Новое в Родосл. Гл. 6 Николай Ч. 4 Память

На фотографии:
Слева – жена Николая Ананьевича – Раиса Дмитриевеа, моя бабушка;
Справа – дочка Аристарха Ананьевича – Ираида Аристарховна – двоюродная сестра моей мамы;
В середине – Я – Виктор Дудко (по линии отца,)  внук Николая Ананьевича, правнук – Анания Ионновича Покровских (по линии матери)
и моя сестрёнка – Марта (Рита) Дудко.


ИСТОКИ
НОВОЕ В РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА 6 НИКОЛАЙ
ЧАСТЬ 4 ПАМЯТЬ

ВСПОМИНАЕТ  ВИКТОР  АНАТОЛЬЕВИЧ ДУДКО – внук НИКОЛАЯ  АНАНЬЕВИЧА  ПОКРОВСКОГО.


У меня хранятся копии документов об аресте и расстреле, и затем – реабилитации моего деда (отца матери – Веры Николаевны Дудко, в девичестве – Покровской).

Документы эти я получил от моего двоюродного брата – Юриия Константиновича Ермалюка, сына Зои Николаевны Ермалюк, (в девичестве – Покровской), проживающем в Минске.

Вера Николаевна и Зоя Николаевна – родные сёстры.

Семейные узы были крепкими- то, что до сих пор передаётся по наследству.

Поэтому не удивительно, что на протяжении всей долгой жизни мамы Веры и тёти Зои  и они и мы – их дети, встречались при каждой  возможности, а уж переписывались-то в обязательном порядке.

Поэтому именно эти прошлые события, связанные с моим и Юриным   дедушкой – Николаем, мне легче рассказать посредством сохранившихся писем… 

Судьба Николая Ананьевича была  трагичной.

О  Николае Ананьевиче Покровском мы почти ничего не знали, кроме того, что он был священником, и был репрессирован в 1937 году.

Дома о нём не говорили никогда.

Но вот, однажды пришло письмо от моего двоюродного брата,  – Юры Ермалюка из Минска.


Письмо в Москву из Минска.

Адрес в Минске: «Минск ул. Горького, дом 139, кв. 52».


18.09.88 г.     ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МОСКВИЧИ – ВИКТОР  И  ИРАИДА!

Завершил хлопоты. Теперь мы уже все не родня «ВРАГА НАРОДА», а родня ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА, который в 1937 году прочитал в церкви отрывок из МТФ, 23: 7 – 10. Найдите сами.

У нас новостей особых нет. Мне – 60, но ещё работаю. Нэля служит женой, матерью и бабушкой. Мама Зоя уже слабая. Ей 85–ый год. Дочка Таня учит детей русскому и литературе в 5 и 8 классах. Сын Павел перешёл в журнал «Безопасность движения».

Жму руку!

      ЮРИЙ


Нужно объяснить – кто есть – кто, о ком упоминается в письме Юры.

Мама Юры – родная сестра моей мамы Веры – Зоя Николаевна.
Юрий – сын Зои Николаевны, мой двоюродный брат.
Нэлли – жена Юрия.
Павел и Татьяна – их дети…

Виктор – это я, сын Веры Николаевны.
Ираида – моя жена.


Следуя совету Юры, я открыл БИБЛИЮ – КНИГУ  СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ  ВЕТХОГО  И  НОВОГО  ЗАВЕТА. У нас  хранится Юбилейное издание, посвященное тысячилетию Крещения Руси (издание МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ  1988 года).

На 1042 странице, в ЕВАНГЕЛИЕ ОТ  МАТФЕЯ читаю в 23 ГЛАВЕ:

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал:

на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
всё же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.»



Какие верные слова! Их можно отнести к любой эпохе, и прошедшей и будущей. И они – не устареют, не заржавеют…

Я  обратися  с  просьбой к Юрию - выслать нам копии документов,  реабилитирующих Николая Ананьевича  Покровского посмертно.
 
Николай Ананьевич был репрессирован и расстрелян в 1937-ом году.

Письмо  Юры не заставило себя ждать.


                Здравствуйте, наши дорогие москвичи!

Витя и Ира, высылаю вам материалы о Николае Ананьевиче Покровском.  Как я их получил? Обратился с просьбой прояснить судьбу деда в Оренбургскую  областную прокуратуру.

Прошло месяца три и я решил,  что не получу ответа.

Вдруг раздался звонок.  - "Юрий Константинович,  просим быть у нас в Минской  областной прокуратуре во столько-то часов. Пропуск вам будет заказан".

Я прихожу.  Меня проводят в кабинет, усаживают и говорят, что получили ответ на  мой запрос.  И мне показывают конверт.  Я протягиваю к нему руку,  но конверт не получаю.  Мне зачитывают,  что мой дед,  Покровский Николай Ананьевич, служивший  священником в церкви в Бузулуке был арестован в 1937-ом году за участие в контрреволюционной антисоветской организации и приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение.

Проверили материалы дела и пришли к выводу, что Покровский ни в чём не виноват и он реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.
И, если я хочу получить справку о реабилитации,  должен ещё раз обратиться  в  Оренбургскую областную  прокуратуру,  что я и сделал на следующий день.

Написал, что не сохранились фотографии деда,  что мы не знаем подробностей и  т.д.

На этот  раз ждать пришлось всего две недели.  Прислали и справку и фото и  свидетельство о смерти.

Я возмутился тем, что в этом свидетельстве не указали причину смерти. Завязалась переписка, на которую я получал отписки. Они победили...

Кроме того, я написал письмо архиепископу Оренбургскому - Леонтию, рассказал о судьбе деда и попросил,  чтобы в Бузулукском храме поведали прихожанам о нём  и помолились за его упокой. Через пару недель Леонтий прислал мне письмо, что моя просьба выполнена.

И ещё я написал в газету Бузулукского района,  но получил бюрократическую отписку.

Я пишу эту часть письма под копирку, чтобы не повторяться, рассылая много писем родне.

После долгой переписки с УКГБ по Оренбурской области, меня вызвали в КГБ в Минске и прочитали выписку из дела.

"Покровский Николай Ананьевич, 1872 года рождения, уроженец о. Савруши Бугурусланского р-на, без определённых занятий, служитель религиозного культа, проживающий в г. БУЗУЛУКЕ по ул. 23-яя линия, дом 32, арестован 11 июня 1937 г. по сфальсифицированному обвинению в участии в контрреволюционной фашистской организации.

Постановлением тройки УНКВД Оренбургской области 14 августа 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1937 года. Место захоронения неизвестно. В настоящее время оно устанавливается, о чём будет сообщено в местной печати."

Бузулукский городской ЗАГС выслал мне также гербовое свидетельство о смерти, где указана эта дата – 16 августа. Причина смерти не указана.
Справку о реабилитации я посылал раньше.

Предлагаю 16 августа 1989 года помянуть отца Николая. Поставить в церкви свечи, подать поминальную записку.



Юрино письмо намного интереснее,  чем те официальные документы,  которые я считаю необходимым привести здесь полностью.

Это не только судьба родного  моего деда Николая Ананьевича, но это и история нашей страны, наших соотечественников, которых были  миллионы.

Эти  сухие строчки являются документальной историей, которую сегодня или перечёркивают или искажают, а порой просто забывают...


                Письмо в Москву из Минска.

6.01.89 г.              ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МОСКВИЧИ!

Поздравляем всех Вас с Новым Годом! Желаю счастья и здоровья! Вы,  поняли, что речь идёт о 13 января. Сердечные  поздравления и пожелания Вашей молодёжи!

Посылаю Вам одну бумагу, которая в душе будит печальные мысли. Вере Николаевне тоже послал. Если из Бузулука мне напишут, что обнаружено место похорон жертв сталинских репрессий, я попрошу положить туда цветы и от Вашего имени.

У нас всё старое.

      ЮРИЙ.



В письмо ЮРЫ вложена официальная справка о реабилитации Покровского Николая Ананьевича, Юриного и Витиного деда со стороны матери.



Министерство юстиции РСФСР
ОРЕНБУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
460000 г. ОРЕНБУРГ
ул. ПУШКИНА,31  тел. 7 – 59 – 67
1.07.88 г.  № 44 – у – 111

                С П Р А В К А

Дело по обвинению Покровского Николая Ананьевича, 1872 года рождения, до отъезда был служителем религиозного культа, проживал в г. БУЗУЛУКЕ Оренбургской области – пересмотрено судом.

Постановление тройки УНКВД Оренбургской области от 14.08.37 г. в отношении Покровского Николая Ананьевича отменено и дело производством прекращено за отсутствием события преступления.

Покровский Николай Ананьевич по данному делу реабилитирован.

Председатель ОРЕНБУРГСКОГО
Областного суда................................. Н.Н.ДАШУТИН.



«    У П Р А В Л Е Н И Е                220123 БССР г. Минск.
---КГБ ССР---               
ул.М. Горького, 139, кв.52.
по Оренбургской обл.
04.04.90 г. N T-38            ЕРМАЛЮКУ Ю.К.

г. Оренбург.

Уважаемый Юрий Константинович!
С уважением - начальник подразделения.................... В.Г. Крюков.»

 Высылаем Вам    Фотографию   НИКОЛАЯ НАНЬЕВИЧА, хранившуюся в «расстрельном» деле.      

     



Жена Николая Ананьевича - бабушка Виктора и Юры, пережила мужа на 21 год, и умерла в 1958 году.





Вера Николаевна, Витина мама писала  в письме:


 10.05.58 г.             ДОРОГОЙ ВИТЕНЬКА!
.......У меня, Витенька, несчастье...............

Умерла мама на 87-ом году жизни.

Из Тоцкого прислали телеграмму, приглашали на похороны. Конечно, я не поехала по многим причинам. На душе тяжело. Виню себя в том, что редко писала ей, а, главное, столько лет собиралась повидаться с ней и никак не могла выбрать время...

-------------------------------------------------------


У меня хранится фотография, на которой засняты - бабушка, Раиса Дмитриевна - мама Веры Николаевны, моя двоюродная тётя- Ираида Аристарховна и мы - дети Веры Николаевны: я – Виктор и моя сестрёнка - Марта.

К  сожалению – это единственная фотография бабушки - жены Николая Ананьевича.

Привожу эту фотографию в веру.

И  дедушку  и бабушку, все, кто их не знал по причине давних лет, или знал в раннем детстве, а то и просто по рассказам родителей и других предков –
будут помнить всегда, уважать за стойкость характеров, за их верную службу людям, вере и Богу.

 Спасибо им за хорошие гены,  переданные следующим поколениям, позволившим их внукам, правнукам и пра-правнукам вырасти, не посрамив род Покровских из Самарской губернии…


Главу о Николае Ананьевиче не кончаем на этих трагических событиях, постигших братьев Венедикта и Николая.

У нас нет сведений о судьбе детей Венедикта.

А по линии Николая Ананьевича, мы  попробуем уделить немного внимания – близким родственникам последующих поколений.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ


Рецензии