшего советского гражданина неожиданно прервал телефонный звонок. Когда Подберёзовиков взял трубку, то сразу узнал голос Юрия Деточкина. Тот, а он был на другом конце телефонного провода, известил, что не может временно принять участие в репетициях спектакля, поскольку очень сильно повредил ногу. При каких обстоятельствах это произошло, Деточкин умышленно не сказал. Единственное его откровенное признание заключалось в одной только опрометчиво произнесённой фразе: «Понимаешь, кругом понаставили капканов».
Хоть они и были партнёрами -любителями по народному театру, но интересы и цели у них были абсолютно разные. Даже взаимно исключающие друг друга. К счастью для Деточкина, советский следователь в ходе этого телефонного разговора не проявил должное профессиональное любопытство. Любознательность.Профессиональный интерес.И даже неуместное здесь слово "капкан" тоже его не насторожило. И всё потому, что следователь не был главным героем российских женских детективов Т. Устиновой.
Более расторопным и даже чересчур подозрительным в данном случае оказался пострадавший Дима Семицветов, который сразу насторожился и поинтересовался у следователя, кто повредил ногу. И у него были для этого очень веские причины.
Во-первых, нагло украли его частную собственность.К слову,украли не всегда означает,что угнали.И украли не у крали,а у Димона.
Во-вторых, – капкан, поставленный на хищника - угонщика,должен обязательно повредить ногу. Вот почему он и решил на уровне инстинкта, интуиции связать воедино два этих, казалось бы далёких друг от друга, жизненных факта.
Но советский детектив Подберёзовиков,воспитанный Коммунистической партией и Советским правительством, даже и не попытался зацепиться за эту неожиданно возникшую, прямо на его глазах, спасительную зацепку и,как ниточку,распутать клубок гуманного преступления.Иначе говоря, развить спонтанно возникшие и обоснованные,как потом показало время, подозрения у пострадавшего.
И виной этому - "жена Цезаря".Ну как же – жена Цезаря не должна быть подозреваемой. Это – постулат! Истина!
Поэтому советский следователь Подберёзовиков в силу подобных рассуждений и умозаключений безапелляционно отрезал:
-Это нога у того, у кого надо нога!
И сразу вспоминается забавная притча.
-Я сижу на берегУ, не могу поднять ногУ.
-Не ногУ, а нОгу!
-Всё равно не мОгу!
Вот так следователь Подберёзовиков бездарно упустил подвернувшуюся благоприятную возможность сразу,не теряя напрасно время, выйти на преступника. И всё потому, что был глубоко порядочным советским человеком,воспитанным и на Моральном кодексе строителя коммунизма. Он даже мысли не допускал, что Юрий Деточкин, его партнёр по спектаклю и преступник, – одно и то же лицо. Для него два этих лица были антиподами и находились по разные стороны баррикады.Не может человек,увлечённый священным искусством, который добровольно служит святому искусству,совершить преступление
Да и как могло быть иначе. Юрий Деточкин играл на сцене самого Гамлета – принца датского. Именно про него пел Б.Окуджава: «Капли датского короля, пейте кавалеры!»
Кстати, томик Шекспира, случайно оставленный Деточкиным на месте преступления, ещё одна зацепка, упущенная именно советским детективом.А именно данная улика могла бы натолкнуть следователя Подберёзовикова на путь расследования преступления, коварно совершённого страстным и ярым поклонником английской драматургической литературы.
А разве можно было советскому следователю упустить из виду "Беломорканал" и сигареты "Друг",которых не было во времена Шекспира.
Как видно из приведённых здесь примеров, подсказки сами шли в руки Максиму Подберёзовикову, который в силу ограниченности своего мышления и навязанных ему советским социалистическим обществом моральных и нравственных стереотипов, так и не воспользовался ими по прямому профессиональному назначению.
К счастью для Деточкина,и,к сожалению для Димона.
В последнем предложении просматривается диалектика.
Прозрел следователь, то есть открылись у него глаза, только после посещения мамы Юрия Деточкина, которая «поёт про паровоз».
P.S. В то безмятежное и по-детски наивное и счастливое советское время ни Брагински, ни даже Рязан ещё не знали и не догадывались, тем более никого не подозревали, что СССР, как тень отца Гамлета, накроет своим западным крылом Борис Абрамович Березовский и расплодит по всей стране великое множество антисоветских подберёзовиков типа МММ.
И вообще,"Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. вообще лестно чувствовать себя умнее авторов."
И даже... самого главного еврейского автора,добавлю от себя лично.
Свидетельство о публикации №217091600874