38. Без черты оседлости

Для евреев революция в России означала немедленную отмену вероисповедных ограничений, наиболее наглядным из которых была периодически перемещавшаяся "черта оседлости". Это сразу же отметил знаток еврейской истории С.М.Дубнов, который вечером 22 марта 1917 года записал в дневнике: "Знаменательный день: сегодня опубликован акт Временного правительства об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений, т.е. акт еврейской эмансипации в России. Осуществилась мечта целой жизни, цель страданий и борьбы четырех десятилетий. В этот момент я еще не могу постигнуть все его драматическое величие."

Министр-председатель князь Г.Е.Львов на встрече с еврейской депутацией сказал: "Мне редко приходилось так волноваться, как в настоящие минуты. Мы были в мыслях и чувствах братьями, но нам не давали соединяться. Давайте забудем страницы прошлого и будем вместе работать для укрепления свободы новой России". В виде ответной любезности петроградский раввинат в рамках своих полномочий разослал по синагогам текст специальной молитвы за Временное правительство и русскую армию.

Впрочем, поверить в необратимость перемен было непросто даже для политиков, посвятивших борьбе с самодержавием большую часть жизни. Кадет М.М.Винавер на всякий случай посоветовал евреям: "Не нужно сразу стремиться на те места, где нас не было до сих пор" и тут же сам согласился на место в Сенате, а затем - в Учредительном собрании. Отношение к новым возможностям представитель Бунда Ниренберг сформулировал "по-одесски" афористично: "Если мы не возьмем всех прав сегодня, то не дадут их завтра".

Брать свои политические права евреи, как и другие граждане России, начали сразу
же после свержения самодержавия. Одним из первых напомнил о себе Бунд или "Алгемейнер идишер арбетербунд ин Лите, Пойлн ун Русланд" (Всеобщий союз еврейских рабочих в Литве, Польше и России), сумевший легализовать свои уцелевшие организации. Вслед за другими партиями, он начал расширять свои ряды. Уже в первые послереволюционные недели в бундовской организации Киева насчитывалось больше 300 человек. Не менее активно росли ряды Еврейского рабочего союза в Екатеринославе, Бердичеве и Житомире.

1-4 апреля 1917 года в Петрограде состоялась X Всероссийская конференци Бунда, открывшаяся в зале Тенишевского коммерческого училища. Многие из участников этого мероприятия были уже известны в качестве активных деятелей РСДРП, в которой бундовцы пытались играть роль автономной секции на манер австрийской социал-демократии. Неудивительно, что на заседаниях конференции присутствовали меньшевики, надеясь возобновить союз. Всего в бундовском форуме приняли участие 63 делегата с решающим голосом и 20 - с совещательным, которые представляли несколько десятков тысяч членов партии.

Резолюция конференции об отношении к войне, принятая по инициативе Либера, Эрлиха, Рафеса, Канторовича и Заславского, была выдержана в умеренном "оборонческом" духе: "пока русской революции грозит опасность внешнего военного разгрома, конференция, видя в указанных выше путях борьбы против завоевательных стремлений господствующих классов лучший способ защиты свободной России и завоеваний революции, вместе с тем призывает рабочий класс и все другие слои населения России к скорейшей организации сил страны в тылу и на фронте для защиты революционной России от внешнего вторжения". Как обычно, бундовцы уделили особое внимание резолюции о национально-культурной автономии, подчеркнув, что она должна носить сугубо светский характер.

Однако "союз рабочих" был не единственной еврейской партией России. Главными конкурентами Бунда были сионисты, которые видели будущее своего народа в тогда еще турецкой Палестине (Эрец-Исраэль). Седьмая конференция сионистов (общих сионистов) прошла в Петрограде 24-31 мая (6-13 июня). В этом форуме участвовали 552 делегата, представлявшие почти 140 тысяч членов из 680 городов и местечек. Председательствовали на конференции И.Членов и А.М.Усышкин. В легальных условиях сионисты предполагали сосредоточиться на культурном возрождении в рамках традиционного уклада, превращении местечковых лавочников и ремесленников в рабочих и земледельцев на будущей родине, а также на политическом объединении еврейского народа.

Однако полного единства не было даже в рамках сионистской конференции. Возникли разногласия в связи с нежеланием собравшихся одобрить светский характер национальной общины. Не было поддержано предложение В.Жаботинского и И.Трумпельдора создать еврейскую армию для похода в Палестину. Впрочем, нежелание большинства сионистов присоединяться к одной из воюющих коалиций было вынужденным, чтобы не подвергать риску еврейские поселения на турецкой территории. Для бундовцев миграционные планы сионистов были "романтической утопией". Разделяло еврейские партии отношение к религии и даже национальный язык, будущее которого сионисты видели в иврите, а Бунд - в идише.

Впрочем, существовали сионисты, ставившие на первое место социальную революцию. По крайней мере, партия "Поалей Цион" ("Рабочие Сиона") настаивала на своем пролетарском характере. Эта группа сионистов не склонна была безоговорочно поддерживать "оборонческие" взгляды эсеро-меньшевистского блока. "Поалей Цион", как и большинство нелегальных партий России, до революции была сравнительно малочисленной. Однако сразу после легализации начался ее рост. В течение первого полугодия партия количество поалейционистов выросло с 2,5 до 16 тысяч членов. По мере обострения политического кризиса в России партия "Поалей Цион" раскололась на две группы: правую - во главе с С.И.Голь­дель­маном и левую - во главе с Г.С.Фридляндом.

Существовала и более правая Еврейская социалистическая рабочая партия (СЕРП), тесно связанная с русскими эсерами. Неофициально членов СЕРП называли "сеймистами", поскольку они выступали за создание еврейского парламента ("сейма"). Идею национального выборного органа поддерживали и другие партии, но расходились в принципах формирования этого органа. В мае 1917 г. Еврейская социалистическая рабочая партия и Сионистско-социалистическая рабочая партия (сионисты-территориалисты) объединились в одну партию, названную Объединенной еврейской социалистической рабочей партией (ОЕСРП) или "Фарейникте" ("объединенная").

Одновременно с укреплением левых группировок происходило политическое объединение на консервативном фланге еврейских общин, представленном немногочисленными религиозными партиями, каждая из которых считала себя неоспоримым авторитетом в вопросах тщательно регламентированного еврейского быта. При этом, на выработку общей политической программы в духе иудаизма ушло довольно много времени. В конце концов, ярые сторонники традиционного образа жизни согласились даже на 8-часовой рабочий день при условии закрепления права не работать по субботам. Только к лету 1917 года религиозным группам Москвы и Петрограда удалось объединиться в партию "Ахдос" ("Ахдус", "Ахдут", "Единство").

Но даже это движение могло говорить о себе только, как о представителях части религиозного еврейства. Существовали и другие религиозные партии, вроде "Нецах Исраэль" ("Вечный Израиль"). Помимо социал-демократических, сионистских и религиозных, существовали и небольшие либеральные партии, вроде Фолкспартей, основанной при участии историка С.М.Дубнова.

В Петрограде действовала близкая к кадетам Еврейская народная группа, в рамках которой работали М.М.Винавер, Г.Б.Слиозберг и О.О.Грузенберг. Пестрота политического спектра еврейских партий затрудняла взаимодействие даже в вопросах, традиционно считавшихся бесспорными. Когда на еврейском совещании, проходившем в Киеве 9-11 мая, бердичевский раввин предложил встать в честь Торы, бундовцы демонстративно не двинулись с места. Чтобы замять возникшее недоразумение, писатель С.А.Ан-ский (Раппопорт) предложил выразить уважение к Торе, считая, что она "не только религиозный символ, но и символ вековой еврейской культуры".

В итоге бундовцы покинули Киевское совещание, заявив о несогласии с "черно-голубым еврейским блоком". Разногласия между еврейскими партиями открыто проявились на Государственном совещании в августе 1917 года. Представитель Еврейской народной группы О.О.Грузенберг заявил: "Мы верим, мы хотим верить, что, сильное своим демократическим тылом, Временное Правительство найдет пути к спасению отечества, и в этой вере мы считаем необходимым сосредоточение в его руках полноты всей мощи верховной власти, достойной великой страны."

Однако выступивший следом бундовец Р.А.Абрамович не разделил оптимизма "еврейских кадетов": "Наша родина переживает дни тяжелого кризиса, годину величайшего бедствия... Завоевания революции подвергаются опасности, реакция поднимает голову, и вместе с ней, - мы это отчетливо осязаем и видим, - по стране уже начинают ползти мрачные тени прошлого, антисемитская и погромная агитация. И потому мы особенно остро сознаем, что всякое ослабление революционного напряжения  у народов России, всякий сдвиг вправо неминуемо и прежде всего отразятся самым гибельным образом на положении еврейских трудящихся масс..."

Такая же острая полемика развернулась между еврейскими представителями в Совете Республики. Определенные надежды на преодоление разногласий между национальными партиями связывались с Всероссийским еврейским съездом, намеченным на октябрь 1917 года. Были даже проведены выборы, в ходе которых на Украине сионисты получили 36% мандатов, бундовцы - 14,4, "Ахдос" - 10, ОЕСРП - 8,2, Поалей Цион - 6,3, Фолкспартей - 3, Еврейская народная группа - 1 и местные группы около 20%.

С.М.Дубнов оценил кампанию по проведению съезда весьма скептически: "Можно ли закладывать фундамент во время пожара?" Делегаты, которых рассчитывали собрать в Петрограде до Учредительного собрания, смогли съехаться только летом 1918 года. На внутриеврейских выборах лидировали сионисты, однако политические предпочтения евреев России не ограничивались чисто национальными партиями.

Во многих общерусских партиях хватало уроженцев еврейских местечек и кварталов. Соответственно значительная часть избирателей-евреев голосовала за русские партии. В некоторых случаях члены Бунда  избирались по общему списку с меньшевиками, а "Фарейникте" - вместе с эсерами. Особенно это было заметно в губерниях Центральной России.

Существенно изменила обстановку австро-немецкая оккупация районов в пределах бывшей черты оседлости, где проживало большинство евреев. Всероссийский еврейский съезд прошел в качестве "съезда демократических общин" 30 июня - 4 июля 1918 года в Москве. К этому времени вопрос о сохранении традиционных общин для многих евреев уже отпал. На первое место вышла сугубо светская перспектива развития страны и приземленные вопросы выживания во время гражданской войны.

                Список литературы.

1. Бунд: документы и материалы, 1894-1921. Сост. и авт. коммент.: Ю.Н.Амиантов и др. Москва. РОССПЭН, 2010. - 1358 с.

2. Д.С.Кузнецов. Еврейские политические партии в Пензе в годы гражданской войны 1917–1922. Сб. ст. Пенза, 2017. 114 с.

3. В.И.Гусев. Бунд, Комфарбанд, Езсекция КП(б)У: страницы политической биографии (1917-1921 гг.). М, 1994.

4. В.С.Собкин, Т.А.Климова. Лев Выготский между двух революций: к вопросу о политическом самоопределении ученого. Национальный психологический журнал. 2016, № 3 (23), с. 20-31.

5. А.В.Бородкин. Еврейская община г. Ярославля в XX в. Труды по иудаике. История и этнография. Выпуск 9. Евреи Европы и Ближнего Востока: история, социология, культура. Материалы Международной научной конференции 27 апреля 2014 г. М. СПб. 2014. с.175-180.

6. М.Рафес. Очерки истории еврейского рабочего движения. М.-Л. 1929.

7. О.В.Будницкий. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). М. РОССПЭН. 2006. 551 с.

8. М.Вольфсон, М.Рафес. Бунд. БСЭ. 1-е издание. Т. 8. 1927.

9. Г.В.Плеханов. Ответ нашим непоследовательным сионистам. Сочинения. Т. XIII. ГИЗ. М. 1926.

10. Революционное движение среди евреев. Под редакцией С.Диманштейна. Т. 1. Москва. Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. 1930. 298 с.

11. О.О.Грузенберг. Очерки и речи. Нью Йорк. 1944. С. 105-107.

12. Книга о русском еврействе (1917-1967). В 3-х книгах. Союз русских евреев. Нью Йорк. 1968. 468 с.


Рецензии