37. Земства и земля

Дореволюционное местное самоуправление до сих пор умиляет некоторых интелектуалов самоотверженностью врачей и учителей, создавая обобщенный портрет, напоминающий Антона Павловича Чехова. При этом любители земской старины как правило не обращают внимания на сословный характер земств, в которых на первое место выдвигались привилегированные группы. Если на низовом волостном уровне влияние крестьян было заметным, то уже в уездных земствах их представительство ограничивалось, а на губернском уровне сводилось к минимуму.

Неслучайно уездное собрание возглавлял уездный, а губернское - губернский предводитель дворянства. Кроме того, земское самоуправление находилось под жестким контролем со стороны губернаторов и министерства внутренних дел. Как говорил эсер Бертлиев: "Сельские сходы не могут ступить против воли земского и какого другого начальства. Если земский найдет какой-нибудь вопрос, который хотят обсудить крестьяне, незаконным, он может запретить совсем говорить о нем на сходе".

Во многих регионах (Сибири, Туркестане, Закавказье) земств вообще не существовало. Тем не менее, многие умеренные либералы, главным образом - кадеты, верили, что совершенствование муниципальных учреждений приведет к созданию общероссийского выборного органа, который без всяких революций даст стране конституцию. В условиях войны кадетам и близким к ним организациям удалось в 1914 году создать общегосударственное объединение - Всероссийский земский союз во главе с Г.Е.Львовым.

Однако реальные полномочия этой организации не пошли дальше помощи военным госпиталям. Таким же специализированным учреждением оказался созданный в 1915 году Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов (Земгор). Земства получили легальную возможность для координации своих усилий, но политическое влияние этих организаций в условиях монархии было весьма ограниченным. Ситуация изменилась с началом Февральской революции, проходившей при открытом одобрении земств.

Уже первые революционные преобразования обозначили различия в подходах к реформированию муниципальных органов власти. Массовое отстранение старых губернаторов сразу же нарушило контроль за земствами, которые требовали прислать новых представителей правительства. Комиссарами Временного правительства в уездах чаще всего назначали председателей земских управ. Но уже в марте 1917 года благодарные избиратели стали настаивать на замене старых начальников, избранных по сословным квотам ("цензовых элементов").

Не прошло и месяца, как в Гадяче, Волчанске, Пинске, Алешках и других местах начали отстранять недавно назначенных уездных комиссаров. В некоторых местах председателей управ не только отстраняли, но и арестовывали. В Ардатове земская управа была закрыта. Наравне со старыми муниципальными органами возникали Советы рабочих и солдатских депутатов, не предусмотренные никакими законами.

В этих условиях сохранение земств в том виде, в каком они существовали с 1890 года, было невозможно. 23 марта по решению Временного правительства было образовано Особое совещание для разработки реформ местного самоуправления, которое возглавил товарищ министра внутренних дел С.М.Леонтьев. Одним из первых преобразований стал закон о милиции, принятый 17 апреля для определения прав учреждения, не существовавшего в рамках земств до революции. Безболезненно включить революционные службы в старый государственный аппарат не удалось. Милиция продолжала существовать и как земское учреждение, и как подразделение Советов.

Но главным событием в преобразовании земств должно было стать расширение прав волостного самоуправления. Таким образом, перемены должны были начаться с нижних ступеней административной лестницы. 21 мая 1917 года Временное правительство приняло постановление "О введении волостного земского самоуправления". Было решено учредить в 9305 волостях Европейской России волостные собрания, которые должны были заменить сельские сходы и волостные правления.

Одновременно было принято решение "О производстве выборов уездных и губернских земских гласных". По замыслу реформаторов созданные правительством учреждения должны были обеспечить лояльность сельского населения. Как обещала газета "Народное дело": "Жители деревни будут управляться сами, сами будут умно переделывать свою жизнь".

Сложности начались уже с опубликования принятых постановлений, растянувшегося почти на месяц. Впрочем, и после ознакомления с официальными документами крестьяне не ощутили существенных перемен в своем положении. Согласно решению Временного правительства избирать земских гласных (депутатов) могли граждане, достигшие 20 лет, если они проживали в волости, или имели там дом, или находились на службе в этих местах, или выполняли обязанности, связанные с волостью. С одной стороны, такая постановка вопроса открывала возможность для создания всесословных органов, а с другой - возникала угроза подчинения волостных собраний состоятельным налогоплательщикам.

Положение осложнялось постоянным вмешательством уездных земских управ в формирование волостных избирательных комиссий. Нежелание старых "цензовых элементов" допускать крестьян в новые органы власти привело к массовому уклонению от выборов и даже от участия в переписи избирателей.

Ситуация не улучшилась и после того, как 17 июня Временное правительство утвердило Временное положение о земских учреждениях в Архангельской губернии и в губерниях и областях Сибири, согласно которому земские учреждения распространились вплоть до Якутии, Забайкалья и нынешнего Казахстана, за исключением земель "инородцев". 26 июля было объявлено о том, что выборы "волостных гласных" будут проводиться по пропорциональной системе, т.е. - по партийным спискам.

Подобная система оказалась совсем неприемлемой для крестьян, доверявших не приезжим партийным эмиссарам, а своим землякам. Сопротивление сельского населения было настолько упорным, что некоторые губернские земства стали самостоятельно вводить мажоритарную систему. Проведение волостных выборов растянулось с июля по октябрь.

Активность избирателей была повсеместно ниже 50%. Во Владимирской губернии участвовало 40,3% зарегистрированных избирателей, Воронежской - 39,3%, Витебской - 40,4%, Московской - 47,7%, Орловской - 42,4%, Петроградской - 37,4%, Пермской - 44,5%, Псковской - 32,6%. На фоне массового уклонения от выборов активно проталкивали своих кандидатов крупные землевладельцы. В Екатеринославской губернии управляющий помещика Жданова пригрозил: "Если вы не выставите в списке моего барина, он не даст вам земли".

Попытки продвинуть списки партий, выступавших против безвозмездной передачи всей земли крестьянам, заканчивались провалом. Громче всех кричавшие о земской реформе кадеты проиграли выборы почти во всех волостях. Таким же очевидным был успех партии эсеров. В некоторых волостях победили большевики.

Однако для большинства крестьян имела значение не партийная принадлежность, а реальная позиция в борьбе за право распоряжаться землей. Из этого вытекало равнодушие или враждебность к органам, созданным Временным правительством. В волостях предпочитали опираться на старые проверенные сельские сходы или на новые Советы, исключавшие барское вмешательство крупных землевладельцев или далеких чиновников. Как заявил лидер тамбовских эсеров Вольский: "Разница между Советами и органами самоуправления та, что у населения после выборов дум и земств связь с избранниками теряется, а у Совета же есть связь."

Неудивительно, что когда Временное правительство обратилось за помощью к земствам, его поддержали прежде всего губернские и уездные органы. Волости сделали выбор в пользу более левых партий. Со сменой власти в Петрограде начались перевыборы земских органов, которые все больше зависели от Советов. Те, кто открыто держались за старую систему, были отстранены, а остальные постепенно становились частью Советской власти. 24 января 1918 года Наркомат внутренних дел опубликовал указание: "При существовании Советов земским и городским самоуправлениям не должно быть места." На этом история земств была закончена.

                Список литературы.

1. Постановление Временного правительства от 21 мая 1917 г. о введении волостного земского самоуправления. Пермь, издание Пермского губернского статистического комитета, 1917. 42 с.

2. Ю.С.Кукушкин, Н.С.Тимофеев. Самоуправление крестьян России. М. Издательство МГУ, 2004. 208 с.

3. И.А.Тропов. Исследование истории земского самоуправления в 1917 г. в отечественной историографии. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2013.

4. Г.А.Герасименко. Земское самоуправление в России. М. Наука. 1990. 264 с.

5. Г.А.Герасименко. Земства в Февральской буржуазно-демократической революции. История СССР. 1987. N 4. С. 73-86.

6. Н.М.Пирумова. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала 20 века. М. 1977. 287 с.

7. А.Я.Аврех. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития. Вопросы истории, 1989, № 2, с. 17-31.

8. Ю.Г.Пасична. Первые законопроекты в сфере аграрной политики Временного правительства (март 1917 г.). Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 1 (9). С. 99-104.

9. Бертлиев. Что такое земство и как оно должно быть устроено. М. Земля и воля. 1917. № 21. 31 с.

10. М.Н.Матвеев. Земства Поволжья в 1917 - 1918 годах. Кандидатская диссертация. Самара. 1995.

11. В.И.Кострикин. Земельные комитеты в 1917 г. М., 1975. 336 с.

12. Л.Е.Лаптева. Земские учреждения в России. М., 1993. 133 с.


Рецензии