Крушение мифов

  В Израиле появилась своя "Поклонская". Это бывший военный цензор в звании бригадного генерала, а ныне министр культуры Мири Регев. Она заявила, что не смотрела и не будет смотреть фильм "Фокстрот" режиссера Шмуэля Маоза, но категорически его осуждает, потому что он клевещет на "самую моральную армию в мире" - ЦАХАЛ.
  Если не смотрела, то откуда она знает, что фильм - "клевещет"? Оказывается, его посмотрела одна из ее сотрудниц, которой фильм не понравился, и этого оказалось достаточно.
  Прямо-таки зеркальное отражение ситуации с Поклонской:фильм не смотрела и смотреть не буду;мнение высказали квалифицированные эксперты;фильм клевещет на святого государя...
  Обе даже имеют генеральское звание. Регев, кроме того, что министр, еще и депутат Кнессета:в Израиле такое совмещение не запрещено.
  Может, это мундир влияет на восприятие реальности, хотя он уже сменен на платье ?
  Шутить, конечно, можно сколько угодно, но проблема настолько серьезная, что в итоге не до шуток. Столь категорическое неприятие противоположного взгляда на события, как исторические, так и современные, говорит о том, что в обществе созрели и рвутся наружу новые тенденции, и оттого, насколько правильно они будут оценены, зависит дальнейшее развитие страны. Пойдет ли она вперед, или будет пятиться назад, или просто консервировать уже сложившееся состояние.
  В такой ситуации даже фильм может стать той лакмусовой бумагой, которая проявляет те наболевшие проблемы общества, которые ранее затушевывались, или до них просто не доходили руки, что мы сейчас и наблюдаем.
  Израиль всю жизнь живет в состоянии войны, даже если ее нет. Кругом враг, надо быть готовым к борьбе с ним, надо укреплять обороноспособность страны - на этих заповедях росли в Израиле поколения за поколением.
  ЦАХАЛ - Армия Обороны Израиля - был той священной коровой, на авторитет которой никто не смел покуситься. Она оставалась вне критики, её секреты, и не только оборонные, хранились за семью печатями, а проблемы и неудачи тщательно скрывались.
  Этому способствовало и то, что многие видные генералы становились потом и видными политиками, и в их интересах было поддерживать эти тенденции, ведь и у них наверняка случались ошибки и просчеты.
  Безусловно, армия и поныне имеет высокий авторитет в обществе, однако СМИ уже не затушевывают и негативные явления, которые случаются в ней:"случайную" гибель солдата, воровство со склада оружия для дальнейшей продажи, факты изнасилования, дедовщины...
  Но одно дело, когда об этом пишут израильские СМИ, а другое - "рисует" фильм, да еще получивший приз жюри Венецианского кинофестиваля,- "Фокстрот" Маоза.
  Награда фильму не впечатлила министра культуры Мири Регев, ибо, по ее мнению, любой антиизраильский фильм всегда с одобрением встречают в Европе.
  В фильме есть эпизод, когда две пары молодых палестинцев(юноши и девушки) переезжают контрольно- пропускной пункт, у них что-то выпадает из машины, израильские солдаты думают, что это - теракт и стреляют в палестинцев.
  Потом оказывается, что выпала какая-то безобидная вещь, и молодые палестинцы погибли без вины виноватые. Поэтому армейское начальство приказало скрыть все следы произошедшего, чтобы ничто о нем не напоминало.
  Если нечто подобное было на самом деле, то, скорее всего, во времена солдатской юности Маоза, а ему сейчас 55 лет. В 1882 году он принимал участие в первой Ливанской войне, и в 2009 его фильм "Ливан" получил главный приз Венецианского фестиваля.
  Ныне скрыть что-либо от общественности, особенно в маленьком Израиле, просто невозможно. Беда, однако, в том, что за прошедшие годы проблема палестино-израильских отношений так и не приблизилась к разрешению, и степень ненависти друг к другу по-прежнему остается на высоком уровне.
  Палестинские террористы набрасываются на солдат с ножами, отвертками, стреляют в них, а те соответственно отвечают.
  И вдруг в минувшем году против солдата, застрелившего террориста, который уже успел убить одного солдата, возбудили уголовное дело:он пристрелил уже раненого и упавшего на землю террориста.
  Весь Израиль "ходил ходуном", возмущаясь этим делом, считая, что политики использовали его в своих целях, но солдат сидит в тюрьме:ему дали "всего" полтора года, учитывая общественный резонанс.
  Не этот ли случай имела в виду Мири Регев, говоря о самой моральной армии в мире?
  Однако можно ли судить о фильме сугубо с этой точки зрения?
  Антон Долин, кинокритик и главный редактор российского журнала "Искусство кино, называет режиссера Маоза "одним из самых сильных  современных кинематографистов".
  Тщательно анализируя структуру фильма, Долин делает вывод:"Фокстрот" является превосходной трагикомедией о грехопадении и возмездии, прощении и беспощадности, любви и безразличии. И о том, что даже трагическую судьбу можно прожить как танец, не задумываясь о смысле или последствиях, а лишь следя за тем, как бы не сбиться с ритма".
  А Регев увидела в не увиденном ею фильме совсем другое, как и Поклонская - в "Матильде".
  "Я не знаю, понравится ли он мне, но я буду смотреть его",- сказал о "Фокстроте" президент Израиля Ривлин.
  Не пора ли и Путину так сказать о "Матильде"?

 


Рецензии