Обостренное чувство справедливости

      Дело было в начале 80-х. Как и положено, после того, как сыну исполнился год, я должна была выйти на работу, а детку в ясли отдать. Как ни болела душа, но других вариантов не предвиделось и я, двадцатилетняя наивная чебурашка, пошла к юристу в поликлинику для сынообустройства. Мадам с эффектным огненным цветом волос и явными признаками непопулярной в Союзе национальности ошарашила меня мгновенным отказом в моих притязаниях на место в яслях. Мест не было, в ближайшем обозримом не предвиделось, и вообще надо было сразу после рождения в очередь вставать. А мой жалкий лепет о том, что мне положено без очереди, потому как разведена и сына одна воспитываю, ее не тронул. Полистав некий рукописный довольно потрепанный журнал, она сказала, что поставит меня в очередь тех, кому положено без очереди, но обнадеживаться не позволила, показав, что у нее нас вон целый журнал.
      - Подумайте о других вариантах устройства ваших дел, - напоследок сказала мне она. Фразу эту я пропустила мимо ушей, были бы у меня другие варианты…

      Огорченная и совершенно непонимающая, как мне в такой ситуации быть, я доплелась до детской площадки, где подруга гуляла с нашими детьми. Раньше у детских песочниц собирались «женсоветы» - куча говорливых мамочек, которые делились всем, чем можно. Узнав о причинах моей печали, многие рассмеялись. Оказалось, что идти к юристу с пустыми руками – глупейшая затея. А чтобы из посещения вышел толк, необходимо «зарядить» рыжую мадам, то бишь дать взятку в размере трети зарплаты молодого специалиста.

      Тут же мне, никогда о подобном не помышлявшей, дали полную инструкцию по даче взятки, передававшуюся видимо из уст в уста.  Выглядело это так. Прихожу я с цветами – намек такой, из моей дамской сумочки очень зримо торчит угол конверта. Начинаю говорить о проблеме и произношу заветное:
- Я буду очень благодарна.

      Ну, а далее мне дают путевку, а я под букет осторожно подсовываю конверт.
Надо ли говорить, что на следующей неделе я, вооруженная знанием, конвертом и букетом гладиолусов (всегда терпеть не могла эти цветы) не очень решительно встала в очередь к юристу, вернее села. Да, села, потому что дело мне предстояло противное и противозаконное и ноги противненько подрагивали. В очереди сидели три дамочки без цветов и одна с букетом астр. Встретившись со мной взглядом женщина с астрами понимающе улыбнулась, от чего мне поплохело до тошноты.

      Когда подошла моя очередь, я уже немного пришла в себя и поняла, что начинаю тихо наливаться злостью на предстоящую процедуру. Войдя, я положила букет на стол, вытянула уголок конверта на видимую длину, как и было рекомендовано, немножко поныла о тяжести положения и произнесла пароль о благодарности. Мадам благосклонно покивала, поулыбалась, сказала, что обязательно войдет в мое сложное положение и даст мне путевку в ясли, находящиеся в 3-х минутах ходьбы от дома.

      Тут надо сделать отступление, чтобы дальнейшие мои действия стали понятнее. В школе и институте я была отчаянной правдолюбкой и поборницей справедливости. Я не была супер комсомольским деятелем, только культоргом, но идеи равенства и справедливости прямо-таки пылали в моем юном сердце.

      Вот и сейчас, пока юрист выписывала мне путевку и что-то вписывала в разные тетради и журналы, я пылала праведным гневом. Как! За какие-то пару строк и желание этой дамы на уютном хлебном месте жить лучше я должна отдать… Тут я начала представлять, сколько всего на эти деньги я могла бы купить сыну! Вышло так немало, что далее я ничуть не сомневалась. Получив в руки путевку и расписавшись в ее тетраде-журнальной отчетности, я горячо поблагодарила улыбчивую мадам, засунула уголок поглубже в сумку, взяла букет и удалилась, оставив ожидающую шуршащей благодарности в недоумении от подобной наглости. Букет был подарен нашему прекрасному педиатру, а сын получил нежданные подарки. Душа была чиста и пела от того, что я мне не пришлось запачкаться.

Какими наивными и верящими в торжество справедливости были мы тогда…


Рецензии