Пьеса Капитан Медицинской службы

«Капитан медицинской службы».

Действующие лица:

Капитан медицинской службы (КАПИТАН МС) - седеющий немолодой капитан, призванный из запаса. Обязательно всегда с полевым офицерским планшетом.
Натали  – женщина средних лет

Командир части – подполковник средних лет
Замполит части– молодой майор
Молодой лейтенант– молодой лейтенант

Дежурный части 1 – солдат средних лет

Пьяный солдат 1– солдат средних лет
Пьяный солдат 2– молодой солдат

Офицеры части
Солдаты части

Официант кафе «Гамбринус»– очень молоденький мальчик

Пьяный прохожий 1 – мужчина средних лет
Пьяный прохожий 2 – молодой мужчина

Прохожий студент – молодой мальчик с рюкзаком и на роликовых коньках

Посетители кафе «Гамбринус»
Прохожие на улице

Дежурный части 2– солдат средних лет

СанИнструктор с носилками (САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1) – немолодой боец с санитарной повязкой.
СанИнструктор с контуженым (САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2) – молодой боец

Раненый солдат на носилках (РАНЕНЫЙ)- молодой боец
Солдат после взрыва (КОНТУЖЕНЫЙ) - молодой боец

Солдаты в блиндаже

Терминология:

ППД - Пункт Постоянной Дислокации – место постоянного нахождения воинской части для проведения ее формирования, обучения, снабжения и др. нужд.


Вступление.

КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:

- Здравствуйте. Вы все-таки пришли? Иногда думаю, что нашему народу абсолютно безразлично, что вокруг происходит… А если и интересно, то только с позиций того, что они могут обсудить со своим окружением на работе, в баре, в чайной, с соседями на площадке или в купе…
Становится непонятным, что же может задеть человека больше, чем его собственные проблемы: здоровье, заработок, эмоции, ощущения…
Вот смотрите: началась Война. Да, поговорили, повозмущались, обсудили огромное число смертей и огромные доходы инициаторов Войны. И что? Опять сидим по своим «норам», опять играем в преферанс, пьем пиво, стираем белье, бегаем на свидания…
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ? ЧТО?
Смерти и доходы продолжаются, свиданки и пиво не заканчиваются, - и это свиданки, пиво, «норы» и белье вновь переходит на первый план, отодвигают на долго далеко еще недавно животрепещущую тему Войны..
Но для некоторых из нас Война стала путевкой в новую жизнь, новые отношения, создала условия для новых встреч, новых решений…
Особенно если прошлая жизнь по какой-то причине ушла в прошлое, на «задний» план. Если чувствуешь себя еще сильным, чувственным, жаждущим весны и любви.

Я чувствую себя интеллигентом и врачом,
Лишь одетым в офицерскую форму, -
Мирный пост главврача оставил на потом,
Раз война произвела такую реформу.

Во мне жив мирный человек
В одежде военного покроя,
Писавший истории болезней, и вовек
Не стоявший и не ходивший строем.

И во мне есть зверь, выпущеннй мной наружу,
Для борьбы с тем злом, которое всех захлестнуло,
На борьбу с болью, навязанную, ненужную,
Которое нас не обошло и никого не минуло.

Мирный человек... Всю жизнь жизни спасал.
Теперь как ото сна глубокого проснулся,
С возмущением и негодованием встал, восстал,
Словно от забытья или наркоза очнулся.

Из затворничества вернулся в мир людей, -
В омут боли, в мясорубку судеб.
Хочу, чтоб МИР настал на завтрашний день!
Хочу! И всё сделаю! И это будет!

И, знаете, я никогда раньше не был в Одессе, хотя с детства распевал песенки об Одессе из кинофильмов и блатного фольклора.
Неожиданно для всех, и для себя в первую очередь, я прибыл по распределению после «»учебки» в Одессу.
 
1 действие 1 картина: Знакомство с частью.
Внутреннее убранство казармы новой части:
Фон или вид в окне: «Горбатый мост»
• несколько разномастных столов с компьютерными мониторами посередине с надписью «Штаб» - несколько человек в форме работают с бумагами, подполковник, разговаривающий по мобильному телефону. За столами на заднем плане стоит знамя.
• в стороне отдельный стол с надписью «Командир»
• чуть ближе отдельный стол с надписью «Замполит»: майор с большими наушниками что-то слушает, махая в такт правой рукой
• с двух сторон двухъярусные кровати с табличками: «Солдатская Казарма», «Офицерская Казарма». Там лежат, сидят и стоят люди в форме: читают, говорят, едят. 
• около занавеса пост и дежурный с надписью «Дежурный».


Входит КАПИТАН МС.  Дежурный отдает честь. КАПИТАН МС ответно отдает честь, обращается к дежурному:

КАПИТАН МС: - Я капитан мед службы. Где находится кабинет командира части?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: - Прямо по коридору. Но там только кабинет. Он редко сидит в кабинете. Обратитесь сначала в штаб, скорее всего, он там в настоящее время.

КАПИТАН МС: - Спасибо.

Проходит, осматривает стол командира, подходит к штабу.

КАПИТАН МС: - Я капитан мед службы. Где я могу найти  командира части?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Я командир.

КАПИТАН МС: - Я капитан мед службы. Прибыл в вашу часть для прохождения службы.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Хорошо, пройдемте в мой кабинет.

Проходят к столу командира.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Расскажите, как попали в нашу часть.

КАПИТАН МС: - Прибыл после «учебки» в Вашу часть на должность начмеда и начальника мед. пункта.

Я оставил серых журавлей,
Яблоню и абрикос у дома,
И семейство белых лебедей,
И соседей, и людей знакомых,

Старый двор, потертое крыльцо,
Не засаженным оставил огород…
Мир явил мне новое лицо, -
На Войне пройдет грядущий год.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Раньше служили?

КАПИТАН МС: - Нет, хотя и мечтал всю жизнь. Но ни после школы, ни в Афган не попал по состоянию здоровья. Уже и с учета сняли по возрасту. Но в военкомате от меня приняли заявление, восстановили на воинском учете, направили к вам через «учебку». Добровольцем.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Жена, дети?

КАПИТАН МС: - И жены, и дети… Но я уже не женат.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Много жен? (улыбается)

КАПИТАН МС: - Нет, не много. Официальных браков было 5, число неофициальных я никогда никому не называю. (улыбается)

КОМАНДИР ЧАСТИ: - А что так много?

КАПИТАН МС: - Да, гадалка нагадала, - сказала, раз 2 макушки на голове (показывает), то и браков будет два. Но мы не привыкли отступать!... (улыбается) Сперва говорил, что Бог любит троицу. А теперь вынужденно говорю: Бог не дурак, - любит пятак. (улыбается)

КОМАНДИР ЧАСТИ: - А детей много? (улыбается)

КАПИТАН МС: - Законных известных мне четверо. От разных браков, сразу предвосхищаю обычный вопрос.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - А незаконных? (улыбается)

КАПИТАН МС: - Не должно быть… Я за этим следил… (смеется)

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Как в оперетте «Цирк» - один в Пензе и двое на Камчатке? (улыбается)

КАПИТАН МС: - Нет, ближе… (улыбается)

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Веселый Вы человек.

Заходит Замполит. Здоровается. КАПИТАН МС отдает честь.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Знакомьтесь, наш новый начмед. Прошу любить и жаловать.

КАПИТАН МС: - Капитан медицинской службы. (отдает честь)

ЗАМПОЛИТ: - Вижу. Какими судьбами к нам в Одессу?

КАПИТАН МС: - Прибыл после «учебки» в Вашу часть.

КЧ. – Вы сами приехали или с женой?

КАПИТАН МС. – Я ж сказал, что в разводе. Или не сказал?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - В грусти и печали?

КАПИТАН МС: - Нет, - в свободном поиске. Нет, в свободном полете… Нет, просто свободен!

ЗАМПОЛИТ: (смотрит вопросительно на командира) – Командир, Вы о чем это?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Да вот, многоженец наш новый капитан… (улыбается)

ЗАМПОЛИТ: - Это исправимо.

КАПИТАН МС: - Не надо!

ЗАМПОЛИТ: - Что не надо?

КАПИТАН МС: - Исправлять не надо!

ЗАМПОЛИТ: - Я имел в виду поправимо.

КАПИТАН МС: - И подправлять мне ничего не надо.

ЗАМПОЛИТ: - Почему?

КАПИТАН МС: - Отвечу словами из оперетты «Мистер Икс»:: Что выросло – то выросло… (улыбается)

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Ладно, товарищ майор, представьте пока капитана остальным офицерам.

КАПИТАН МС. – Можно сначала на медпункт?

КОМАНДИР ЧАСТИ – Всему свое время. Майор, ведите капитана в штаб.

ЗАМПОЛИТ: - Есть. Разрешите идти?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Идите оба в штаб. Капитан, не обижайте там моих офицеров. Вы самый старший там будете по возрасту, учите моих молодых.

КАПИТАН МС: - Есть, товарищ полковник.

Я по жизни иду с открытым забралом:
Говорю, мыслю, чувствую все как есть.
Не страшны враги, несущиеся встречным шквалом, -
Главное не опасность, а сохранить свою честь.

И не кланяюсь в пути пулям и хамам,
Не пресмыкаюсь перед начальством и правителями,
Не общаюсь с различным человеческим хламом,
Не стремлюсь в святые, ангелы и небожители.

От встречного ветра лицо не прячу,
От собственных долгов я не прячусь сам.
Если надо - смеюсь, если хочется - плачу,
И живу, - как хочу, - а не в угоду вам.
 
КАПИТАН МС: - Командир, разрешите один вопрос.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Разрешаю.

КАПИТАН МС: - Когда я поеду на передовую, на Восток?

КОМАНДИР ЧАСТИ – Когда командование прикажет.

КАПИТАН МС: - А разве это не боевая часть?

КЧ. – Нет, это «придворный» батальон. Мы охраняем штаб и некоторые объекты.

КАПИТАН МС. – Но я писал много рапортов в «учебке» о том, чтобы меня отправили на фронт. Мне обещали в военно-медицинской академии, что меня туда и пошлют.

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Капитан, мы должны не мечтать, а выполнять приказы командования.

КАПИТАН МС: - И какая же задача у нашей части?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - А нашей части, фактически, еще и нет. Она только начинает формироваться, потому у нас ни солдат, ни офицеров, ни ППД, ни складов.

КАПИТАН МС: - А медицинский пункт? А медсанчасть?

КОМАНДИР ЧАСТИ: - Нету пока, НЕТУ!!! Нет личного состава, медпункта, медикаментов, мебели, перевязочного материала, - ЕСТЬ ТОЛЬКО ВЫ! Это Вам предстоит его создать, найти, привлечь и обучить личный состав, наполнить склады медицинским имуществом, создать лазарет, обустроить санитарный транспорт… И это только начало. ВЫ ПОНЯЛИ МЕНЯ?

КАПИТАН МС: - Не до конца, пока только услышал. Мне становится непонятно, почему наш центральный штаб затребовал именно меня в вашу часть. Я думал…

КОМАНДИР ЧАСТИ: Думать будете после демобилизации. А пока выполняйте. Майор, забирайте капитана в штаб.

ЗАМПОЛИТ: (Обращаясь к офицерам в штабе) Строиться!

Офицеры строятся, поют или декламируют:

Построение - ежедневный наш ритуал,
Когда смотришь в глаза, не скрывая взгляда,
Когда командир, как отец, перед нами встал, -
Хоть ругается (У-у-у! Знаете как?!), хоть раздает награды.

Построение, - застыли воины в ряд, -
Римляне, апачи, волки, пехота, моряки:
Повышается дух, яснее каждый взгляд,
Выправка лучше, и руки крепки.

Построение. Команды: Равняйсь! Смирно!
Пожелание здоровья. Движение строем.
Для того, чтобы небо стало вновь мирным!
Чтоб народы жили в тиши и покое!

 КОМАНДИР ЧАСТИ: Товарищи офицеры. Представляю вам нашего нового начмеда. Капитан медицинской службы. Капитан, расскажите о себе.

КАПИТАН МС:
Врач, Патриот, Воин, Поэт.
Я так ассоциирую ныне себя, -
И по-другому не будет, нет,
Потому что пришла на землю беда.

Поэт, Воин, Врач, Патриот.
Новые песни и стихи в книге.
И душа зовет! И земля зовет!
И нет другого пути отныне!

Воин, Поэт, Патриот, Врач.
Война сменила понятия и привычки.
Сердце и мысли пустились вскачь.
Обострились чувства, раскрылись кавычки.

Патриот, Врач, Поэт, Воин.
Отныне Это МОЯ Война!
Дедов до последнего дыхания достоин:
И жизнь одна, и Честь у меня одна!
 
МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: (тихо) Ничего, капитан, это пройдет. Две-три ночи в солдатской казарме, и…

КОМАНДИР ЧАСТИ: (перебивает) Лейтенант, гусары молчат!

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Есть.

За спиной офицерского строя пробираются 2 солдата, с трудом стоящие на ногах. Что-то пошептались с дежурным солдатом, чем-то обменялись… Пошли в сторону коек.

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ 1: (поет) Эх, мороз, мороз…. Не морозь меня….

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ 2: Батя, не ори. Щас доплывем, - и …

КОМАНДИР ЧАСТИ: Солдаты, стой! Ко мне!

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ 1: Да пошел ты!...

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ 2: Тс-с-ссссс….

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ 1: (поет) Я сегодня до зори встану… Во широкое пойду поле…

КОМАНДИР ЧАСТИ: Щас я тебе встану! Щас я тебе пойду! (обращаясь к офицерам) Замполит!

ЗАМПОЛИТ: Я!

КОМАНДИР ЧАСТИ: Разобраться и доложить. Капитан!

КАПИТАН МС: Я!

КОМАНДИР ЧАСТИ: Организуйте освидетельствование на предмет наличия алкогольного опьянения.

КАПИТАН МС: Есть! А где?

КОМАНДИР ЧАСТИ: Разбирайтесь!

КАПИТАН МС: (приближаясь к командиру) С чем? С ними или как организовать?

КОМАНДИР ЧАСТИ: Со всем. Вольно. Исполнять.

КАПИТАН МС: Так ведь медпункта нет, где мне исполнять?

КОМАНДИР ЧАСТИ: Разговорчики. Это я с Вас спрошу, почему до сих пор нет медпункта!

КАПИТАН МС: Так я еще только прибыл!

КОМАНДИР ЧАСТИ: Это было уже полчаса назад. Вы уже полчаса начальник медицинской службы части, начальник медицинского пункта! Вы уже приняли должность и обязаны работать над поставленными задачами! И медпункт уже должен был открыться! Всё понятно?

КАПИТАН МС: Нет… Т.е. никак нет. Где мне их осматривать? Куда везти на анализ? Где санитарный транспорт, которым везти? Кто сопровождающий?

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: (тихо) А я говорил, капитан.

КОМАНДИР ЧАСТИ: Выполняйте.

ЗАНАВЕС.
 
1 действие 2 картина: Знакомство.

КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:
- Так началась моя служба в армии. Медпункта нет. Медицинских работников нет. Медикаментов и перевязочных материалов нет. Стола рабочего – и то нет! Все, что у меня было изначально – это только то, что я привез с собой: термометр, тонометр, фонендоскоп, несколько таблеток для собственных нужд в дороге, личная печать и уверенность, что я справлюсь. Работа, работа, работа… Ей не было конца. Солдатики и офицеры поспешили обратиться к появившемуся в зоне доступности врачу, - всем хотелось получить консультацию, - как о своем здоровье, так и познакомиться с новым офицером. Тем более – с врачом.
Отдушиной был мне только мой планшет с выходом в интернет. Я знакомился, болтал и переписывался на разных сайтах, писал новые стихи и прозу, читал и слушал новости.
На сегодня мне назначено свидание…

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.

Улица Дерибасовская. Столики около кафе «Гамбринус». На столике кофе, цветы, салфетки. Вокруг прохаживаются парочки, отдельные прохожие.

КАПИТАН МС: (подходит к столику, садится, заказывает подошедшему официанту кофе. Достает из полевого планшета записную книжку, что-то пишет в ней)

ОФИЦИАНТ: Может быть пиво или что-то покрепче?

КАПИТАН МС: Нет, не надо, не пью. Я хочу посидеть, отдохнуть.

ОФИЦИАНТ: Долго гуляли по городу?

КАПИТАН МС: Да. И я хочу помолчать. Можно?

ОФИЦИАНТ: Понял. Ухожу.

КАПИТАН МС: (к зрителям) Не хотелось бы привлекать внимание. Мой выход в город – чистая самоволка.

Припев хор: Если вы не видите доктора в строю, -
Значит на свободе я песнь свою пою,
Значит вольным ветром я дышу опять, -
Разве ж можно до рассвета мне в казарме спать?!.

И сегодня я ушел в самоволку
Без каких-то внешне видимых причин, -
Ведь нельзя сидеть на привязи долго
Средь других различных мужей и мужчин.

В самоволке и трава зеленее,
Небо чище, птицы громче поют,
Дорогие женщины милее,
Мясо слаще и теплее уют.

Припев хор: Если вы не видите доктора в строю, -
Значит на свободе я песнь свою пою,
Значит вольным ветром я дышу опять, -
Разве ж можно до рассвета мне в казарме спать?!.

Я и завтра уйду в самоволку,
Чтобы воздухом свободы дышать,
Чтоб никто не трогал мою холку,
Где искать меня никто не мог знать.

Я уйду не на пьяную сходку,
Не на легкий опийный дым, -
К женщине хожу я в самоволку:
Одинокая она, и я один.
 
Припев хор: Если вы не видите доктора в строю, -
Значит на свободе я песнь свою пою,
Значит вольным ветром я дышу опять, -
Разве ж можно до рассвета мне в казарме спать?!.

КАПИТАН МС: Что-то долго ее  нет.

НАТАЛИ:  (за спиной КАПИТАН МС) Здравствуйте. Вы КАПИТАН МС?

КАПИТАН МС: (вскочил, оглянулся, улыбнулся) Да, это я. Разве не похож на фото? Не обманул?

НАТАЛИ: Похож. Не обманул.

КАПИТАН МС: (протягивает цветы, подвигает стул, садятся) И Вы тоже похожи. Тоже не обманули.

НАТАЛИ: А зачем обманывать? Жизнь так коротка…

ОФИЦИАНТ: Что-то будете заказывать?

НАТАЛИ: (обращаясь к КАПИТАН МС) А что Вы пьете?

КАПИТАН МС: Кофе с коньяком. Будете? Или что выберете?

НАТАЛИ: Тоже кофе, но без коньяка. (к официанту) У вас есть кофе с кордамоном?

ОФИЦИАНТ: Нет.

НАТАЛИ: Тогда просто кофе со сливками.

КАПИТАН МС: Можем пойти на берег моря и купить соленой рыбы или сушенной икры. (улыбается)

ОФИЦИАНТ: Такое у нас тоже есть.

КАПИТАН МС: Милейший, Вы опять нарушаете тишину. Несите заказ, пожалуйста.

НАТАЛИ: Вы писали на сайте, что одиноки. Почему:

КАПИТАН МС:
Одиночество - самый надежный попутчик:
Там где нет людей, некому и предать.
Вопрос не в том, что хуже, кому лучше, -
Важнее знать от кого и что можно ожидать.

Только одинокому не плюнут нежданно в душу,
На самую больную мозоль не наступят,
Одинокому некого утомительно вечерами слушать
Но и в спину не ударят, и собак не спустят.

НАТАЛИ:
Одиночество не ад и не рай, конечно, -
Надеяться только на себя надежно.
Одиночество, - а не дружба, - может длиться вечно.
Ни под кого не подстраиваться становится возможно.

КАПИТАН МС:
Одиночество - самое стабильное положение,
Которое прекратить можно только самостоятельно,
Которое своим покоем уже дарит наслаждение,
И охраняется часто очень обстоятельно.

НАТАЛИ: Ну, не убедительно…

КАПИТАН МС: У каждого свой путь был в жизни.

НАТАЛИ:
Каждый выбирает свой путь, -
Свой принципы, свои приоритеты,
Кого любить, кого кинуть или просто пнуть,
С кого карикатуры писать или маслом портреты.

Выбираем каждый размеры пламени, -
Костра в душе и огня в камине,
Кто для вас молодой, а кто старенький,
Кто живой, а кто не существует в помине...

НАТАЛИ: И что потом? Куда Вы движетесь?

КАПИТАН МС: Не знаю, командованию виднее.

НАТАЛИ: Я имела в виду личную жизнь. Вы верите во что-то?

КАПИТАН МС:

Без веры жить - как жить без солнца,
Как без зовущего в тоннеле света впереди,
Как без открытого в жару оконца,
Без новостей, без жажды, без любви.

Без веры, - без любви, - без вожделения,
Без света от колеблющей свечи,
Без лика на иконе, без сомнения,
Без долгого молчания в ночи...

НАТАЛИ: Непонятно…

КАПИТАН МС:
Промелькнет жизнь для кого-то далекой планетой,
Падающей с неба яркой звездой,
Жарким костром уходящего лета,
Бурлящей на порогах горной рекой.

Просвистит жизнь как пуля над ухом мгновенно,
Как стрела над теменем в яблоко вонзенная,
Как комета, прошившая небо предрассветное,
И как надежда, случайно в пропасть оброненная...

Промелькнет окнами скорого поезда,
Фарами пролетающего по шоссе авто...
И посмотришь вслед, сокрушаясь поздно,
Поняв, что делал что-то не то...

НАТАЛИ: Да что Вы все время стихами и стихами. Говорите просто. Будьте проще, - и люди к Вам потянутся.

КАПИТАН МС: Они и так тянутся. На прием. А Вы потянетесь, если я перестану сыпать стихами?

НАТАЛИ: Ну уж не совсем без них… Но не так часто.

КАПИТАН МС: Как получается…

НАТАЛИ: Чем Вы заняты в свободное время?

КАПИТАН МС: Если честно, то свободного времени не было по жизни, да и сейчас нет. У нас в части более 500 солдат и офицеров, и вместо положенного количества медицинских работников – только я и фельдшер. Нет буквально ничего. И при этом никто не снимает с нас ответственности за выполнение поставленных задач. За отчеты, осмотры, контроль, и пр.

НАТАЛИ: Понимаю. Когда же Вы отдыхаете?

КАПИТАН МС: Вот сейчас. 

НАТАЛИ: Отпросились у командира?

КАПИТАН МС: Ага! У командира!... , - В самоволке! На все плюнул и ушел. Пусть расстреляют по возвращении. Да он мне добавил бы дополнительно задач. Потом замок (ой, простите, зам командира) провел бы у меня проверку документации, в результате повисло бы еще немеряно дел… Замполит бы не побрезговал присоединиться со своими задачами, - любому начальнику полезно пересадить часть обезьян со своих плеч на чужие.

НАТАЛИ: И когда это закончится?

КАПИТАН МС: Думаю, что после демобилизации.

НАТАЛИ: И никогда ни город посмотреть, ни в театр сходить?

КАПИТАН МС: Ну почему же? Мне командир обещал отпускать меня в театр. А я обещал брать с собой солдат и офицеров, доставать для них бесплатные контрамарки и сопровождать.

НАТАЛИ: Командир театрал?

КАПИТАН МС: Да нет, отказывается с нами ходить…

НАТАЛИ: Уже ходили?

КАПИТАН МС: Да. Впечатлений море:

Скоро палочкой взмахнет дирижер
И взметнется занавес ввысь.
Зазвучит божественный хор,
Поглощая и пробуждая мысль.

Офицеры проходят к своим местам, -
Капитаны, лейтенанты, майоры,-
Вдохновенно по залу ведут своих дам,
Приглушенно ведя разговоры.

Припев хор: Офицеры стоят стеной,
С ними женских улыбок краса,
Что прекрасней не знаю: офицерский строй
Иль прекрасных половин голоса.

Жаль, Война не дает одеваться им
Всем в парадный мундир с погонами, -
Потому что каждый страны этой сын,
И надежная всем оборона.

И на марше стеной, и в театре стеной,
На плацу, в карауле, в бою.
И всегда готовы заслонить собой
Семьи, дам своих, страну свою.

Припев хор: Офицеры стоят стеной,
С ними женских улыбок краса,
Что прекрасней не знаю: офицерский строй
Иль прекрасных половин голоса.

НАТАЛИ: А почему нельзя одеваться в парадную форму?

КАПИТАН МС: Пока страна ведет войну, пока льется кровь наших солдат и соотечественников, считается неэтично одевать парадную форму. Потому офицеры и в опере одеты в полевую форму.

Из-за сцены появляется группа людей, вместе с пьяными мужчинами. Что-то поют, размахивают руками.

ПЬЯНЫЙ ПРОХОЖИЙ 1: (показывает на КАПИТАН МС) Я же говорил, что в Одессе полно дезертиров! Вот вам и пожалуйста, представитель!

ПЬЯНЫЙ ПРОХОЖИЙ 2: Вызовем патруль?

ПЬЯНЫЙ ПРОХОЖИЙ 1: Зачем? Мы и сами это видим.
(шум голосов)

КАПИТАН МС: (медленно вставая) Я бы попросил…

НАТАЛИ: (вскакивает, повисает на руке КАПИТАН МС) Пошли отсюда, не надо.

КАПИТАН МС: Но…

НАТАЛИ: Ничего не говори. Пошли. Дуракам закон не писан.

КАПИТАН МС: Хорошо, пошли. О времена, о нравы…

ЗАНАВЕС.
 
2 действие 1 картина: Присяга в части.

КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:
- И снова Здравствуйте. Вы знаете, с чего начитается служба в армии? Нет, не с призывного пункта, не с казармы, не с командира. С ПРИСЯГИ! Пока вы не приняли присягу, никакая служба – не служба. До присяги можно уйти из части без разрешения, набить морду командиру, не подчиниться приказу… (Тс-с-сссс!... Об этом обычно ни мобилизованные, ни солдаты срочной службы не знают сначала, - а потом, после присяги, бить морду командиру или замполиту уже поздно.) Вам не могут выдать оружие, не могут назначить в караул, в наряд, вам не могут дать выговор или другое наказание… Вы для армии НИКТО! Как для Христа никто, пока вас не покрестят. Вы, если не приняли присягу, - не подпадаете под действие уставов и армейской дисциплинарной ответственности. Потому присяга, - самое главное, с чего начинается служба в любой армии.

Принимают мальчишки воинскую присягу,
С автоматами, вытянувшись в строй,
Присягают, рапортуют, подписывают бумагу,
И довольны друг другом и, конечно, собой.

Группы родственников напротив их встали, -
Женщины плачут, мужчины курят:
Мальчишки отныне воинами стали,
И могут идти под снаряды и пули.


ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.

Внутреннее убранство казармы части:
Фон или вид в окне: «Горбатый мост»
• несколько разномастных столов с компьютерными мониторами посередине с надписью «Штаб».
За столами на заднем плане не стоит знамя.
• в стороне отдельный стол с надписью «Командир»
• чуть ближе отдельный стол с надписью «Замполит»
Никого нет на своих местах.
• появился стол с надписью «Мед пункт»
• с двух сторон двухъярусные кровати с табличками: «Солдатская Казарма», «Офицерская Казарма». Там никого нет. 
• около занавеса пост и дежурный с надписью «Дежурный».

Входит КАПИТАН МС.  Дежурный отдает честь. КАПИТАН МС ответно отдает честь, обращается к дежурному:

КАПИТАН МС: Больные по записи есть?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Никак нет.

КАПИТАН МС: (оглядываясь в сторону казармы) Где личный состав?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: На плацу, скоро начнут принимать присягу. А Вы туда не пойдете?

КАПИТАН МС: Нет, я сегодня дежурный по части. Буду бдить здесь. (поднимает трубку) В лазарете больные все на месте? Ага… Да… Хорошо, дежурьте дальше.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Товарищ капитан, а нас теперь после присяги на фронт отправят?

КАПИТАН МС: Нет. По нашим законам на фронт могут направить только контрактников и мобилизованных. Ты ж «срочник»?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Да. «Срочник».

КАПИТАН МС: Присягу принял?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Буду принимать со всеми.

КАПИТАН МС: Ну, не мандражи. Вам надо не воевать, а деток рожать,

Не должны молодые идти на войну, -
Им и деток растить, и героев растить.
Потому и пошел я встречать Сатану, -
Чтоб могли наши дети смеяться и жить.

Не должны молодые в окопах сидеть, -
Им по паркам и скверам друг с другом гулять,
Жизнь свою воспевать, а не горе и смерть,
Им смеяться положено, деток рожать.

Не должны молодые с оружием спать, -
Надо спать, раскидавшись, не думать о взрывах,
Вновь и вновь им детишек рожать,
Создавать своим детям условия Мира.

Не должны сыновья на войне умирать, -
Не должны! – Повторять буду тысячи раз!
В мире жить надо им и детишек рожать,
По лесам и полям цветы дивные рвать,
Бесконечно рассветы над морем встречать,
И закаты ловить блеском радостных глаз.

КАПИТАН МС: Жена, дети есть?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Да, две.

КАПИТАН МС: Жены две?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Две дочки… А у Вас?

КАПИТАН МС: Мои детки далеко…

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: А сколько их у Вас?

КАПИТАН МС: Детей четверо…

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 1: Богатый папа!

КАПИТАН МС: Ну вот за них я и пришел в армию…

КАПИТАН МС подходит к окну, смотрит вниз.

Входит ОЛ

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: На родителей солтатиков смотрите?

КАПИТАН МС: Да, счастливые лица, хотя и озабочены несколько.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Смотри, смотри, какая дамочка! Симпатяга!

КАПИТАН МС: Ну и что? Она тебя самому тебе продаст задешево, а спросит потом задорого.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Зачем Вы так, капитан? Что же мне, на молоденьких не смотреть?

КАПИТАН МС: Конечно не смотреть.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Надо смотреть на женщин постарше? И что в них лучше?

КАПИТАН МС: Ну, давай разберемся: (заходит замполит, стоит слушает, - офицеры его не видят). Вот если ты «дружишь» (мягко говоря) с молоденькой… Она не знает, что сама хочет от жизни, за то хорошо знает, что тебе от нее надо. Она крутит тебе голову, выжимает твои карманы…

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Карманы – это точно!

КАПИТАН МС: Почувствовал уже? (смеется) То-то же! При этом она на длительную связь, замужество и нормальную семейную жизнь не готова. У тебя есть гарантия, что она до гроба останется с тобой?

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Смотря кто кого первым в гроб вгонит. (смеется) Конечно нет даже надежды.

КАПИТАН МС: При том, что она неопытная, неумелая, не знает ни домоводства, ни своего тела, ни жизни.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: И что делать? Искать среди зрелых?

КАПИТАН МС: Ну, своя специфика. Зрелые женщины могут временами ТАКОМУ научить… (смеется) И выжимать могут мастерски, и знают, что ты им изначально не нужен. И бросать будут без оглядки, - у них впереди целая жизнь, как они думают.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: В наше время ТАКОМУ могут уже и школьницы научить, говорят. Геем что ли становиться? (смеется)

КАПИТАН МС: Ну, зачем же? Есть еще старушки.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Старушки? Вы не шутите? Зачем?

КАПИТАН МС: А затем, молодой человек, что они с высоты своих прожитых лет понимают, что если ЭТО (ну, Вы понимаете?) будет, то очень возможно, что В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ. (смеется) И будут делать все, чтобы ЭТО не упустить, чтобы ЭТО повторить, - и будут ТАКОЕ творить!...

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Ну Вы даете!... (смеется)

КАПИТАН МС: Ну, да, ну да… (смеется) И накормят домашним… Давно пельмени домашние не ели?

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Не сыпьте соль на рану! Мне и пельмени, и манты, и драники мамины ночами снятся.

КАПИТАН МС: И на этом Вас тоже возьмут голыми руками… Точнее, голыми пельменями. Как сомика на наживку. И будут впредь употреблять Вас, как…

ЗАМПОЛИТ: (подходит ближе. Офицеры обмениваются воинским приветствием) Доктор! Ну чему Вы молодого офицера учите?

КАПИТАН МС: (тихо, в сторону) НЕНАВИЖУ, КОГДА ПОДСЛУШИВАЮТ! Ответ будет адекватный. (громко Замполиту) Уму-разуму. Чтоб под поезд дамский не попал, - особенно брачный. Ну, вот Вам много дранников готовит Ваша молодая жена? У Вас ведь она много моложе Вас?

ЗАМПОЛИТ: Ну…(смущенно)

КАПИТАН МС: Вот и я говорю ему и Вам: «Ну…». Я видел, как Вы сами пуговицу пришивали в кабинете. А жена где с вечера была?

ЗАМПОЛИТ: Злой Вы, капитан, - не любите женщин. Она с ребенком была…

КАПИТАН МС: Да, я видел как с ребенком дедушка – ее батя – весь вечер гулял по плацу, пока Вы в кабинете личные дела просматривали. А что делала в это время Ваша супруга, ни батя, ни Вы не знаете. Дранники и пельмени точно не готовила…

ЗАМПОЛИТ: Да Вы у меня ответите за такие слова…

КАПИТАН МС: И Ваш голодный взгляд я часто ловил на нашей лейтенанте-психологе… Да и с одинокой юристкой любите Вы поговорить долго в ее кабинете. И у бухгалтерши нашей позавчера все пирожки домашние перепробовали. Кстати, лейтенант, вы сравните мысленно: юная психолог говорила, что даже яичницу ей мама готовит, а бухгалтер - зрелого возраста - сама разные деликатесы готовит.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Да, я тоже ее пирожки и блинчики люблю. Пробовал… А психологичка и юристка только шоколадки трескают.

КАПИТАН МС: А у психолога или юристки Вы что-то пробовали?

ЗАМПОЛИТ: Попрошу без пошлостей, капитан!

КАПИТАН МС: Это Вы о пошлостях заговорили, а я имел в виду гастрономические ценности. Чувствуете разницу, политрук… Ой, простите, товарищ Замполит, - политруками это сословие уже давно звать не принято, - не соответствуете .политрукам. А что это Вы все на пошлости разговор спускаете? У вас и с этими пошлостями напряженка с молодой женой?

ЗАМПОЛИТ: Капитан! Не забывайтесь!

КАПИТАН МС: Я и не забываюсь. Вы пока выше меня по званию, а я с Вами именно как врач разговариваю. С надеждой помочь Вам, и особенно Вашей жене… (Улыбается)

ЗАМПОЛИТ: Да я Вас…

КАПИТАН МС: Съедите вместо домашних котлет? Говорят, Ваш тесть их неплохо готовит? А?

ЗАМПОЛИТ: (выскакивает за дверь) Доберусь я до Вас, докторишка!...

Офицеры некоторое время молчат.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Капитан, это правда, что Вы написали донос в министерство обороны?

КАПИТАН МС: Кто Вам такое сказал?

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Да не важно. Наши «старички»-штабные буквально слюной у Вас за спиной брызгают.

КАПИТАН МС: Я это заметил. Нет, лейтенант, я не донос писал, - я рапорта писал, чтобы меня отправили на фронт. Писал и пишу с момента, как в «учебку» попал, и продолжаю писать и теперь.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Ответили Вам на рапорт?

КАПИТАН МС: Да, меня записали на прием к министру обороны, - на личный прием.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: А когда?

КАПИТАН МС: Угадайте.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Так, если вам запретили выходить из расположения части до 25-го, то, видимо где-то 23-го или 24-го назначен прием у министра?

КАПИТАН МС: Да, именно так.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Имеют право не пустить на прием к министру обороны?

КАПИТАН МС: Они о правах не думают. Заперли меня, - и теперь ждут от меня неправомочных действий. Чтобы подвести или под суд уголовный, или под суд чести, - чтобы не пустить меня на прием к министру, - мало ли что я там бесконтрольно о них расскажу с глазу на глаз министру обороны… И на фронт тоже не пустить – просто чтобы напакостить… - а ТАМ смерть и раны.

Война к нам все ближе и ближе,
Она уже где-то рядом, -
То руки огнем нам лижет,
То алчным ласкает взглядом...

То красным глаза наливаются
От недосыпов ночных,
И женщины с нами прощаются
Отдельно от прочих родных...

То взглядом скользим мы по строкам
Приказов и предписаний,
То молча зовем кого-то
Из собственных воспоминаний...

В спокойные лица дышит
Дымным своим дыханием,
И в аттестатах пишет
В дорогу свои прощания...

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Не страшно?

КАПИТАН МС: На войну? – Нет! 

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Да то понятно… С командованием разосраться не страшно?

КАПИТАН МС: А что они мне сделают? На фронт пошлют, под пули? Так я этого и прошу. Зарплату урежут? Так я не за деньгами пришел в армию, а чтобы страна наша стала меньше терять своих сыновей. Наряды, дежурства дадут? Да мы с фельдшером и так не вылезаем круглосуточно из медпункта. Расстреляют? Ха! Может быть и хотели бы, особенно там (показывает пальцем вверх). Я ж типа превысил полномочия, минул ИХ в своих телодвижениях… Вы представляете расстрел меня перед строем части? (улыбается) 

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: (улыбается)   Да, Вы не пробиваемый… Для них. Понятно, почему не страшно…

КАПИТАН МС: А Вы подумайте вот о чем:

Наша страна возмужает на этой войне,
Станет сильнее, мужественнее, чище, -
Омоется свинцом, всё лишнее сгорит в огне,
И, как короста, отпадет все лишнее.

Война сплотит народ, покажет его силу,
Перераспределит ресурсы, производство, мысли.
Любой агрессор здесь найдет могилу, -
Война очистит нас, и мы их всех зачистим!

КАПИТАН МС: Вот когда огонь войны нас очистит, КОГДА ОБЪЕДИНИТ ВЕСЬ НАРОД ВСЕЙ СТРАНЫ В ЕДИНЫЙ ПОРЫВ, - тогда МЫ ПОБЕДИМ и станем лучше жить… И победим не только в этой войне. Но когда НАРОД победит в войне, он почувствует свою силу и победит во всем и всех! (обращается к молодому лейтенанту) Удивительно, - но факт. Этот стих был удален и запрещен администраторами на некоторых российских сайтах как не отвечающий законодательству - потому что он, будто бы, призывает к войне.

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: (тихо) Ничего, капитан, война закончится. (молчит) А что Вы сегодня вечером делаете?

КАПИТАН МС: А что? Вы что-то хотели предложить интереснее, чем сидеть в казарме?

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Да как Вам сказать? (улыбается) Да и какая казарма?… Вы – и в казарме? Не смешите! Тут и так вся офицерская казарма шутит, что Вы в этой казарме не живете. (Правда, Вас любят и прикрывают перед командиром и замполитом.) А где Вы живете?

КАПИТАН МС: Лей-те-нант!... Вы сексот? Ну и не нарывайтесь на дуэль! (смеется)

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: Нет, нет!... Я не о том! Вы ж, наверно, в мед-пунк-те ночуете?

КАПИТАН МС: (смеется) Вот так всем и говорите!..  Невозможно запереть человека так, чтобы он не мог думать, петь, мыслить, мечтать… И ЛЮБИТЬ! Если сам человек не хочет, чтобы его заперли. Вот Вы ж, говорят, по вечерам пьете чай в Аркадии, а не в части? Или не так? Морем любуетесь? А?...

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: А Вы откуда это знаете?

КАПИТАН МС: Говорят… Да и сам видел… А командир знает, что начальник всего автотранспорта части вечером отсутствует в части? А кофе во львовской кофейне на Дерибасовской вкусное было? Вчера, вечером… 

МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ: А почему я Вас не видел? НУ, капитан!... НУ, капитан!...

КАПИТАН МС: Лейтенант! Не боись! Мы свободные птицы! (грустно) Или Волки… Ладно, пошли на построение.

Уходят

ЗАНАВЕС.
 
2 действие 2 картина: Чувство.
КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:

- С чего начинается Родина?...
С картинки в твоем букваре?..

Помните эту песню времен СССР?
А с чего она, Родина, начинается в наши дни? Даже не знаю, как и ответить на этот вопрос.
Вот Я: родился не в этой стране, учился и рос в другой стране… Моя семья не со мной, мои детки далеко, хотя и живут в этой стране…
Там, где я родился, у меня нет ни семьи, ни родителей уже, - родители даже похоронены не там, а в другой стране... Друзей в процессе жизни школьных и институтских растерял, - новых не хочется…
Уже давно я принял для себя, и в связи с этим, что Родиной может человек назвать ту часть суши, тот дом или участок земли, где ему хорошо, где он нужен кому-то. Где есть люди, кто его ждет из дальних походов или просто с работы… Где тебе уютно вечерами, где ты с радостью просыпаешься, где идешь на работу с мыслью о скорейшем возвращении…
Не та страна или местность, солнце, которое светит мне, но не греет меня…
Не там, где живут и растут мои дети, - это ИХ Родина…
Но Детей и их Родину защищать буду! Значит, это НАША СТРАНА!
И здесь, в Одессе, я встретил ЖЕНЩИНУ! ЕЁ я тоже буду защищать!...

Помолчал… Посмотрел озорно в зал.

КАПИТАН МС: Но и сидеть на месте в части В ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧЕР В ОДЕССЕ не буду! Не могу! Я ж в Одессе! В ОДЕССЕ-МАМЕ!

КАПИТАН МС: А я уйду в самоволку опять, -
По Дерибасовской я буду гулять.
Как много ярких женщин вокруг! –
Из них к кому-то подойду я вдруг.

Поет хор: Вы не шарахайтесь, что в форме я, -
И помогите мне познать меня,
И окатите водопадом звезд,
А то я, кажется, в казарме замерз.

КАПИТАН МС: Я в самоволочку уйду в отрыв, -
Мне не нужны ни доктора, ни взрыв, -
Я буду кофе мирно попивать
И проходящим женщинам мигать.

Поет хор: А после прогуляюсь к Дюку я, -
Он одинок в ночи, и я его семья,
Холодный он на ощупь и на взгляд, -
И часто с люка дураки туда глядят.

КАПИТАН МС: Пройдусь потом до Воронцовского дворца, -
Ох! Озорное настроение ж такое! Гоп-ца-ца!
И мне так хочется пошкодить и запеть, -
Свободной птицею над городом взлететь.

Поет хор:  Хочу обнять весь мир и всю Одессу!
Послушать громко «мурку» или мессу,
Не задираясь с патрулем или ментами…
Спасибо папе! Спасибо маме! ХВАЛА ОДЕССЕ-МАМЕ!


ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.

Улица Дерибасовская. Столики около кафе «Гамбринус». На столике кофе, цветы, салфетки. Вокруг прохаживаются парочки, отдельные прохожие. Какие-то парни катаются на роликовых коньках. Играет тихая музыка.

КАПИТАН МС: (сидит за столиком, пьет кофе, что-то пишет в записную книжку, напевает) С чего начинается Родина…

НАТАЛИ: (подходит незаметно сзади, садится за столик) Поешь? Интересные у тебя песни.

КАПИТАН МС: (протягивает цветы, подвигает стул, садятся) Ну, я ж жду тебя. Потому мне хорошо, - здесь и с тобой. Как твой день прошел?

НАТАЛИ: Нормально. Чего такой грустный?

КАПИТАН МС: Да вот, тот мой рапорт пытаются трактовать как донос…

НАТАЛИ: Это кому-то надо?

КАПИТАН МС: Посадочное толстое место им свое прикрыть надо! Вот  и заволновались.

НАТАЛИ: (сердито) Капитан, вот скажи мне честно, ты смерти ищешь там? На Востоке.

КАПИТАН МС: С чего бы вдруг?

НАТАЛИ: Потому что дети не с тобой?

КАПИТАН МС: Да нет, не смерти.

НАТАЛИ: Славы? Денег? Наград? Званий? Зачем ты туда рвешься? Это не твоя родина, не твоя земля! Ты ей ничего не должен. Не ходи…

КАПИТАН МС: Понимаешь ли…

Я не хочу, чтоб страна наша стала колонией,
Иностранным амбициям местом цветения.
Чтоб диктовали мне всё люди сторонние,
И вернулось средневековое мракобесие, самосожжение...

Не хочу, чтобы мои дети стали холопами:
Сыны - рабами, дочери - проститутками.
Хочу чтобы памятники остались старыми,
И слова о выстрелах - в анекдотах и шутках.

ПРОХОЖИЙ СТУДЕНТ: (подъезжает на коньках к столику) Извините. Я только что слышал, как Вы говорили о стране и о Родине. Простите, я не знаю Вашего имени, офицер, но хочу сказать Вам спасибо! Огромное спасибо, что Вы с нами, что Вы за нас, что Вы готовы воевать и идете на фронт за нас. Позвольте пожать Вашу руку?!!... (хватает за руку, жмет, трясет ее)

КАПИТАН МС: Да, молодой человек, остановитесь… Спасибо. Вы даже не представляете…

ПРОХОЖИЙ СТУДЕНТ: Не надо ничего говорить. В моих глазах Вы герой. Мне хотелось бы тоже стать таким, но, боюсь, до этого далеко. Я хорошо понимаю, что своей спокойной жизнью обязан Вам и другим таким же воинам, - живым и погибшим. Я понимаю, что и Одесса, и вся страна только благодаря таким убежденным людям живет, и стоит, и стоять будет. СПАСИБО ВАМ! СПАСИБО! (и не дожидаясь ответа, пожав руку, бегом покидает сцену)

КАПИТАН МС: (обращаясь к Натали) Ну ты видела?

НАТАЛИ: Конечно видела! Ты сначала на всю Дерибасовскую кричишь о своем патриотизме, о готовности защищать государство, которое даже не твоя Родина, но при этом хочешь, чтобы тебя никто не видел и не слышал? А потом пытаешься отнекиваться такому парнишке? Хорошо, что не начал оправдываться! Чуть не начал… 

КАПИТАН МС: Странный город. В тот раз мы уходили с этого же вот места чуть ли не тайком. Практически облитые грязью, нечистотами, уходили, чтобы не было скандала, драки, проблем, а сегодня мне хочется петь, танцевать, и идти пешком с оркестром через всю Одессу:

Мне приятно смотреть женщинам в лица,
И когда они сморят мне встречно в глаза.
Раскрывает душа свои крылья, как птица,
И мне хочется всем им открыто сказать:

Вы находитесь под защитою Армии, -
Значит также и под моей защитой.
Государство наше не молодое, не старое
Нашим воинским трудом прикрыто.

НАТАЛИ: Ну так пошли гулять! По городу. К Оперному. К приморскому бульвару. К Дюку. К Воронцовскому дворцу. Одесса ждет нас!...

НАТАЛИ:
Мы идем по бульвару на зависть прохожим:
Капитанская форма - рядом летнее платье.
По всему побережью нету пары похожей,
Чтоб друг другу открыто дарили бы счастье.

По брусчатке идти, по асфальту и плитке, -
Нет препятствий ни берцам, ни длинным шпилькам.
Видим в лицах мужчин проходящих пытку,
Взгляды женщин с острым любопытством мельком.

Припев хор: Яркого солнца очерчен круг
С легким облаком вдалеке...
Вместе мы идет с тобою, мой друг, -
И рука в руке! И РУКА В РУКЕ!

КАПИТАН МС:
По жаркому городу, по палящему солнцу
Каблуки издают свой приятный звук.
Смотрят бабки на нас в свои оконца,
И в ответ своим мыслям крестят в след нас вдруг.

На обочине стоя пацаны притихли,
И девчонки с куклами нас глазами едят.
Сокрушая преграды, рвутся в небо мысли, -
И любви хотят, и мира хотят.

Припев хор: Яркого солнца очерчен круг
С легким облаком вдалеке...
Вместе мы идет с тобою, мой друг, -
И рука в руке! И РУКА В РУКЕ!

Прохожие на Дерибасовской и за столиками кафе:

Со счастливой улыбкой на руке повисла, -
Словно на руке несет ее капитан.
И война, и выстрелы, - всё теряет смысл, -
Всё лишь только прелюдия, антураж, обман.

То спокойным шагом, то идут вприпрыжку,
То пустились бежать, догоняя друг друга...
И плывут над ними чайки выше и выше, -
В добрый путь, капитан и твоя подруга!

Припев хор: Яркого солнца очерчен круг
С легким облаком вдалеке...
Вместе мы идет с тобою, мой друг, -
И рука в руке! И РУКА В РУКЕ!

КАПИТАН МС и Натали под руку уходят под песню со сцены, им машут в след прохожие и посетители кафе.

ЗАНАВЕС.
 
3 действие 1 картина: Прощание.

КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:

Новый поход. Снова новый поход.
Новые люди, фамилии, лица.
Снова меняют меню и погоду.
В новой постели полночи не спится.

Солнце и звёзды стоят по-другому.
Новые виды цветов и зверья.
Окна и крыши другие у дома. –
Только всё тот же вид воронья.

Пыль забивает и ноздри. И уши.
Ветер-«афганец» дует всю ночь.
Грусть и тоска забиваются в душу, -
Есть только память, чтобы помочь.

Века за веками, снова и снова
Сильные люди уходят в поход:
И Магеллан. Легионы Христовы.
Орда Чингиз Хана, «Железный поток»,

Гитлер, Гагарин, Христос, Македонский,
Наполеон и Владимирский князь, -
На лошадях, на быках и повозках
Часто месили дорожную грязь.

На ледоколах, ладьях, каравеллах,
В собачьих упряжках, оленьих возках. –
Двигались путники, дружно и смело,
Часто мешая радость и страх.

Через пороги бурных потоков,
За перевалы, покрытые льдом,
Мимо сыпучих барханов высоких,
Кратеров, пышущих дымных огнём.

Сквозь проливные дожди или бури,
Пыльные смерчи, ночной ураган,
Стены картечи, копья и пули,
Через жару южных стран.

Снова и снова, века за веками
Мужчины в походы шли далеко, –
За землями, золотом, шёлком, рабами,
За новыми мыслями, за вином.

Домой приносили и почесть, и славу.
В былинах и свитках их помнят века,
Любили их жены, детишек орава,
Соседи шептались из-за угла.

Домой приносили с достатком трофеи
(Чтоб смыть грязь дорог, пустынь и лесов),
Наряды диковинные и постели,
Рассказы о нравах далёких миров.

Но только вот дома потом не сидится, -
Их снова чрез время тянет в поход, -
Как вольному ветру, Волку иль птице, -
Опять поднимается и… и вперед!

И новый поход… И всё снова по кругу:
Дорога, грязь, боль, ветер, зной или лёд…
В компании новых друзей или без друга
Уходим, уходим, уходим в поход


ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.

Улица Дерибасовская. Столики около кафе «Гамбринус». На столике кофе, цветы, салфетки. Вокруг никого нет, отдельные прохожие. Играет тихая музыка.

КАПИТАН МС: (сидит за столиком, пьет кофе. что-то пишет в записную книжку) Грустно… То, что я столько времени добивался, наконец-то свершилось. Я получил приказ и новое назначение, - на передовую, в действующие войска.

Я нужен женщине, ну а душе нужна дорога,
Нужно движение вперед и вперед,
Пройти через прощание с ней у порога, -
И новое расстояние меня ждет.

Я нужен женщине, а мне нужны скитания,
Небритые лица, сложносочиненные слова, -
Вновь и вновь в жизни мы проходим через прощание,
От которых пустеют сердце и голова.

Я нужен женщине, - но бьется беспокойство
В груди, в сердце, в нетерпеливых ногах...
Есть чистая постель, и продуктовое довольствие, -
Но километры мысленно мелькают в глазах.

Я нужен женщине, и она мне нужна!
Но птицы должны жить в поднебесье, -
Тем более, раз идет в стране война,
Если не разменяны понятия чести.

Я нужен женщине, - но все ближе и ближе бой,
И в новый путь мне надо собираться...
А образ этой женщины я понесу с собой, -
Мне нужно на войну, а ей лучше остаться.

НАТАЛИ: (подходит незаметно сзади, садится за столик) Что пишешь? Что-то новенькое?

КАПИТАН МС: (протягивает цветы, подвигает стул, садятся) Да так, - и радость, и грусть. Мой рапорт удовлетворили, я начал сдавать дела в своей части и на днях уезжаю на Восток. В действующую бригаду. Я получил туда назначение.

НАТАЛИ: Представляю себе, как скрипит зубами твой замполит.

КАПИТАН МС: Даже и не представляешь! И не только он. Хотя народ в основной своей массе по-разному отнесся: кто-то меня не понимает, кто-то радуется за меня, поздравляют... Кто-то спрашивает, чего мне в Одессе-то не сидится, - мир, тепло, покой… Тепло, светло, и мухи не кусают…

НАТАЛИ: (грустно) Уезжаешь… Помню-помню твои стихи: «Новые люди, новые лица...» Уедешь и забудешь меня…

КАПИТАН МС: Да нет, не говори так! Я вернусь! Я обязательно вернусь! К тебе вернусь, к Одессе…

НАТАЛИ: Ты будешь мне звонить?

КАПИТАН МС: Конечно буду! В день по несколько раз. Как и здесь. Если не будет запрета на мобильную связь в местах дислокации.

НАТАЛИ: Ты вернешься? Точно?

КМНАТАЛИ:

Одесса милая осталась за спиной:
Ее театры, площади, фонтаны.
Вернусь сюда, хоть думаю вернусь совсем другой, -
Пройдя огонь, войну, чужие страны.

Приду опять я посмотреть на блески моря, -
Как на песчаный пляж накатывают волны,
Как ветер и песок друг с другом спорят,
Как розовый рассвет приходит сонный.

Приду к Екатерине, Дюку, Воронцову,
По Дерибасовской приду опять гулять,
Аркадию хочу облазить снова,
И на Таирова опять ложиться спать.

Привоз - как рынок - для меня – увы - не ярок, -
В чужих краях видал и ярче, и богаче...
Но по Привозу я пройдусь, взгляну в глаза товарок,
И семечек опять возьму на сдачу.

Одесса! Я к тебе вернусь, словно домой, -
Вновь погружусь в твои театры и фонтаны...
Вернусь!.. - Только вернусь совсем другой, -
Через проклятие войны, огонь и раны...

НАТАЛИ: Возвращайся! Мы с Одессой будем тебя ОЧЕНЬ ждать!

КАПИТАН МС: Я вернусь, верь мне! Жди меня! Только очень жди!

НАТАЛИ: А как же детки?

КАПИТАН МС: Ну, как-как… Не смогу я с ними проститься. Только заочно:

Детки мои! Вам стыдиться отца не придется!
Не придется при имени папы прятать глаза.
Подрастете, - и гордость за род наш проснется, -
Не затмит эту гордость ни долгая ложь, ни слеза.

Мои девочки маленькие! Вы растите, растите! –
Я вернусь всем назло здоровый, веселый, живой.
Обниму вас… За годы разлуки простите…
Ну, не мог папа раньше вернуться домой!

Доченьки! Мальчики! Мои милые лапочки!
Я вернусь, и не будет меж нами больше преград.
Вы прижметесь ко мне, - своему дорогому папочке, -
И не будет с тех пор злу возврата назад.

НАТАЛИ: А я? Я есть в планах твоего возвращения?

КАПИТАН МС: Конечно, есть! Только ТЫ, - будешь меня ждать?

НАТАЛИ: А что ж мы? Дети мы что ли? Конечно буду. Ну, что? Пошли домой?...

КАПИТАН МС: Конечно пошли. Побежали!...
 

ЗАНАВЕС
 

3 действие 2 картина: Война.

КАПИТАН МС Выходит на пустую сцену перед занавесом:

Я иду на войну, на поруганное пространство,
На забитые острым железом поля,
На просторы, где высунуть голову страшно,
Где горит даже то, что не может быть пищей огня…

И откуда встречают детей матери, вдруг седея…
И встречают друзья, сняв любой головной убор…
На коленях стоят, хоть живых, хоть мертвых лелея…
И любимые смотрят, - как в пустоту, - в упор…

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.

Внутреннее убранство блиндажа-медпункта: Стены и потолок обшиты бревнами и досками. Шкаф с медицинским крестом и надписью «Медикаменты. Перевязка. Первая помощь». Обычный обеденный стол, переделанный под перевязочный. Самодельный штатив для капельницы из швабры. Операционная лампа. Около входа медицинский флаг.
Печка-«буржуйка», двухэтажные койки, автоматы в «пирамиде». Перед печкой сидит дежурный, поддерживает огонь в печи.

Входит КАПИТАН МС.  Дежурный встает, отдает честь. КАПИТАН МС ответно отдает честь, обращается к дежурному:

КАПИТАН МС: Больные по записи есть?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Нет, никто не записывался. Приходил боец из саперного взвода, фельдшер сделал перевязку.

КАПИТАН МС: (оглядываясь в сторону блиндажа) Где личный состав?

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: В траншее, скоро начнут принимать «чемоданы» с той стороны. А Вы туда не пойдете?

КАПИТАН МС: Нет, я сегодня дежурный по части. Буду бдить здесь. (поднимает трубку) В лазарете больные все на месте? Ага… Да… Хорошо, дежурьте дальше.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Капитан, разрешите обратиться?

КАПИТАН МС: Обращайтесь.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Капитан, а если нам придется отступать? Если будет много раненных? Что будете делать?

КАПИТАН МС: Вытаскивать, оказывать помощь…

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Ну, это понятно… А если бой вокруг, а я ранен?

КАПИТАН МС:
Ты не можешь перезарядить пулемет
Из-за раненой перевязанной руки?
И не можешь бросить гранату вперед, -
Надо чтоб она летела без чеки?

Я подам тебе полный магазин,
И чеку помогу выдернуть из запала, -
Потому что ты все же не один,
Нас с тобой уже двое стало...

Потому что, хоть и медик я,
Но в бою, на перевале, в огне,
Никому не отдам я тебя, -
Раненого, - понесу на себе,

Или просто лягу рядом в окоп,
Будем вместе в два ствола стрелять.
Ты стрелок, - и я буду стрелок, -
И пошли они все в АД, бл@дь, гулять!

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Спасибо, капитан! Спасибо! Мне рассказывали о Вас, что…

Звучит взрыв за сценой. КАПИТАН МС и Дежурный части 2 оглядываются, подбегают к входу
Звонок телефона. Дежурный части 2 берет трубку.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Да, к нам прилетели тоже «чемоданы».

Одновременно вбегают несколько бойцов, вносят раненого.
Солдаты говорят сразу все: Где медик? У нас раненый. Позовите медика. Помогите! Помогите.

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: Товарищ капитан! У нас 300-й.  Есть еще и 200-й, мы его уже погрузили в Бэ-Тэ-эР.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Капитан, там еще одного 300-го ведут с передовой. Батя звонил.

КАПИТАН МС: (обращаясь к САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1) Что там? (обращаясь к солдатам) Кладите на стол, щас смотреть будем.

Солдаты кладут раненого вместе с носилками на стол, отходят к выходу.

КАПИТАН МС с САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1 осматривают вместе, накладывают повязки, жгуты, шину, делают уколы. Обмениваются фразами: держи, сюда, вот так, мужики тяните.

КАПИТАН МС: (к САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1) В госпиталь его. (обращаясь к Дежурный части 2) Зови Длинного с его «попугайчиком», пусть везет.

РАНЕНЫЙ: (пытается сесть на столе):

РАНЕНЫЙ: Нет! НЕ НАДО В БОЛЬНИЦУ! Я очень вас всех прошу!
Я сказал, что я еду в отпуск и папе, и маме!
Вместо отпуска как я скажу, что в больнице лежу?...

КАПИТАН МС: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

Солдаты: Он лежит на спине!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: Напряженный у парня живот…

РАНЕНЫЙ: Чуть тошнит! А внутри боль – как будто взорвалась граната…

Солдаты: Он прошел сквозь войну, и считает, что это пройдет, -

КАПИТАН МС: Но я принял решение: отправлять его в госпиталь надо.

РАНЕНЫЙ: Нет! НЕ НАДО В БОЛЬНИЦУ! Я очень вас всех прошу!
Я сказал, что я еду в отпуск и папе, и маме!
Вместо отпуска как я скажу, что в больнице лежу?...

КАПИТАН МС: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: Он прошел сквозь обстрелы, и сквозь окопный мороз.
В «броник» били дожди, и снайпер попал когда-то.
Он придумал для матери офигенный букет из роз, -

КАПИТАН МС: Ну а я решил, что к хирургу везти срочно надо.

РАНЕНЫЙ: Нет! НЕ НАДО В БОЛЬНИЦУ! Я очень вас всех прошу!
Я сказал, что я еду в отпуск и папе, и маме!
Вместо отпуска как я скажу, что в больнице лежу?...

КАПИТАН МС: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

Солдаты: И без всякой сирены пылит войсковая «таблетка», -
Все ночные ухабы дорог своим матом кляня, -

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: Мальчик в форме армейской, не плакавший даже редко,
Со слезами, вцепившись мне в руку, умоляет меня:

РАНЕНЫЙ: Нет! НЕ НАДО В БОЛЬНИЦУ! Я очень вас всех прошу!
Я сказал, что я еду в отпуск и папе, и маме!
Вместо отпуска как я скажу, что в больнице лежу?...

КАПИТАН МС:-- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

Солдаты: -- Ты сперва доживи до этого отпуска, парень!

Солдаты и САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 1 уносят раненого на носилках, слышна работа мотора, хлопанье дверцы автомобиля, звук двигателя уменьшается.

СИ-2 вводит другого солдата, сажает на стул.

КАПИТАН МС: Что здесь?

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2: А Вы послушайте: Он сидел в окопе после прилета тяжелых снарядов и говорил одно и то же, - не знаю сколько часов.

КАПИТАН МС: Повреждения есть:

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2: Нет, ни царапины. Только он не в себе, видите?

КАПИТАН МС: Вижу.

КОНТУЖЕНЫЙ: (сидит, упершись взглядом в землю, бормочет одну и ту же фразу ни к кому не обращаясь)

КОНТУЖЕНЫЙ: Мне друг перекинул в бою магазин с патронами
И сумку, в которой лежало четыре жгута.
Я отвлекся буквально на мгновение в сторону, -
Взрыв за спиной... ОТ ДРУГА НЕ ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ СЛЕДА!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2: Я слушал солдата, абсолютно живого,
Сидящего рядом на стуле передо мною,
Обычно одетого и совсем не больного, -
Но до сих пор, - до сих пор! - не вышедшего из боя:

КОНТУЖЕНЫЙ: Мне друг перекинул в бою магазин с патронами
И сумку, в которой лежало четыре жгута.
Я отвлекся буквально на мгновение в сторону, -
Взрыв за спиной... ОТ ДРУГА НЕ ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ СЛЕДА!

САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2: Он мял руками головной убор и китель,
И смотрел не в глаза мне, - просто мимо.

КАПИТАН МС: Не дом, не казарма, - бой стал его обитель,
Забравший полностью душевное здоровье и силы.
 
КОНТУЖЕНЫЙ: Мне друг перекинул в бою магазин с патронами
И сумку, в которой лежало четыре жгута.
Я отвлекся буквально на мгновение в сторону, -
Взрыв за спиной... ОТ ДРУГА НЕ ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ СЛЕДА!

КАПИТАН МС: Прокляните войну! Остановите взрывы!
Делитесь не патронами и жгутами!
Чтобы мальчики и мужчины были живы
И не рассказывали такое никакими словами:

КОНТУЖЕНЫЙ: Мне друг перекинул в бою магазин с патронами
И сумку, в которой лежало четыре жгута.
Я отвлекся буквально на мгновение в сторону, -
Взрыв за спиной... ОТ ДРУГА НЕ ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ СЛЕДА!

За сценой звуки  взрывов, крики приказов, стрекот автоматов, звуки машин. Вбегают солдат.

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: (Отрывает от уха телефон и обращается к КАПИТАН МС) Капитан! Батя приказал отойти на ДРУГУЮ линию окопов. Щас опять «чемоданы» прилетят.

КАПИТАН МС и САНИТАРНЫЙ ИНСТРУКТОР 2: Щас, щас…

ДЕЖУРНЫЙ ЧАСТИ 2: Батя сказал – срочно! ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!

КАПИТАН МС: (солдатам и СИ-2): Эвакуировать раненого. Срочно.

Солдаты и СИ-2 уводят раненого. КАПИТАН МС и Деж-2 берут автоматы, подсумки и тоже выбегают из блиндажа.

Гаснет свет. Раздается серия взрывов. Стрельба из автоматов. Опять взрывы.

Пауза.

ЗАНАВЕС

В темноте раздается голос из репродуктора:

По приказу Командующего Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины КАПИТАНУ медицинской службы, командиру медицинской роты Н-ской отдельной мотопехотной бригады оперативного командования сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, присвоено воинское звание МАЙОР МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ.

 
3 действие Занавес: Конец.

КАПИТАН МС в той же форме, но с погонами майора.
Выходит в каске, бронежилете, с автоматом, МедСумкой в руках на пустую сцену перед занавесом. Ставит сумку.
Молчит, что-то стряхивает на рукаве. Грустно смотрит в зал. Молчит.

ЗАНАВЕС  вздрагивает, но НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ.

КАПИТАН МС оглядывается, подходит, пытается подергать занавес.

Новая попытка открыть занавес, - ЗАНАВЕС НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ. Заглядывает за занавес. Оборачивается к залу.

КАПИТАН МС: Ну вот, заело… Но это не важно. Важно то, что Война ведь всё еще продолжается! Кто-то это не понимает, говорит, что это только АТО, что война не объявлена.
Но если гибнут люди, если гремят взрывы, если льется человеческая кровь, - разве это не война? Это кровь НАШИХ детей, - и детей этой НАШЕЙ страны! Почему ВЫ не все понимаете, что это война! Это не только Восток воюет, - ЭТО ВОЮЕТ и Одесса, и Киев, и Кировоград, и вся страна! Ведь из всех городов и сел нашей страны там гибнут солдаты. – МАЛЬЧИКИ И МУЖЧИНЫ! Вы посчитали, сколько их уже погибло? А знаете, сколько их погибнет еще? Я не знаю, и никто не знает…
ВОТ И СКАЖИТЕ! РАЗВЕ ЭТО НЕ ВОЙНА?!?!!...

Но мы вернемся, мы все вернемся! Но…

Мы вернемся другими с этой войны:
Кто худой, кто богатый, кто израненный телом,
С измененным - отличным - понятием тишины,
Кто гадливо прищурившись, кто смотрящие смело.

Мы вернемся с другой, непонятной отныне психикой, -
Завершенной в чем-то или развороченной взрывом,
С обостренной военной несправедливостью мыслью,
С обостренным желанием всем покоя и миром.

Мы вернемся другие, - если вообще вернемся...
Но вернемся в стихах, песнях и репортажах.
Мирным утром впервые другими проснемся, -
Будем розы на память сажать на местах военных пожаров.

И я вернусь. В ОДЕССУ вернусь. Я вернусь к Натали… Натали, ты слышишь меня? Я вернусь!

КАПИТАН МС: Сегодня Вы видели только ВТОРУЮ часть трилогии. Остальные части – в другой раз. Может быть, в 6 часов вечера после войны?… Может быть раньше… Не знаю! Пока идет война – не знаю! Еще не вернулись наши герои, рассказчики, слушатели.

А на сегодня всё! Всем срочно покинуть это помещение. ЭТО ПРИКАЗ! Скоро начнется артиллерийский обстрел.

Берет в руки МедСумку.
Звуки взрывов и стрельбы. Из-за занавеса крики: Годзилла ранен! Медика сюда, Медика…
Убегает со сцены сквозь слегка раздвинутый кем-то вручную занавес.

КОНЕЦ.

 


Рецензии